По данным 2020 года Российская Федерация является одним из лидеров по обороту нелегальной непищевой продукции (5,2 трлн. рублей) [13]. Существенными минусами данной ситуации является то, что лица, принимающие участие в нелегальном обороте данной продукции, получают преимущество в конкурентной борьбе, а также то, что из бюджета России уходят значительные средства: такие «предприниматели» не платят налоги и акцизы. Эту точку зрения поддерживает заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС России Н. И. Исаева [14].
С целью защиты предпринимательской деятельности от недобросовестной конкуренции, а также с целью защиты прав потребителей на территории Российской Федерации постепенно вводится система «Честный знак». Согласно более ранней статистике Минпромторга от 2018 года на отечественном рынке было выявлено около 6 млн единиц контрафактной продукции, при этом, до недавнего времени отследить такую продукцию без специально разработанной системы, не представлялось возможным [5, с. 17]. «Честный знак» представляет собой специальную систему маркировки продукции, а также прослеживания товаров из разных категорий. Цель создания данной системы — повышение уровня безопасности россиян, снижение контрафактной продукции и некачественных аналогов.
В научных кругах прослеживается тенденция разделения взглядов на систему маркировки: от ее сторонников до ее противников.
Согласно точке зрения сторонников данной системы потребитель с ее внедрением одновременно получает гарантию подлинности продукции, а также инструментарий для контроля над недобросовестными предпринимателями: в случае обнаружения через систему подделки, потребитель может сообщить в контролирующие органы об этом факте.
Таким образом, сторонники говорят о том, что производители повысят прозрачность взаимодействия с контрагентами, а также оптимизируют бизнес-процесс.
Противоположная сторона настаивает на том, что такие нововведения приведут к увеличению издержек производителя, что в дальнейшем отразится на росте цен на продукцию, поставит под угрозу существование малого и среднего бизнеса [6, с. 9].
Цифровая маркировка товаров в России началась еще в 2016 году с маркировки алкогольной продукции с созданием системы ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной системы учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). В 2019 году маркировка алкогольной продукции стала частью «Честного знака».
В 2018 году согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации было принято решение о расширении списка товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке. К данным товарам относятся:
1) табачная продукция;
2) духи и туалетная вода;
3) одежно-обувные товары;
4) шины;
5) фотокамеры;
6) отдельные виды молочной продукции;
7) лекарственные средства [4].
Компании-производители данных товаров обязуются наносить на выпускаемую продукцию двухмерный код формата Data Matrix, а Центр развития перспективных технологий обеспечивает товаропроизводителей средствами для работы системы.
С правовой точки зрения эффективность практической реализации данной системы обеспечивается санкциями, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) [2] и Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ) [1]. Согласно ст. 15.12 КоАП РФ производство организацией-представителем или индивидуальным предпринимателем продукции без маркировки, если в отношении этой продукции маркировка обязательна, наказывается для юридических лиц штрафом от 50000 до 100000 рублей с конфискацией такой продукции, для физических лиц — от 5000 до 10000 рублей с конфискацией.
Также согласно ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ наказывается и продавец такой продукции в размерах, идентичных ч.1 ст. 15.12 КоАП РФ. Для производства и продажи алкогольной и табачной продукции без маркировки ответственность предусмотрена в размере от 10000 до 15000 рублей для физических лиц, от 100000 до 150000 рублей для юридических лиц.
УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 300000 рублей, принудительных работ на срок до 3х лет, лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом до 80000 рублей (санкция альтернативная), в случае если производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без соответствующей маркировки совершен в крупном размере (более 100000 рублей) согласно ч. 1 ст. 171.1. УК РФ.
Итак, согласно цифровой маркировке каждому товару присваивается свой индивидуальный цифровой код, защищаемый криптографическими методами. Производителям и продавцам обязательна регистрация в данной системе, так как она представляет собой единую систему контроля подлинности товаров, благодаря которой предполагается обеспечение прозрачности рынка.
Принцип работы системы заключается в следующем:
1) присвоение каждой единице товара индивидуального кода;
2) создание системы хранения полного объема информации, которая будет касаться всех участников данного процесса;
3) формирование единого каталога промаркированных товаров.
Таким образом, существенными плюсами данной системы следует считать:
1) увеличение эффективности деятельности государства в рамках контроля предпринимательской деятельности;
2) финансовая ответственность частных предприятий за бесперебойную и правильную работу системы;
3) сохранение ведущей роли государства при принятии решений, а также доступ государства к аналитической информации, полученной при помощи системы;
4) участие в регулировании предпринимательской деятельности самого потребителя.
По состоянию на март 2021 года через систему были проверены 32,6 млн. товаров. Каждую неделю проверяется примерно миллион новых кодов [12].
В отечественной юридической и экономической литературе часто можно встретить точку зрения, что данная система решает многие вопросы, которые затрагивают интересы производителей, розничных и оптовых операторов, потребителей [8, с. 214], но так ли это на самом деле?
Так, например, производители мороженного выступали за отсрочку введения цифрового контроля за молочной продукцией, из-за дорогостоящего оборудования, покупка которого вызвало существенную финансовую нагрузку, а также удорожание цен на 30 % [9].
