Роль рабочей молодежи в истории России в 20–30-е годы XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.12.2014

Статья просмотрена: 3972 раза

Библиографическое описание:

Марущак, О. В. Роль рабочей молодежи в истории России в 20–30-е годы XX века / О. В. Марущак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14685/ (дата обращения: 24.12.2024).

В статье рассматривается сущность понятия «рабочая молодежь». Также определяется роль рабочей молодежи в развитии советского государства в период восстановления и реконструкции народного хозяйства.

Ключевые слова: рабочая молодежь, период восстановления народного хозяйства, период реконструкции народного хозяйства.

 

После прихода в России к власти большевиков, новые политические силы были заинтересованы в создании экономической базы построения социализма. Также было важно обеспечить соответствующее идеологии большевистской партии политическое и социальное воспитание подрастающего поколения. Именно молодежь, являясь наиболее активной и заинтересованной частью общества, должна была сыграть особую роль в становлении, развитии и укреплении нового государства.

После революционных событий октября 1917 года рабочий класс в России был официально признан основной движущей силой общественного развития. При этом В. И. Ленин указывал, что студенческая и, прежде всего, рабочая молодежь должна была не только решить исход всей революционной борьбы, но и сыграть важную роль в дальнейшем развитии советского государства [7, с. 247]. В итоге, учитывая специфику новой власти, именно рабочая молодежь являлась основой для построения советского общества и государства в 20–30-е годы XX века.

Молодежь представляет собой социально-демографическую группу, которая выделяется на основе совокупности общих возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных различными социально-психологическими свойствами, которые определяются общественно-политическим строем, культурой, закономерностями социализации. Очень сложно точно установить возрастные границы периода молодости. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что эти рамки во многом зависят от исторической эпохи, которая оказывает влияние на развитие человека, на определение общественного статуса того или иного возраста [6, с. 6]. Изменения, происходившие в характере общественного производства и в системе общественных отношений, оказывали влияние на определение возрастных групп. При этом нужно учитывать продолжительность жизни. Она зависит от экономических, политических особенностей, условий труда, быта, повседневной жизни. Обращать внимание следует и на возраст, с достижения которого можно было работать, на время образования семьи, наступления социальной зрелости. Все это определялось, прежде всего, принадлежностью представителей молодежи к тому или иному социальному слою [6, с. 8].

Согласно данным 1926 года, средняя продолжительность жизни в СССР составляла 44 года [10, с. 107]. В комсомол в 20–30-е годы XX века принимались представители молодежи с 14 лет и до достижения 23 лет [6, с. 11].

Период молодости часто завершался решением брачно-семейных вопросов. В соответствии с Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года, брачный возраст определялся для женского пола в 16 лет, а для мужского — в 18 лет. С принятием в 1926 году Кодекса законов о браке, семье и опеке возраст вступления в брак был изменен — 18 лет для мужчин и женщин [6, с. 11].

Важно определить и возраст начала работы. Кодекс законов о труде 1918 года установил, что трудовая повинность распространялась только на лиц старше 16 лет [12]. Согласно Кодексу законов о труде 1922 года, привлечению к трудовой повинности вовсе не подлежали лица, не достигшие возраста 18 лет [13]. Несмотря на принятые нормативные акты, часто на предприятиях можно было встретить четырнадцатилетних подростков.

Исходя из этого, Н. Б. Лебина приходит к выводу, что к молодежи в 20-е годы XX века относились лица в возрасте от 14 до 24–26 лет [5, с. 5]. Окончательно установить нижнюю и верхнюю возрастные границы молодежи очень сложно. Имеются документы, согласно которым в рабочие факультеты поступали заявления о приеме от лиц, достигших возраста 37 лет [2, д. 7, л. 50]. А в школах ФЗУ учились, наряду с подростками, и малолетние, не достигшие 16 лет [3, л. 68].

По своему составу молодежь неоднородна. Особенно выделяется рабочая молодежь, под которой следует понимать особую социально-возрастную группу, отличавшуюся возрастными рамками и статусом в обществе. Представители рабочей молодежи были заняты в производственной сфере экономики страны. В данную часть молодежи входили не только дети рабочих, но и дети крестьян, которые решили связать свою жизнь с работой в промышленности. Н. К. Крупская указывала, что пролетарское происхождение есть лишь известная предпосылка, благоприятный шанс, что из человека выйдет сознательный пролетарий [6, с. 14].

Оценку роли рабочей молодежи в годы революционных и постреволюционных событий в России давал В. И. Ленин. Он отмечал, что рабочая молодежь представляет собой активную социальную силу. Рабочая молодежь являлась источником сил Советской власти [9, с. 298].

