Основатель Азербайджанской эмиграционной печати | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ягублу, Н. К. Основатель Азербайджанской эмиграционной печати / Н. К. Ягублу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4356/ (дата обращения: 24.11.2024).

В статье исследуется деятельность М.Э. Расулзаде после оккупации Азербайджана большевиками 27 апреля 1920 года. Примечательно, что, несмотря на трудности жизни в эмиграции, М.Э. Расулзаде продолжал свою борьбу за независимость Азербайджана, создал Азербайджанский национальный центр, множество газет, журналов и вёл активную пропаганду за суверенитет Азербайджана.


Also analyzed is M.E.Rasulzadeh’s activity in the post occupation period after April 27, 1920. Remarkable, that in spite of difficulty of life in emigration, M.E. Rasulzadeh has issued number of newspapers and magazines, and was continuing his struggle.


В конце 19-го в начале 20-го века в общественно-политической и идеологической жизни Азербайджана произошли некоторые изменения, которые сыграли большую роль в судьбе народа. В этот период роль передовой интеллигенции, опирающейся национальные, демократические принципы развития, должны особо отмечаться. В этой плеяде особое место занимает М.Расулзаде. Объективно оценивающий политически идеологические процессы, он несмотря на выступления в начальных периодах как социал-демократ, был реалистом. Идею социал-демократа он старался превратить в принципы реального общества, а не в абстрактное будущее.

Рассматривая и анализируя эмиграционную публицистическую деятельность мыслителя в общем можно придти к выводу, что в его выступлениях занимало особое место вопрос о независимости Азербайджана, старался доказать, что этого можно добиться не только революцией и насилием, а вдвигаемыми политико-идеологическими и научно-философскими принципами, в результате проведение правильной политики. Расулзаде своими общественно-политическими и научно-философскими мыслями, заложил основу современной государственности в нашей истории. Он считал, что национализм первее всего-патриотизм. То есть, он старался социальные и государственные вопросы свести к одному. Поэтому в какой-то период давший большое значение национальному вопросу, он в дальнейшем свои мысли формирует в конкретной форме ( 1, с. 15).

М. Расулзаде впервые дал широкое обсуждение вопросам языка, религии и национальной культуры. Помимо этого он оставил для азербайджанского народа большое художественное и публицистическое наследие. Его заслуги в просвещении народа и в его самопознании бесценны. Исследуя прошлое культуры Азербайджана и, сравнивая его с современным периодом, М.Расулзаде в книгах, издаваемых в 1934-ом году «Шефибейство», «Проблема Азербайджана» (Анкара-1996), «Борьба Азербайджана за независимость» ( Варшава-1938) и др. книги.

В журнале «Йени Кавказия» М.Расулзаде давал подробные известия из Азербайджана и передавал свое недовольство по поводу беспредельности русской империи: «Принадлежащая к патриотическому объединению «Мусават» одна часть молодёжи, месяцами, находящаяся в тюрьмах Баку, подвергается мучениям и в тюрьмах России» (3, с.5). В другой газете, продолжавший путь «Йени Кавказия» указывается: «Также как в Баку невозможно найти хлеб, сахар и молоко, нет и газа в мире». Повсюду царит голод и бедность. Народ больше не слушает пропагандистов коммунизма. Рабочий класс и крестьяне говорят «достаточно обманывать нас!» выступают против коммунистов и выгоняют их из своих кругов» . ( 3 ).

Силу и стимул борьбе, направленной против большевизма, придавали статьи, напечатанные в газете «Одлу Йурд». Название Азербайджана «Огненный край» носит половинчатый характер, так как в данный момент существует не один, а два Азербайджана. «Золотой Азербайджан, являющаяся под русским захватом и национальный Азербайджан, носящий в душе не погасающий огонь свободы и независимости!... Национальный флаг Азербайджана- вот наше лицо! Лицо народа, борющегося за возвращение свободы, во имя создание национального государства!». (6, с.3). Выпускающаяся в Берлине газета «Истиглал», также являлся ареной для М.Расулзаде: «Представленная вам, это газета имеет цель довести до мира культуры голос, звучащий во имя защиты священной борьбы. Голос национальной борьбы Азербайджана – вот голос волнующий нас! » (4).

М. Расулзаде очень сильно сожалеет о невозможности продолжения деятельности в Турции, остаётся не довольным тем, что идея свободы подавляется и отмечает, что это делается руками братской страны Турции. Но несмотря на это, он не меняет отношения к Ататюрку и понимает, что Турция сделала этот шаг из-за давления.

