В последние годы, наиболее конкретно свои этнические особенности и актуальные тенденции с помощью позиционирования использовала Республика Корея, в мировом сообществе данное влияние получило название «Корейская волна» или термин «Халлю». В статье будет изучена история развития сфер индустрии развлечений в Южной Корее и их позиционирование, достижения в данных сферах, формирование «Корейской волны» и перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: позиционирование, индустрия развлечений, Халлю Корейская волна.
История развития сфер индустрии развлечений Южной Кореи
Современный сектор развлечений Южной Кореи является одним из самых известных в мире — корейский язык набирает популярность, количество корейских центров в странах по всему миру увеличивается по статистике в 2021 году во всем мире открыто 32 официальных корейских центра [1].
Современная индустрия развлечений [2] представляет собой наиболее точное представление современных проблем и сложностей в конкретном обществе, посредством их использования деятели данной сферы выстраивают диалог со своей аудиторией. Данную сферу, можно использовать для расширения аудитории и ознакомления людей с культурой и особенностью каждой страны.
Посредством использования позиционирования [3] — определенного образа, направленного на достижение своей аудитории, бренда и режиссеры находят своих поклонников во всех странах мира.
Этапы развития кинематографа были осложнены многими факторами, основные этапы можно охарактеризовать следующими циклами:
- Зарождение (1919–1929 годы);
- Спад (1930–1952 годы);
- Возрождение (1953–1960 годы);
- Спад (1961–1989 годы);
- Возрождение (1990–2000 годы);
- Рост (2001–2015 годы);
- Зрелость (2016–2021 годы).
Впервые кинофильм достигло Корею в 1903 году при открытии кинотеатра в Сеуле [4] и первой публичной демонстрации фильма, с этого момента начинается история становления данной сферы в Кореи, но первый фильм будет выпущен только через несколько лет.
1. Этап зарождения (1919–1929 годы) — в 1919 году состоялось первое представление, наиболее близко похожее на современное кино, его демонстрация стала возможна благодаря проецированию движений на задний план, в то время как актерский состав представлял зрителям свою игру. Данную драму под названием «Праведная месть» поставил режиссер Ким до-Сан в 1919 году [5].
Но право на звание первого фильма, отдают кино — «Клятва, данная под луной» (1923 года).
После него наибольшую и популярность в Корее в 1926 году набрал остросоциальный и революционный фильм «Ариран» режиссера На Унгю [6]. Данный фильм был создан с целью оказать сопротивление японским властям и вернуть независимость своей стране.
Данный этап наполнен остросоциальными фильмами и силой режиссеров, демонстрировать свое отношение к оккупации Японией.
2. Этап спада (1930–1952 годы) — с 1910 по 1945 годы Корея находилась под оккупацией Японии, правительство которой, постепенно ужесточало свое влияние: сокращалось финансирования на создание фильмов, режиссеры обязывались сотрудничать с правительством, была введена строгая цензура и постепенно был введен запрет на показ фильмов на корейском языке.
После освобождения в 1945 году в Корее был создан фильм «Ура свободе!», отражающий радостное событие для государства. Но начало гражданской войны в 1950 году, не позволило стране полностью восстановиться и привело к еще более разрушительным последствиям. За периоды войны и оккупации, было утрачено множество культурных материалов, что представляет сложности для полноценного понимания реальной жизни граждан и режиссеров того периода, чтобы дать наиболее подходящее описание.
3. Возрождение (1953–1969 годы) — в 1953 году президент Ли Сын Ман [7] отменил налоги и получил гуманитарную поддержку от других государств, в виде технологий и оборудования для восстановления киноиндустрии [8]. В попытке восстановить индустрию кино, были так же предприняты меры в виде ограничения показов фильмов в кинотеатрах и введены квоты на импорт фильмов [9].
Фильмы данного этапа: «Мадам свобода» (1956 год), «Цветок в аду» (1958 год), «Служанка» (1960 год), «Мама и ее гость (1961 год)», «Шальная пуля» (1961 год).
Все перечисленные фильмы, затрагивают остросоциальные темы и менталитет нации — осуждение и давление, оказываемое на женщин, их действия для ощущения собственной силы и последствия, следующие за ними.