Исходя из социально-психологических особенностей рабочей молодежи, по мнению В. И. Ленина, о ней можно говорить как об особой части населения государства. Молодые рабочие воспитывались старшими поколениями рабочих, перенимали классовый опыт. Одновременно с этим, для молодого поколения рабочего класса были присущи способность к новаторству, самоотверженность в борьбе за идеи. Но для этого слоя населения, в силу возрастных особенностей, характерны неопытность и определенная неразвитость. Активность рабочей молодежи в полной мере может быть проявлена в случае ее организационной самостоятельности. Вместе с тем, она должна находиться под влиянием рабочего класса [8, с. 46]. Именно поэтому была очень важна работа партийных, профсоюзных и комсомольских организаций по воспитанию нового поколения, а также по идейному руководству молодежью.

В докладе О. Рывкина 2 июня 1921 года на I Всероссийской конференции РКСМ «Об очередных задачах комсомола» отмечалось, что рабочая молодежь в большинстве своем уже вошла в производство во время пролетарской революции. У нее не так развито чувство классового самосознания, как у рабочего класса, она обладала меньшей выдержкой, чем весь рабочий класс. Поэтому требовалось поддержать и сохранить рабочую молодежь, как крепкую пролетарскую базу, как часть рабочего класса, которая была бы проникнута пролетарским самосознанием, смогла бы противостоять влиянию инакомыслящих элементов общества [11, д. 1, л. 23]. Также отмечалось, что сохранение рабочей молодежи, как строителя диктатуры пролетариата, физически здоровой рабочей силы, и подготовка из ее рядов работников-организаторов социалистического хозяйства являлось основной, неотложной и первоочередной задачей РКСМ и органов советского государства. Молодой рабочий должен был готовить себя к тому, чтобы быть руководителем производства и хозяином страны [1, с. 3].

Комсомол являлся специфической молодежной общественной организацией, объединившей рабочую молодежь. РКСМ, а впоследствии ВЛКСМ, был единственной формой массового движения рабочей молодежи. Комсомол пропагандировал идеи коммунизма среди подрастающего поколения рабочего класса, вовлекал его в активное социалистическое строительство, защиту правовых и экономических интересов, охватывал сферы их производственной и общественно-политической жизни [6, с. 11].

В марте 1921 года проходил X съезд РКП(б), на котором была обозначена задача восстановления народного хозяйства РСФСР [4, с. 564]. С 1928 года начинается реализация пятилетних планов развития хозяйства СССР. Пятилетки проводились с целью осуществления в государстве социалистической индустриализации. При этом индустриализация должна была проводиться одновременно с выполнением плана реконструкции народного хозяйства, который включал в себя положение о необходимости изменения техники производства, проведения рационализации и пр. В этих целях требовались хорошо подготовленные кадры рабочих. В начале 20-х годов XX века следовало создать новые кадры интеллигенции из представителей рабочих и крестьян, а в конце 20-х — начале 30-х годов XX века — новых специалистов, обладавших высокой квалификацией и умевших пользоваться новой техникой [11, д. 2, л. 67].

В связи с этим, советское правительство обращает особое внимание на техническую подготовку рабочей молодежи. По всей стране шло создание рабочих факультетов, школ фабрично-заводского ученичества, рабочих курсов и других учебных заведений. В них молодые рабочие получали не только технические знания, но и общеобразовательную подготовку, постепенно включались в процесс промышленного производства. Обучение строилось на основе марксистского подхода [2, д. 1, л. 36]. Помимо этого, в данных учреждения осуществлялось политическое и социальное воспитание рабочей молодежи в духе идеологии большевиков.

В данных учебных заведениях могли учиться преимущественно дети рабочих и крестьян. Остальные социальные элементы исключались. Так, на рабочих факультетах проводились чистки. Среди причин отчисления с рабфака можно назвать такие, как академическая неуспеваемость, пассивность в общественной работе, несоответствие общепринятой идеологии, непролетарское происхождение, отсутствие физического стажа, систематическая непосещаемость занятий, совершение тяжких преступлений, эксплуатация чужого труда [2, д. 4, л. 69].

Из рабочей молодежи должны были выйти активные члены общества. Молодые рабочие участвовали в проведении антирелигиозной пропаганды в городах и сельской местности. Неотложной задачей каждого красного студента являлась организация различных собраний, на которых следовало делать соответствующие разъяснения по всем злободневным вопросам, волновавшим крестьян и рабочих на местах [2, д. 2, л. 11]. Также молодые рабочие принимали участие в демонстрациях, выступая против империализма и борясь за пролетарскую революцию [2, д. 3, л. 41]. Шло распространение среди молодежи общественно-политической литературы [2, д. 2, л. 9]. Рабочая молодежь принимала участие в работе марксистских, литературных, художественных, музыкальных, спортивных, математических кружков, драмсекций, кружков изучения профдвижения [2, д. 3, л. 13].