В своей книге «Азербайджанская Республика» М.Расулзаде верит в то, что народ вернёт свою потерянную свободу, ведь он уже познал, что такое независимость и теперь не сможет жить без него: «Чтобы коммунизм не делало и в какой цвет не перекрашивалось, бы, есть одна истина – нации и народы себя познали, азербайджанец понял, что он тюрок и годами пролитые слёзы и кровь не является ли, причиной возникновения новых позиций, мнений, лозунгов. Это ужасная и невыносимая трагедия способствовала рождению одной большой идеи – идеи свободы! Принадлежащая России материально, независимый Азербайджан морально существует. Самым ценным приобретением Азербайджана в такой потере и есть это мысль. Сейчас есть пропитанная любовью независимости и желанием национального правительство молодёжь, которая несмотря на давления и запреты, день и ночь работает и ждёт малейшей возможности. Появиться это возможность и тогда флаг, опущенный в сердцах, она возвысит реально и скажет : « Однажды поднятое знамя больше не опуститься!» (5, с.131)

После падения Демократической Республики М. Расулзаде, находясь в эмиграции, описывал моральное состояние Азербайджана на тот момент: «Нет той культурной атмосферы родного, национального и религиозного, есть только коммунистическая идеология и советский патриотизм. Национальные и народные ценности только объединяясь с этим дуэтом существует и любыми в противном случаи убью и раздавят…». ( 5, с. 6)

Кроме выше указанных тем и проблем, М. Расулзаде очень много трудился над идеей объединение всех народов Кавказа. Находясь в эмиграции, он также всей силой боролся за реализацию этой идеи и всё время говорил о том, что в борьбе против русского захвата есть нужда объединиться. Не случайно что, в программе партии Мусават, принятой в 1919-ом году, эта проблема занимает особое место. Ещё в 1929-ом году М. Расулзаде в одном из своих статей, напечатанных в «Одлу Йурд» писал: « В политических идеях, вдохновляющих всех кавказских народов, включая Азербайджан, в борьбе за освобождения, особое место занимает также лозунг Объединения Кавказа… Выражающий единство Кавказа, и, принятый сегодня среди кавказских народов лозунг, это лозунг Кавказской Конфедерации». (6, стр.2) Естественно что, против этой идеи были настроены многие и для её разрушения делали всё, что могли. Расулзаде по этому поводу писал: « Конечно же, эти демагоги понимают полезность создания Кавказской Конфедерации и хотят ввести в мысли кавказских народов сомнения и с психологической стороны отдалить их друг от друга. На самом деле весь этот шум о «Пантуранизме» состоит из двух лозунгов:

  1. Приди в себя, русский народ, тебе грозит монгольское нашествие!

  2. Кавказские народы, берегитесь, если вы уйдёте от России, то попадёте под власть Турции!».

М. Расулзаде пришёл к такому мнению, что трудности и мучения этого края, в последний период показали, что сепаратская форма движения различных кавказских народов принесло несчастье не только этому народу, но и всем кавказским народам». Он придерживался того мнения, что независимость Кавказа, являясь спокойствием всех кавказских народов также важный аспект международного мира. (7, с. 108)

М. Расулзаде, который уделял большое внимание развитию молодёжи, старался создать все условия для её образования, хорошей жизни, тревожился о её будущем, не отделял их от борющихся за независимость и призывал их к борьбе: «Азербайджанский тюркизм и национализм ныне находится в плену у чужеземцев. Это безжалостная сила запрещает молодым читать книги, кроме «Азбуки Коммунизма». Она изгнала из библиотек все книги национальных мыслителей. Но несмотря на это, борющаяся азербайджанская молодёжь, ставит перед собой одну задачу – независимость. Они зубрят не «азбуку коммунизма», а «основы тюркизма». Он считает, что на плечах молодого поколения стоят большие задачи: « Молодёжь! До тебя из ничего был создан символ идеализма- национальный флаг и, поднимая его, произнесли мы: «Однажды, поднятое знамя, больше не опуститься! Конечно, ты не убивая нашу надежду, этот флаг, опустившийся со здания парламента на пылающие сердца азербайджанцев, должен поднять снова над зданием парламента и на этом пути ты станешь или шахидом или праведным!».

Несмотря на то, что М. Расулзаде находился вдалеке от Родины, он делал для нее и для её независимости всё, что мог. С помощью печати, своими выступлениями, также политикой, которая была направлена на приобретение независимости, он ввёл борьбу за свободу. Но он не довольствовался только этим: «Довольствоваться только эмиграционной деятельностью в ведении национальной борьбы и мерить тактику и отношение борьбы только в этих рамках, значит уменьшать её значение». ( 3, с. 4)

М. Расулзаде был верным принципу, привязанным к идее, показателем терпения, жертвования и силы. В 20-ти летнем возрасте, сказавший «Свободу нациям, независимость народам!», в 71 года скончался с той же мыслью. До конца жизни он верил в эту мысль.


Литература:

  1. Ягублу Н. «Национально-освободительная борьба Азербайджана и М.Э.Расулзаде», Баку, 2001 г.

  2. Расулзаде М.Э. « Проблема Азербайджана» Анкара, 1996 г.

  3. «Новый Кавказ», журнал. 1926 г., №2

  4. «Независимость», газета, 1932 г., №1

  5. Расулзаде М.Э. – «Азербайджанская Республика», Баку, 1990 г.