4. Спад (1970–1989 годы) — правительство Республики Корея начало использовать данную индустрию для пропаганды своей идеологии и постепенно вводило жесткую цензуру и требования на создание фильмов. Жители постепенно уставали от данного метода воздействия и кинематограф начал угасать.
В 1973 году правительство попыталось изменить ситуацию, создав «Корейскую корпорацию по продвижению кинофильмов» с целью финансирования и поддержки режиссеров, но данная попытка не принесла большого результата.
Фильмы данного этапа: «Женщина в огне» (1971 год), «Парад дураков» (1975), «Женщина воды» 1979 (год), «Внезапно темной ночью» (1981 год).
Несмотря на сложности в создании фильмов и угасающую тенденцию, режиссеры данного периоды создали кинофильмы, которые в дальнейшем войдут в историю и будут использованы своими более юными коллегами.
5. Возрождение (1990–2000 годы) — с 1990 года кинематограф Южной Кореи начал оживать и популярность фильмов и телесериалов, распространилась на соседние государства. В те же годы, начали набирать популярность корейские телесериалы, возродившиеся после популярности в Корее радионовелл, в 1997 они достигли Китая с сериалом «Что такое любовь», а в 2003 году Японию с сериалом «Зимняя соната».
Постепенно романтические телесериалы охватывали и другие страны Азии, а затем начали набирать популярность во всем мире.
6. Рост (2001–2015 годы) — южнокорейские фильмы, сериалы и телешоу распространили свой успех и популярность на все страны мира.
Работы южнокорейских режиссеров участвовали в номинациях на международных кинофестивалях, интерес к фильмам Южной Кореи увеличивался.
В 2004 году на Каннском кинофестивале победил фильм «Олдбой (2003 года)» в номинации «Большой приз жюри». В 2012 году фильм «Пьета» был удостоен награды «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.
Режиссеры Южной Кореи увеличивают свою конкурентоспособность в мире, используя совмещение нескольких жанров и наиболее противоречивые темы в обществе, сохраняя при этом особенности культуры своей страны.
7. Зрелость (2016–2021 годы) — фильмы и сериалы становятся конкурентами для многих стран и начинают обретать все более широкую аудиторию во всем мире.
В связи с ростом популярности, в 2016 году крупнейшая американская развлекательная компания Netflix начала сотрудничать с корейскими режиссерами и оказывать финансовую поддержку, что позволило им снять около 80 фильмов и телесериалов. На протяжении 5 лет сотрудничества вклад в корейскую экономику составил примерно 5,6 триллионов вон [10].
Наибольший пик популярности был достигнут фильмом «Паразиты» (2019 года) режиссера Пон Джун –хо. В 2020 году фильм был удостоен 4 Оскаров в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший фильм на иностранном языке» [11], «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Позиционирование корейских фильмов в зависимости от этапа развития кинематографа
Таблица 1
Этап |
Название |
Год создания |
Жанр |
Позиционирование |
|
1 |
Зарождение (1919–1929 годы) |
Ариран |
1926 |
Драма/Боевик |
Остросоциальное освещение проблем оккупации Японией, призыв к избавлению от данного режима. |
Клятва, данная под луной |
1923 |
Романтика/Мелодрама |
Выбор окружения — одно из самых важных решений, ошибка которого может стоит всей жизни. |
||
2. |
Спад (1930–1952) |
Ура свободе! |
1945 |
Исторический/ Драма/Мелодрама |
Важность проявления патриотизма и противостояния оккупационным режимам. |
3. |
Возрождение (1953–1969 годы) |
Служанка |
1960 |
Триллер/Драма |
Остросоциальная проблема измен внутри семей и последствия, к которым это может привести. |
Мама и ее гость |
1961 |
Драма |
Демонстрация давления и отношения общества к женщинам и их выбору. |
||
4. |
Спад (1961–1989 годы) |
Марш свободы |
1975 |
Комедия |
Демонстрация того, как позитивный настрой к жизни, помогает преодолевать трудности и обрести любовь. |
Внезапно темной ночью |
1981 |
Ужасы/Триллер |
Разрушительное влияние страха на человека и последствия действий, совершенных под его воздействием. |
||
5. |
Возрождение (1990–2000 годы) |
Что такое любовь? |
1997 |
Романтика/Драма |
История взаимодействия между коллегами. |
Зимняя соната |
2002 |
Романтика |
Воспоминания и чувства не поддаются ходу времени. |
||
6. |
Рост (2001–2015 годы) |
Олдбой |
2003 |
Триллер/Детектив/Драма |
История конфликта, разрушившего множество жизней и приведшего к возмездию. |
Пьета |
2012 |
Драма |
Влияние менталитета на принятие новых событий в своей жизни и их последствия. |
||
7. |
Зрелость (2016–2021) |
Поезд в Пусан |
2016 |
Ужасы/Триллер |
Обнажение человеческих инстинктов в борьбе за выживание. |
Паразиты |
2019 |
Драма/Триллер |
Проблемы социального неравенства в современном гуманном мире. |
[Источник: составлено автором. Интернет — ресурсы, используемые при составлении таблицы: https://www.imdb.com/?ref_=nv_home, https://mydramalist.com/, Darcy's Korean Film Page — 1970s .]
