Молодежное движение за рубежом имело разнообразные формы, позволяющие объединить различающиеся по возрастам и убеждениям детей и юношей. Основными из них являлись скаутизм, сокольство, младоросство, младохристианство.
В России первые скауты появились в 1909 г., однако организационное оформление движения произошло накануне первой мировой войны. Согласно программным документам, скаутизм определяется как «добровольное неполитическое движение в целях воспитания молодых людей, открытое для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с целью, принципами и методом, заложенными его Основателем» [1]. К 1918 г. в стране насчитывалось уже около 50 тыс. членов, выходила специальная газета «Русский скаут». Скаутизм был ориентирован на принципы буржуазной демократии. Его главной целью объявлялось воспитание гражданина своей страны, стремление «внести вклад в развитие молодых людей, в раскрытие в полной мере их физического, интеллектуального, социального и духовного потенциала, как индивидуумов, ответственных граждан и членов своих местных, национальных и интернациональных сообществ» [2]. Лидеры скаутизма подчеркивали неполитический характер движения, неучастие его членов в борьбе за власть, составляющей сердцевину политики. В условиях предреволюционной России — вспомним «Школу» А. Гайдара — скаутизм объединял в своих рядах преимущественно гимназическую молодежь, представляющую среднеобеспеченные слои общества.
Существуя вне формальных образовательных и воспитательных систем, скаутизм представлял собой институализированную структуру в сфере организации досуга детей, подростков и юношества, ставящую перед собой воспитательные и образовательные цели. Скаутизм не стремится заменить собой семью, школу, религиозные и другие социальные институты общества, а лишь дополнял эти институты. Роль взрослых членов организации сводилась к помощи молодым в достижении целей движения.
Человек, юноша, рассматривался в скаутизме, прежде всего, как личность, интегрированная в определенную социальную общность и имеющая по отношению к ней определенные обязанности. Главной концептуальной идеей скаутизма являлось воспитание гражданственности. Достижение целей движения базировалось на определенных принципах: долгом перед Родиной, Богом, перед другими людьми, перед самим собой.
На теоретическом уровне лидеры скаутизма выступали против узкого понимания патриотизма. Лидер международного скаутизма Р. Баден-Пауэлл, в частности, подчеркивал, что, «воспитывая наших мальчиков и девочек в духе патриотизма, мы должны заботиться о том, чтобы они понимали, что этот патриотизм выше узкого чувства, которое обычно ограничивается лишь своей страной и тем самым порождает ревность и враждебность по отношению к другим. Наш патриотизм должен быть более широкого, благородного свойства, признающим справедливость и разумность по отношению к другим и ведущим нашу страну к товариществу с... другими народами мира» [3]. В условиях эмиграции, где гражданственность олицетворялась с патриотизмом, движение русского скаутизма приобрело ярко выраженную национальную окраску. Скаут-мастера, чувствуя на себе ответственность за воспитание юных патриотов России, призывали скаутов служить не какой-либо идеологии, а России: «Русский разведчик... добьется России, Славы и Благоденствия, потому что для него — Россия — раньше всего, Россия — важнее всего и Россия — выше всего!», — писал П.Н. Богданович [4].
Специальный кодекс скаутов определял основные нравственные качества участника движения: «Скаут — надежен, верен, полезен, дружелюбен, благороден, добр, послушен, бодр, экономен, смел, чистоплотен, религиозен». Девиз скаутов был заимствован у пажей и оруженосцев средневековых рыцарей: «Будь готов!» — готов выполнить свой долг. Принципами скаутизма выступали: а) отказ от прямой политизации движения; б) дифференциация участников по полу, возрасту, национально-культурная идентификация; в) добровольность участия, отсутствие каких-либо преимуществ, связанных с членством в организации; г) конкретность программ, гармоничность их интеллектуального, нравственного, трудового и физического компонентов; д) продуманность системы поощрений; е) романтичность мероприятий, бережное отношение к традициям.
Молодежное движение соколов было основано в 1862 г. чешским доктором философии Мирославом Тыршем, задумавшего его как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании тела и духа на благо своего народа. В 1874 г. сокольская организации возникла в Хорватии, в 1882 г. — в Сербии. Первые отечественные «соколы» появились в Москве в 1883 г., хотя свое название организация получила в начале XX века. В многонациональной России доступ в «соколы» был открыт для представителей различных этнических групп. Достаточно сказать, что руководителем Союза Русских Соколов был русский поляк А.С. Гижицкий, а его заместителем — русский татарин М.А. Султан-Крым-Гирей.
До революции организация русских соколов являлась сугубо внепартийной и неполитической. «Ставя себе задачи общенародного порядка, Русское Сокольство является организацией надпартийной, доступной для всего народа Русского». Русские «соколы» воспитывались на основе верности своему народу, и своими задачами определяли... «а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьбу с их отнародованием (денационализацией); в) создание кадра русских сокольских деятелей». Важное место в деятельности союза занимало патриотическое воспитание.