  6. «Огненная страна», журнал, 1929 г, №3

  7. Расулзаде М.Э. – «О пантуранизме», Париж, 1930 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджан, народ, особое место, азбука коммунизма, здание парламента, идея свободы, Кавказская Конфедерация, независимость Азербайджана, русский захват, Турция.


Похожие статьи

Борьба за демократизацию образования в начале ХХ века

В данной статье описывается развитие в Азербайджане педагогического движения в начале ХХ века и содержит информацию о том, что в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого века социально-политическая ситуация в России породило возрождение и рене...

Амбициозный агитатор и пропагандист Жак Садуль

В статье на основе ранее не опубликованных архивных данных рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность члена Французской военной миссии в России, капитана Жака Садуля. Благодаря этим документам, автор предлагает новый взгляд на личность...

Принципы построения государства в произведениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади

Реализовать мечты о мирной жизни и благоденствии страны и народа всегда считалось важным при построении мощного государства. Для этого нужна не только физическая, но и духовная сила. Формирование в людях этой силы, особенно воспитание у подрастающего...

Об историческом аспекте исследования культурного наследия Гянджи XIX века (на примере творчества М.Ш.Вазеха)

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Торгово-дипломатические отношения РСФСР с зарубежными государствами в 1917–1924 годах

В статье автор рассматривает причины начала торгово-дипломатической блокады России после захвата большевиками власти, а также путь выхода из нее, проделанный советскими дипломатами. Особое внимание уделяется действиям Л. Б. Красина в переговорах с пр...

О некоторых особенностях развития научных исследований в Гяндже

В данной статье было исследовано развитие научной среды Гянджи на основе разных источников и материалов. Также изучены основные особенности развития этого культурного центра в современном периоде.

Общественно-политические воззрения джадидов

В данной статье рассматриваются общественно-политические воззрения джадидов. Подчеркивается, что первым общественно-политическим течением, вступившим на путь борьбы за национальную независимость в Туркестане, было движение джадидизма. Отмечается, что...

Выдающиеся медики и биологи Германии, умершие сто лет назад (в 1918 году)

В статье на основании изучения доступной биографической, медико-биологической и педагогической литературы дается краткое описание жизненного пути и научно-творческой деятельности выдающихся медиков и биологов Германии, внесших значительный вклад в ра...

Научно-исследовательский кабинет музыки и талышский музыкальный фольклор

Талышский музыкальный фольклор включающие в себе уникальные мелодии, ритмы и тексты представляет собой духовное наследие, отражающее истории, традиции и образ жизни талышского народа. Живя на протяжении столетий бок о бок, они впитали в себя что-то и...

Похожие статьи

Борьба за демократизацию образования в начале ХХ века

В данной статье описывается развитие в Азербайджане педагогического движения в начале ХХ века и содержит информацию о том, что в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого века социально-политическая ситуация в России породило возрождение и рене...

Амбициозный агитатор и пропагандист Жак Садуль

В статье на основе ранее не опубликованных архивных данных рассматривается агитационно-пропагандистская деятельность члена Французской военной миссии в России, капитана Жака Садуля. Благодаря этим документам, автор предлагает новый взгляд на личность...

Принципы построения государства в произведениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади

Реализовать мечты о мирной жизни и благоденствии страны и народа всегда считалось важным при построении мощного государства. Для этого нужна не только физическая, но и духовная сила. Формирование в людях этой силы, особенно воспитание у подрастающего...

Об историческом аспекте исследования культурного наследия Гянджи XIX века (на примере творчества М.Ш.Вазеха)

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Торгово-дипломатические отношения РСФСР с зарубежными государствами в 1917–1924 годах

В статье автор рассматривает причины начала торгово-дипломатической блокады России после захвата большевиками власти, а также путь выхода из нее, проделанный советскими дипломатами. Особое внимание уделяется действиям Л. Б. Красина в переговорах с пр...

О некоторых особенностях развития научных исследований в Гяндже

В данной статье было исследовано развитие научной среды Гянджи на основе разных источников и материалов. Также изучены основные особенности развития этого культурного центра в современном периоде.

Общественно-политические воззрения джадидов

В данной статье рассматриваются общественно-политические воззрения джадидов. Подчеркивается, что первым общественно-политическим течением, вступившим на путь борьбы за национальную независимость в Туркестане, было движение джадидизма. Отмечается, что...

Выдающиеся медики и биологи Германии, умершие сто лет назад (в 1918 году)

В статье на основании изучения доступной биографической, медико-биологической и педагогической литературы дается краткое описание жизненного пути и научно-творческой деятельности выдающихся медиков и биологов Германии, внесших значительный вклад в ра...

Научно-исследовательский кабинет музыки и талышский музыкальный фольклор

Талышский музыкальный фольклор включающие в себе уникальные мелодии, ритмы и тексты представляет собой духовное наследие, отражающее истории, традиции и образ жизни талышского народа. Живя на протяжении столетий бок о бок, они впитали в себя что-то и...

Задать вопрос