Вторым наиболее известным направлением в индустрии развлечений Южной Кореи является «K — pop» — направление в музыкальной индустрии, объединяющее группы по их происхождению, вне зависимости от жанра.
Ключевым отличием являются сильные хореографические и артистичные представления, активное взаимодействие с аудиторией и воздействие на нее, следования последним трендам, коллаборации с известными мировыми артистами, при которых происходит совмещение корейского и английского языков.
Этапы развития:
- Зарождение (1992–2008 годы);
- Рост (2009–2012 годы);
- Зрелость (2013–2021 годы).
- Зарождение (1992–2008) — самой первой K — pop группой считается Seo Taiji and Boys [15], которые начали выступать на телевидении в 1992 году и обрели популярность благодаря использованию актуальных социальных тем и новому звучанию корейского языка в современной обработке. Они положили начало новому направлению, способному выделить Южную Корею в данной индустрии и принести ей мировую известность.
Именно эта тенденция, прослеживалась в творчестве других известных артистов и групп, таких как: H. O. T, BoA, Girls' Generation и многих других.
Постепенно артисты Южной Кореи набирали популярность только в соседних странах, но их география начала расширяться и набирать популярность за рубежом. Крупнейшие лейблы, начали анализировать требования рынка и ориентироваться на запросы целевых аудиторий, что позволило им создавать все большее количество знаменитых групп и артистов.
Их позиционирование заключалось в создании песен с веселым мотивом, актуальной обработкой и при этом с затрагиванием сложных социальных проблем, с которыми сталкиваются люди разных возрастов.
- Рост (2009–2012 годы) — наибольшую популярность K — pop начал набирать с 2009 года, режиссеры начали сотрудничество и продвижение более молодых артистов и активно создавать женские группы.
Группа Wonder Girls, стала первой из Южной Кореи, сумевшей попасть в рейтинг Billboard Hot 100 [16]. Группа смогла привлечь внимание, благодаря новому звучанию песни «Nobody» на английском языке. Они покорили поклонников, своими вокальными и хореографическими данными.
С развитием интернета и площадки YouTube, K-pop смог увеличить свою аудиторию и песни многих артистов, становились вирусными по всему миру набирая миллионы просмотров и привлекая все большее количество фанатов.
Позиционирование заключалось в использование самых важных тем, с которыми сталкиваются люди, вне зависимости от их возраста и места жительства и наличием веселого мотива, создающего непринужденную атмосферу, что позволяло заинтересовывать поклонников во всем мире и занимать позиции в мировых чатах.
- Зрелость (2013–2021 годы) — следующие группы и артисты, появляющиеся в Южной Кореи, завоевывали мировую известность и популярность.
Первоначально мировую известность захватила группа EXO в 2013 году. На протяжении своей карьеры, группа многократно выигрывала в международных премиях, таких как: World Music Awards (2013 год), MTV Millennial Awards (2018 год) и т. д.
Группа BTS, образованная так же в 2013 году, стала первой корейской группой занявшая лидирующую позицию в 2016 году в Billboard Social 50 [17].
На данный момент они являются лидерами по количеству слушателей во всем мире, их клипы набирает рекордные количества просмотров в наиболее короткие сроки, а мировые артисты США и других стран, совершают с ними успешные коллаборации.