В 1923 г. в Праге был учреждён правопреемник Союза Русских Соколов — Эмигрантский Союз Русского Сокольства за границей. В короткое время союзы русских «соколов» появились во Франции, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Латвии, Польше, Китае и Америке. О масштабах русского сокольского движения свидетельствует тот факт, что только в Америке в 1935 г. насчитывалось 350 обществ, в который входило двадцать тысяч членов.
В практическом плане Эмигрантский Союз Русских Соколов выпускал собственные газеты и журналы, вел большую работу по патриотическому воспитанию своих членов, устраивал летние лагеря, проводил слеты лидеров, и в этом мало отличался от скаутских организаций. Единственным принципиальным отличием движения было поддержание тесных связей со сокольскими организациями славянских стран и опора его теоретиков на идеи неославянофильства.
В 1923 г. находящимися в эмиграции молодыми людьми был учреждён Союз Младороссов («Союз Молодая Россия») — единственная политическая молодёжная организация русского зарубежья. В Декларации организационного, так называемого Всеобщего съезда национально мыслящей молодежи, указывалось: «Гибель русской державы и бедствия русского народа вызваны преимущественно распространением и осуществлением ложных и губительных учений и теорий, разными путями ведущих к разрушению основ человеческого общежития: религии, семьи, гражданственности и, наконец, государства» [5].
Политический характер младоросского движения четко прослеживается в программной речи Казим-Бека «К Советской Европе или к Молодой России» (1931 г.): «Для нас, зарубежных националистов, вопрос идет не о борьбе с национальными общерусскими силами, а о борьбе со сталинской верхушкой... Мы заодно с теми, кто в России, хотя бы пока под коммунистическим флагом, делает национальное дело. Общий фронт всех русских против Сталина — вот основной лозунг» [6].
Молодежи усиленно внушалось, что только она может и должна завершить святое дело строительства новой России. «Как во времена Ноя вам надо строить ковчег», — писала «Младоросская искра» в 1932 г. [7].
В своих обращениях к молодежи младороссы отождествляли патриотизм с национализмом, считали, что любовь к Родине или русский национализм проявляется в характере, чувстве долга, в пренебрежении личным, в подчинении личности государству, обществу, его интересам. Их идеологи предупреждали, что «русский национализм» не следует трактовать в узконациональных рамках: в рядах младороссов были представители самых различных народов и народностей. Непременным условием к ним выдвигалось лишь одно требование: системообразующим принципом новой России должно являться русское «племя», свободное от расовых предубеждений. Для младороссов национализм «есть сознательная приверженность к нации, обязывающее к служению ей». Нация, в свою очередь трактовалась как «объединение личностей, связанных общностью исторической судьбы. Это есть духовный организм, образующийся в силу общности, как духовной направленности, так и внешних условий жизни (органичность и природность). С младоросской точки зрения нация отличается от народа тем, что в ней признак происхождения (крови) играет второстепенную роль. Нация может быть сплавом многих народов, но обладает единой синтезирующей культурой. Нация зарождается в момент осознания ее членами этой культуры и умирает, когда оказывается неспособной служить своему идеалу» [8].
Помимо самого Союза были созданы специальные объединения — Младоросский студенческий союз, Казачий центр младороссов, Молодёжный спортивный союз, Женский союз содействия младоросскому движению. Существовали и группы «инородцев» (в частности, при Союзе действовала ассоциация русских ассирийцев). Партия выпускала много периодических изданий: «Бодрость!», «Младоросская искра», «К молодой России», «Казачий набат», «Казачий путь» и др. Союз младороссов самораспустился в 1939 г.
Влиятельной эмигрантской молодежной организацией в 20 — 30-е годы прошлого века являлось Российское Христианское Общество Молодых Людей «Маяк». Общество возникло в 1905 году в форме отделения Международного Союза Молодых Христиан по инициативе американца Дж. Стокса. Его непосредственным организатором на Родине был барон П.Н. Николаи.
Провозгласив целью содействие молодежи «в достижении нравственного, умственного и физического развития», общество пропагандировало христианские ценности в светской жизни. Будучи общественным по форме и христианским по культуре, общество не вмешивалось в политику, а занималось устройством благотворительных мероприятий, организовывало просветительские лекции, проводило различные познавательные занятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения.
В 1924 г. на съезде в Праге студенты-христиане учредили Русское Студенческое Христианское Движение как правопреемника, существующего в России. В РСХД помимо студентов вошли бывшие участники белого движения. «Они обрели веру в огне и испытаниях гражданской войны и красного террора, — писал «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения» [9].