Так, например, председатель Приморского регионального отделения «Партии Роста» К. О. Батанов высказывался о том, что данная система имеет множество подводных камней. Так, по его мнения, маркировка продукции не является гарантией качества этой продукции, также, необходимо предоставить расчет издержек на введение маркировки продукции от каждой из отраслей, произвести оценку увеличения стоимости на продукцию [10].
Уполномоченная по защите прав предпринимателей в Приморском крае М. А. Шемилина отмечает эффективную деятельность данной программы в отдельных сферах — табачной и алкогольной, замечая при этом, что не всегда можно заметить обоснованность маркировки того или иного вида продукции [11].
На наш взгляд, цифровая маркировка необходима и при регулировании рынка лекарственных препаратов. С 1 февраля 2017 года началась маркировка лекарств. В частности, это связано с тем негативным фактом, что Российская Федерация по данным Всемирной организации здравоохранения является одной из лидирующих стран по выявленным недоброкачественным лекарственным средствам [7, с. 243].
Введение маркировки на рынке лекарственных препаратов выступает плюсом для аптек: при помощи данной системы в аптеки не будет попадать фальсифицированная продукция, а также лекарства с истекшим сроком годности.
Введение системы и в этой сфере связано со значительными затратами производителей, тем не менее производители продукции смогут без посредника получать информацию об объеме продаж своей продукции, не оплачивая услуги дистрибьютора, что позволит распланировать дальнейшее производство.
Стоит отметить, что на данный момент в зоне риска находится именно малый и средний бизнес. Например, фермерские хозяйства, которые выпускают молочную продукцию.
До введения системы «Честный знак» функционировала в данной области система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», позволяющая отследить весь путь молочной продукции от производства до розничной торговли [3]. Также вся информация, которая содержится в системе «Меркурий», должна содержаться в системе «Честный знак» именно поэтому присвоение кода именно таре для молочной продукции было встречено крайне негативно: создание необоснованных дополнительных издержек для производителей.
Для фермерских хозяйств, а также малых предприятий также большую роль играет обслуживание данной системы: при условии закупки дорогостоящего оборудования, может возникнуть проблема с подбором IT-специалиста, особенно в отдаленных районах.
Также существенным минусом введения данной системы может стать запрет на применение системы налогообложения ЕНВД. Ранее данная система налогообложения применялась в отношении предпринимателей, торговая площадь которых не превышала 150 кв. м. При розничной реализации маркируемой продукции предприятия получают запрет на использование данной системы налогообложения.
Итак, кроме увеличения издержек, на сферу малого предпринимательства будет также возложена повышенная налоговая нагрузка.
С одной стороны система «Честный знак» способствует прозрачности осуществления предпринимательской деятельности, уменьшению продаж контрабандной и просроченной продукции, а также выступает гарантом честной конкурентной борьбы.
С другой стороны, система контроля «Честный знак» на данный момент имеет значительное количество несовершенств. Так нет необходимости тотального контроля за всеми сферами предпринимательской деятельности. Возможно оставить систему в таких сферах, как оборот лекарственных средств, а также маркировка алкогольной продукции и табачных изделий. В иных сферах, например, на рынке молочной продукции система может стать губительной для фермерских хозяйств.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021 № 292-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. ст.2954; 2021. № 27 (ч.1). ст.5120.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021 № 286-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). ст.1; 2021. № 27 (ч.1). ст.5114.
- Постановление Правительства РФ «О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии» от 07.11.2016 № 1140 (ред. от 23.07.2021 № 1179) // СЗ РФ. 2016. № 46. ст. 6470; 2021. № 29. ст.5676.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (ред. от 05.10.2021) [Электронный ресурс] — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 26.10.21)
- Аксенов И. А. Система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в Российской Федерации // Экономические исследования. 2020. № 3. С. 17– 20.
- Голубенко О. А. Цифровизация маркировки потребительских товаров / О. А. Голубенко, Э. В. Финаева, О. Ю. Свекольникова и др. // Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82). С. 7–11.
- Чернова Н. В. Российский бизнес и проблема фальсификации товаров: современное состояние и способы решения проблемы / Н. В. Чернова, М. В. Ивашкин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 241–244.
- Щербак Е. Р. Финансовый контроль в сфере производства и оборота табачной продукции: современное состояние и перспективы развития в условиях цифровой экономики // International Journal of Humanities and Natural Since. 2020. № 6–3(45). С 213–218.
- LENTA.RU «О национальной системе цифровой маркировки товаров «Честный ЗНАК» от 24.12.2019 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2019/12/24/chestnyznak/ (Дата обращения:26.10.2021)
- KONKURENT.RU «О честном знаке по-честному: почему бизнес против маркировки» от 09.02.2021 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://konkurent.ru/article/36024 (Дата обращения:26.10.21)
- Бизнес-омбудсмен о порядке маркировки обуви от 01.08.2019 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru-ru.facebook.com/ombudsmanbiz25/posts/2269135619850126 (Дата обращения:26.10.2021)
- Обязательная маркировка товаров Честный ЗНАК [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://честныйзнак.рф (Дата обращения: 26.10.21)
- РБК+ «Контрафакт распространяется как вирус» от 15.10.2020 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5f87765a7a8aa9d887869d34 (Дата обращения: 26.10.2021)
- «ФАС считает необходимым усилить борьбу с нелегальной табачной продукцией» от 02.03.2021 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/31168 (Дата обращения 26.10.21)