В 2021 году они подтвердили свою лидерскую позицию и одержали победы в номинациях: «Лучшая группа», «Лучший исполнитель по продажам» и «Лучший социальный артист» в премии Billboard Music Awards, обойдя других известных номинантов.
Позиционирование в 2021 году, заключается в поднятии наиболее важных тем: одиночества, психологических проблем и поддержке со стороны близких и окружающих.
«Корейская Волна» — формирование и влияние
Термин «Халлю» [18]ришел из китайского языка в начале 2000 — х годов, после достижения популярности южнокорейского кинематографа и музыки в Китае, позднее этот термин дословно начали использовать как «Корейская волна» [19].
Постепенное увеличение зрителей во всем мире, сделало данный термин всемирно известным. Правительство Южной Кореи с ростом популярности данных индустрий, начало предлагать все более благоприятные условия туристам для посещения их страны, финансирование секторов индустрии развлечений позволяло им стремительно развиваться. Разумное использование финансовых средств и сохранение культуры в фильмах, сериалах и K-pop, позволило стране мягко воздействовать на целевую аудиторию во всем мире и привлекать их к изучению языка, традиций и ценностям своей нации. По данным 2019 года, вклад этого движения увеличил экономику Республики Кореи на 12,3 млн долларов [20].
Индустрия развлечений Республики Кореи позиционирует себя как конкурентоспособного игрока на мировой арене, который использует свою стратегию и правила для достижения все большего количества поклонников. Их особенность заключается в уникальном использовании актуальных трендов с сохранением культуры и корейскогоязыка .
Заключение
Современное общество стремительно развивается, и данная тенденция охватывает все сферы жизнедеятельности. Основными тенденциями в индустрии развлечений является наиболее глобализированный подход, который позволяет странам использовать их для популяризации культуры и повышения уровня своей репутации в мире. Данное явление оказывает значительный результат на ознакомление аудитории со спецификой конкретной страны и ее составляющими, что позволяет в дальнейшем оказывать влияние на публику и интегрировать составляющие сферы развлечений в другие области, не связанные с ней.
Достижение Южной Кореей лидирующих позиций и всемирной популярности в индустрии развлечений заняло несколько десятилетий, за которые неоднократно индустрия кино, как и вся страна, терпели почти полное разрушение и периоды спадов.
Ключевое отличие и уникальность их продуктов — это совмещение культурных ценностей и традиций, сохранение этнического однообразия в большинстве фильмов, сериалов и в музыкальной индустрии. Успешное использование одного из наиболее сложных жанров — романтической комедии, позволяет Южной Корее охватывать аудиторию разных возрастов и популяризировать свою страну, в глазах подрастающего поколения. При этом используются наиболее актуальные тренды и остросоциальные проблемы, охватывающие большинство государств, что позволяет аудитории со всего мира чувствовать себя важной частью одного целого, имея возможность отследить проблемы, оказывающиеся равноценными для каждой страны и общества.
Использование Республикой Кореей «Мягкой Волны» — является уникальным симбиозом воздействия и популяризации своей страны на мировой арене, при этом не прилагая значительных усилий и используя данный успех во всех сферах своего государства.
Дальнейшие исследования данной темы могут быть основаны на выявлении зависимости влияния «Мягкой Волны» на международном уровне между государствами или с учетом рассмотрения более точных параметров экономической, социальной и политической сферы.
Другим вариантом использования, данной статьи, может быть сравнение прогнозов на удержание и развитие сферы развлечений в Южной Корее и их влияние, оказываемое на государство в целом, рассмотренном в различные периоды существования государства.