В 1928 г. при Русском Студенческом Христианском Движении была создана Национальная Организация Витязей, вскоре ставшая самостоятельной организацией русской молодёжи, и определившая своей целью привлечение, объединение и воспитание русских детей и молодёжи под девизом «За Русь! За Веру!». Ни к каким партиям или политическим группировкам организация не примыкала. В своей работе «Витязи» преследовали цели патриотического и религиозного воспитания. «Развитие сознательного чувства любви и преданности своему Отечеству — России и веры в его лучшие стороны, через ознакомление с историей России, ее культурой, искусством, великими людьми и подвигами их, бытом, народным творчеством, географией, народами России, экономическими богатствами и возможностями и природой», — обосновывал программные цели движения его главный идеолог Е.П. Челышев [10].
Кроме указанных объединений, в Русском Зарубежье действовали менее известные молодежные организации: Национальный Союз Нового Поколения, Русское Студенческое Общество в Харбине, объединение «Юные Алексеевцы» в Париже, Суворовская дружина в Праге, молодёжная Дружина генерала Врангеля в Египте и другие. Общим у всех эмигрантских молодежных организаций было осознание своей неразрывной связи с Родиной, вера в будущее возвращение в Россию, патриотизм.
В эмиграции, благодаря деятельности общественно-педагогических организаций велась активная воспитательная работа по сохранению и развитию национально-культурных основ русского народа, психолого-педагогическая помощь в процессе адаптации к инокультурной среде. Таким образом, хотя и на относительно короткий исторический период, в Российском Зарубежье было создано целостное внешкольное культурно-образовательное пространство.
Остановимся на некоторых основополагающих выводах нашего исследования.
Итогом комплексной деятельности воспитательных институтов явилось сохранение чувства Родины у целого поколения юных россиян
Вышесказанное позволяет наметить ряд направлений в исследовании педагогических проблем Российского зарубежья:
· становление и развитие российского образования разных ступеней и видов — средней и высшей школы, внешкольного образования, религиозного просвещения, смешанных (русско-сербских и т.п.) учебных заведений;
· политика различных государств в сфере образования россиян-эмигрантов; проблемы школьного строительства и финансирования, динамика развития системы образования в разных странах;
· зарубежная школа других народов России (украинская, черкесская и др.);
· изучение условий и факторов социализации молодежи (этносоциальных, экономических, политических), ее профессионализации и адаптации, социальной защиты детства;
· разработка содержания общего и профессионального образования в зарубежной русской средней и высшей школе; анализ вопросов соотношения общечеловеческого, государственного (страны пребывания) и национального компонентов образования, сохранения родного языка и русской культуры, воспитательных проблем школы и внешкольного образования;
· исследование педагогических воззрений и практической деятельности в области образования видных представителей науки, культуры и просвещения, религиозных деятелей Российского зарубежья, изучение их роли в мировой и отечественной науке и культуре;
· анализ общественно-педагогического движения российской эмиграции, всего спектра практической и организаторской деятельности по созданию школьного и других видов образования, роли педагогических съездов, совещаний, педагогической журналистики, профессиональных объединений учителей, ученых в воспитании молодежи;
· изучение педагогической советологии Российского зарубежья, а также состояния историко-педагогических и сравнительно-педагогических исследований в 20—50-е гг.
Отдельный сюжет должны представлять вспомогательные историко-педагогические исследования по историографии, источниковедению, научной библиографии педагогической «Россики».
Итак, исследование проблем образования и развития педагогической мысли Российского зарубежья позволяет включить в исторический контекст культуры и педагогики России незаслуженно забытые имена ее крупных мыслителей и организаторов образования русской школы в эмиграции. Решения проблем воспитания и социализации молодежи, сделать достоянием педагогики целый пласт идей и концепций, отражавших общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности.
Литература:
1. Тundсmепtаl Рriпсi рlеs. — Geneva, 1989. — Р. 4. — С. 5.
2. Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения.— М.1953. — С.7.
3. Киряшов Н.И. Социально—педагогические проблемы теории и практики ком-плексного подхода к воспитанию в военных коллективах. — М.: ВПА, 1980.— С. 234.
4. Богданович П.Н. Пути работы // Часовой. Прага, — 1933 г. — № 114 — 115. — С. 30.
5. Декларация Всеобщего Съезда национально мыслящей молодежи, 1923 г. // Вар-шавский В.С. Незамеченное поколение. — Нью—Йорк, 1956. — С. 254 — 256.
6. Петрович Р. Младороссы. London, Ontario, Canada. — 1973. — С. 7 — 9.
7. «Младоросская искра». — Прага, № 20. — 12 июня 1932 г. — С. 1.
8. «Младоросская искра». — Прага, № 35. — 1 января 1934 г. — С.3.
9. Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. — № 111, . — Нью—Йорк, 1974 г. — С. 11—13.
10. Цели и за дачи национальной организации витязей // Национальная Организация Витязей. — Париж, 1960. — С. 5.