Таким образом, рабочей молодежи в 20–30-е годы XXвека отводилась значительная роль в укреплении и развития советского государства. Советское правительство рассматривало всю массу пролетарской молодежи как существенную часть своей социальной опоры. Оно стремилось воспитать у рабочей молодежи свойственные комсомольцам качества, привлечь значительные слои молодого рабочего класса к сознательному строительству фундамента нового государства и его дальнейшему развитию. Государство было заинтересовано не только сформировать новые кадры интеллигенции из представителей рабочей молодежи, но и воспитать преданных советской власти членов общества. Именно в период молодости происходит становление личности человека, усвоение взглядов, ценностей, формирование мировоззрения, разрешаются вопросы получения образования, выбора профессии, брачно-семейные вопросы. Тем более, требовалось сознательное формирование личности нового, социалистического типа. Рабочая молодежь по своему составу была неоднородной. Имелись различия по возрасту, полу, социальному происхождению, месту работы (работа в промышленности, строительстве, на транспорте, в иных учреждениях).

 

Литература:

 

1.         Гиршкович И. Социалистическое образование рабочей молодежи. Пермь, 1921. 31 с.

2.         Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-63. Оп. 1. Д. 1, 2, 3, 4, 7.

3.         Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-324. Оп. 1. Д. 1114.

4.         Десятый съезд РКП(б). 8–16 марта 1921 года. Протоколы. М., 1933. 954 с.

5.         Лебина Н. Б. Проблемы социализации рабочей молодежи Советской России 20–30-х гг. Автореферат. СПб., 1992. 39 с.

6.         Лебина Н. Б. Рабочая молодежь Ленинграда: труд и социальный облик. 1921–1925 гг. М., 1982. 168 с.

7.         Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 9. М., 1979. 579 с.

8.         Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 37. М., 1969. 747 с.

9.         Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 38. М., 1977. 579 с.

10.     Народное хозяйство СССР в 1922–1972 гг. М., 1974. 848 с.

11.     Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. М-37. Оп. 1. Д. 1, 2.

12.     Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 87/88. Ст. 905. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_18.htm#1.

13.     Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочая молодежь, рабочий класс, народное хозяйство, советское государство, рабочий, Россия, дальнейшее развитие, пролетарская революция, советское правительство, социальное воспитание.


Ключевые слова

рабочая молодежь, период восстановления народного хозяйства, период реконструкции народного хозяйства., период реконструкции народного хозяйства

Похожие статьи

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеол...

История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов

В статье автор рассматривает некоторые аспекты организационно-правового развития банковской системы времен позднего СССР, с конца 90-х до начала 2000-х годов. Описываются основные государственные банковские учреждения СССР, их роль в экономике. Показ...

Количественные и качественные изменения рабочего класса СССР в период реконструкции народного хозяйства

В статье рассматривается сущность количественных и качественных изменений в составе рабочего класса СССР, произошедших в период реконструкции народного хозяйства. Данные изменения зависели от общего хода преобразований в экономике в связи с реализаци...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Развитие и становление молодежных организаций в советской России

В статье рассматривается процесс становления и развития молодежных организаций в советской России, таких как: октябрята, пионерия и комсомол. Основные цели и задачи, поставленные в основе этих движений, влияние на воспитание подрастающего поколения и...

К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование н...

Специфика крестьянской повседневности в области религиозной ментальности и в области медицинского обслуживания во второй половине XIX — начале XX века

В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обсл...

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Похожие статьи

Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР

В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.

Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.)

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания дете...

К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеол...

История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов

В статье автор рассматривает некоторые аспекты организационно-правового развития банковской системы времен позднего СССР, с конца 90-х до начала 2000-х годов. Описываются основные государственные банковские учреждения СССР, их роль в экономике. Показ...

Количественные и качественные изменения рабочего класса СССР в период реконструкции народного хозяйства

В статье рассматривается сущность количественных и качественных изменений в составе рабочего класса СССР, произошедших в период реконструкции народного хозяйства. Данные изменения зависели от общего хода преобразований в экономике в связи с реализаци...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Развитие и становление молодежных организаций в советской России

В статье рассматривается процесс становления и развития молодежных организаций в советской России, таких как: октябрята, пионерия и комсомол. Основные цели и задачи, поставленные в основе этих движений, влияние на воспитание подрастающего поколения и...

К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса

В данной статье представлена характеристика современного состояния нравственного потенциала молодого поколения под воздействием условий современного общества. Показано влияние непрерывного образования на примере образования взрослых на формирование н...

Специфика крестьянской повседневности в области религиозной ментальности и в области медицинского обслуживания во второй половине XIX — начале XX века

В статье изучен вопрос влияния религии на крестьянскую ментальность во второй половине XIX — начало XX века. Выявлены специфические черты развития религиозной ментальности крестьянского общества. Рассматриваются особенности развития медицинского обсл...

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Задать вопрос