Литература:
- Культурные центры Южной Кореи [Электронный ресурс] // Ministry of Culture, Sports and Tourism and Korean Culture and Information Service. URL: https://russian.korea.net/AboutUs/Overseas-Korea-Centers/Korean-Cultural-Centers (дата обращения: 15.10.2021)
- Интернет — проект «Кадровый менеджмент» / Стальная В. А. Индустрия развлечений: понятие и основные категории. [Электронный ресурс]. URL: Индустрия развлечений: понятие и основные категории (cfin.ru) (дата обращения: 16.10.2021)
- Reading: Defining Positioning and Differentiation Lumen: [Электронный ресурс] // Lumenlearning.com URL: Reading: Defining Positioning and Differentiation | Principles of Marketing (lumenlearning.com) (дата обращения: 13.10.2021)
- Clinton Stamatovich. A Brief History of Korean Cinema, Part One: South Korea by Era 25.10.2014 [Электронный ресурс] // haps magazine Korea. URL: The Chronicle of Chunsa Na Un-kyu — Korean Film Archive — Google Искусство и культура (дата обращения 15.10.2021)
- Lee Gyu-lee. 'Righteous Revenge' marks birth of Korean cinema [Электронный ресурс] // The Korea Times. URL: 'Righteous Revenge' marks birth of Korean cinema (koreatimes.co.kr) (дата обращения: 16.10.2021)
- Chung Chong Hwa. The chronicle of Chunsa Na Un — kyu [Электронный ресурс] // Google Arts & Culture. URL: The Chronicle of Chunsa Na Un-kyu — Korean Film Archive — Google Искусство и культура (дата обращения: 16.10.2021)
- Yeongkwan Song. Audiovisual Services in Korea: Market Development and Policies. [] // Asian Development Bank Institute. URL: Audiovisual Services in Korea: Market Development and Policies (adb.org) . (дата обращения: 17.10.2021)
- Clinton Stamatovich. A Brief History of Korean Cinema, Part One: South Korea by Era 25.10.2014 [Электронный ресурс] // haps magazine Korea. URL: A Brief History of Korean Cinema, Part One: South Korea by Era (hapskorea.com) (дата обращения: 19.10.2021)
- Jimmyn Parc. A Retrospective on the Korean Film Policies [Электронный ресурс]. URL: https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/84084/A-JParc-Brussels-vDec-EN-PE.pdf (дата обращения: 21.10.2021)
- Netflix Korea, the story so far [Электронный ресурс] // Netflix.com. URL:https://about.netflix.com/en/news/netflix-korea-the-story-so-far (дата обращения: 23.10.2021)
- Experience over nine decades of the Oscars from 1927 to 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oscars.org/oscars/ceremonies/2020 (дата обращения: 25.10.2021)
- Internet Movie Database [Электронный ресурс]. URL: IMDb: Ratings, Reviews, and Where to Watch the Best Movies & TV Shows (дата обращения: 27.10.2021)
- MyDramaList.com [Электронный ресурс]. URL: Organize, Discuss, Discover Asian Dramas & Movies — MyDramaList (28.10.2021)
- Korean Film Bit Zone [Электронный ресурс]. URL: https://www.koreanfilm.or.kr/eng/main/main.jsp (28.10.2021)
- Seo Taiji and Boys. [Электронный ресурс] // Pitchwork URL: https://pitchfork.com/reviews/albums/seo-taiji-and-boys-seo-taiji-and-boys/ (дата обращения: 31.10.2021)
- Looking back on Wonder Girls` ‘Nobody,` a decade later. [Электронный ресурс]. URL: https://www.billboard.com/music/music-news/wonder-girls-nobody-10-year-anniversary-k-pop-hot-100-chart-8476481 (дата обращения: 03.10.2021)
- BTS is the first act with 200 weeks at No.1 on social 50 chart. [Электронный ресурс] URL: https://www.billboard.com/pro/bts-first-act-200-weeks-number-1-social-50-chart/#:~:text=1 %20on %20the %20Social %2050,17. (дата обращения: 05.11.2021)
- Korea.net [Электронный ресурс]URL: https://m.korea.net/russian/AboutKorea/Culture-and-the-Arts/Hallyu (дата обращения: 10.11.2021)
- Korean Wave (Hallyu) — The Rise of Korea’s Cultural Economy & Pop Culture. [Электронный ресурс]. URL: https://martinroll.com/resources/articles/asia/korean-wave-hallyu-the-rise-of-koreas-cultural-economy-pop-culture/ (дата обращения: 12.11.2021)
- Akanshka Ghansiyal. How Has The Korean Wave Influenced Tourism In South Korea? [Электронный ресурс]. Travel Earth. URL:https://travel.earth/influence-of-korean-wave-on-tourism-in-south-korea/ (дата обращения:15.11.2021)