Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.11.2021

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Аршанская, О. П. Работа с одаренными детьми на уроках гуманитарных дисциплин (из опыта работы) / О. П. Аршанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85700/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены на примере собственного педагогического опыта основные приемы работы с одаренными детьми при изучении гуманитарных дисциплин Обозначены понятие и особенности одаренных детей.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, талант, одаренность, одаренные дети, педагогическое сопровождение.

Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью, которая проявляется в бескорыстном стремлении к познанию окружающего мира, но часто эта способность не находит необходимой поддержки, вследствие чего ребенок перестает развиваться, двигаться вперед, а творческие способности остаются незамеченными.

В ХХ столетии развитие исследований по одаренности показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами, так как и одаренные дети могут столкнуться, с проблемами частыми из которых можно назвать:

– неприязнь к школе и процессу обучения (это происходит от того, что учебная программа одаренному ребенку скучна, и неинтересна);

– игровые интересы — одаренным детям нравятся сложные игры, вследствие чего он оказывается в изоляции уходит в себя;

– погружение в философские проблемы (для одаренных детей характерно задумываться такими вопросами, как жизнь и смерть, есть ли жизнь после смерти и тому подобное);

Исходя из этого, часто необходимо искать новые модели и приемы при построении своей деятельности.

Обращусь немного к теории, затем к анализу своего собственного педагогического опыта.

Теория предлагает разнообразные модели, остановимся на некоторых: «Модель свободный класс» — здесь в центре находится ребенок, она предполагает эффективное использование учебного времени и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимальное внимательное отношение к каждому отдельному ученику. Каждый ребенок получает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в определенном выбранном направлении. Учитель в свою очередь строит процесс обучения так, чтобы поощрять в ребенке инициативу, независимость, изобретательность и творческий подход, те качества, которые присущи одаренным детям.

Немаловажным обстоятельством становится и то, что учащимся дается время для взаимного обмена и обогащениями знаниями. Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала.

«Модель Ризулли» — Педагоги, работающие с одаренными детьми, основное внимание уделяют процессу, структура которого сводится к тому, что происходит знакомство учащихся с различными областями и предметами. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь каждому сделать свой выбор. Активно применяется методика группового обучения с использованием приема «Мозговой штурм». Большое значение здесь также должна играть профессиональная подготовка учителя, сводящая к следующему:

– умения строить процесс и дисциплину;

– модифицировать учебные программы;

– стимулировать когнитивные способности;

– умения работать по специальному плану;

В своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с таким явлением, как «боязнь студента раскрыть себя или показать свою одаренность или талант». Причины этого вижу в том, что многие абитуриенты, приходя из школы, считали, что они неуспевающие или даже в чем-то «ненужные» или так называемые «дети коридорного обучения». А ведь порой в систему среднего профессионального образования приходят дети более талантливые и открытые для успешной деятельности, так как они вынуждены работать на два результата: освоение образования и получение профессии или специальности.

Хочу отметить, что мои предметы (гуманитарные) позволяют вовлечь студента в мир творчества и раскрытия одаренности. Моя деятельность, как у многих начинается с первого этапа — мониторинг или диагностика выявления одаренного ребенка. Оговорюсь, кого считать одаренным (победителя международного тура олимпиад или лучшего по итогам государственной аттестации за 9 класс?). Мониторинг провожу самым доступным способом, заостряю внимание студента на каком-либо важном явлении и прошу выразить свои мысли двумя тремя предложениями, при этом прошу не использовать фактологию и событийность. К примеру, тема: «Начало ВОВ — 22 июня 1941 год». Многие студенты писали: «страшно, жутко», более способные начинали фразу так: «Чтобы я испытывал 22 июня 1941 года в первые минуты начала войны».

В более сильных группах (где студенты проходят собеседование при поступлении к нам) я даю тесты с вопросами разного уровня. Студент начинает мыслить, следовательно, развивать те скрытые возможности и таланты, которые у него есть.

На втором этапе начинается процесс вовлечения студента в мир одаренности, здесь на первое место выходить должен профессионализм педагога. Согласимся, многие педагоги сегодня сами бояться переводить себя в статус координатора учебного процесса, занятия или урока. Здесь нередко использую механизм, который для себя определила как «передача линии урока в руки творческого студента» на этапе подготовки к восприятию нового материала или повторения (обычно достаточно 5–7 минут). Студенту предлагается приготовить задание самому или даю ему шаблон заданий. Вы не заметите, как он вовлечется в ход урока и сам поведет за собой остальных (оговорюсь, группа, конечно, должна быть готова к этому). К примеру, тема по обществознанию «Формы правления», студент проводит опрос с помощью мини-опросника:

– назовите должность человека, который руководит страной (на примере Англии, России, ОАЭ и другие);

– как осуществляется наследственная передача власти, если претендентов на престол несколько;

Третий этап — это не упустить такого студента, иначе с течением времени можно столкнуться с таким явлением, как «выгорание» в деятельности, учебе и тому подобное. Здесь очень хорошо мне помогают конкурсы разного уровня, так поделюсь одним участием, которое изменило веру в себя одного моего студента. Конкурс «Урок Письма», в котором принимал участие студент 3 курса Попович Степан в номинации «Космос». Главной темой письма стал сюжет в десяти предложениях, главная линия которого сводилась к тому, «что неожиданно произошла встреча первого космонавта и студента в лесу, где, сидя возле костра, он беседовал с Гагариным». Студенту казалось, что разговор длился вечно, но прошло всего 15 минут. Итогом стал вопрос: «Скажите Юрий Алексеевич Гагарин, что значит быть первым» Знак препинания поставлен не был. Студент с равнодушием отправил письмо, не веря изначально, что его заметят, так как считал, что подобных писем с вопросом как у него будет много. Через месяц пришел результат (студент не ждал ничего), работа отмечена в крае и отправлена на Всероссийский этап конкурса «Урок Письма». Итог стал открытием для студента и для меня тоже. Многие члены жюри отметили маленькую «изюминку» работы «Отсутствие знака препинания».

Часто в своей деятельности использую проведение занятий по типу мастерской, по следующему плану:

– создание индукции или проблемной ситуации (последняя должна быть созвучна с чувствами и интересами обучающихся);

– социализация или выступление студента внутри группы;

– рефлексия — обучающиеся выражают чувства, отношения к проблеме. Анализируют степень усвоения материала на уроке.

Нельзя забывать и про мини-проекты (например, бизнес-планы).

Объем статьи не позволяет говорить в полной мере о проводимой работе и о тем приемах, которые используются — это некоторые аспекты.

Конечно, вдохновителем таланта и одаренности студентов должны быть мы сами, от наших побед зависят их победы, где-то наши ошибки станут и их ошибками, а, следовательно, примерами для исправления и улучшения. Главное — наши стремления станут их начинаниями и стремлениями к лучшим результатам.

Ведь порой достаточно одному загореться, как все наполнится атмосферой успеха, на педагога возлагается лишь функция ускорителя процесса.

Литература:

  1. Азаров Ю., Ускоренное выявление и развитие детских дарований// Воспитание школьников, 2009г., № 1, с.25–31
  2. Амосова И. В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиадам//Преподавание истории в школе. 2007г., № 9
  3. Бельская Н. А. Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренности//Одаренный ребенок, 2015г., № 2 с.130–140;
  4. Ефременко И. И. Генетика одаренности//Одаренный ребенок, 2009г., № 4 с.15–30;
  5. Иванова И. В. Педагогическое сопровождение// Воспитание школьников, 2018 г., № 2 с. 41–53;
  6. Клочко В. Е. Одаренность и ее понимание в системной антропологической психологии//Одаренный ребенок, 2012г. № 6с.5–22;
  7. Одаренные дети/В. М. Слуцкий. М.1991 год;
  8. Шолохова А. А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности// Одаренный ребенок, 2012г., № 3 с.72–80.
  9. Шумакова Н. Б., Обучение и развитие одаренных детей. М.2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, студент, одаренный ребенок, процесс обучения, собственный педагогический опыт, том, учебная программа.


Похожие статьи

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения, разработок специализированных программ с...

Педагогическая работа с одаренными детьми

В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс, во время

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в...

Инновационные подходы к обучению одаренных детей...

При работе с одаренными детьми наиболее эффективна такая модель обучения, как «Свободный класс».

1. Одаренные дети часто испытывают неприязнь к школе, так как обычная учебная программа для них скучна и неинтересна.

Инновационный проект «Тьюториальное сопровождение...»

Инновационные подходы к обучению одаренных детей... ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ. Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути...

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение...»

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей».

Ведущий: Участники выявления и психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей: директор школы, заместитель по учебной части, педагог, педагог...

Как работать с одарёнными детьми | Статья в сборнике...

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие

Подготовка педагогического персонала — неотъемлемая часть всякой хорошей программы.

одарённые дети, обычные дети, ускоренный процесс обучения, раннее развитие, особые...

Система педагогической работы с одарёнными детьми...

Работать с одаренными детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Постоянная и кропотливая работа с такими детьми приносит свои плоды — наши ученики являются победителями олимпиад, конкурсов...

Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего...

Данная статья посвящена работе с одаренными студентами, фондам, поддерживающим одаренную молодежь, стимулирующую и

Библиографическое описание: Отамуродова, Ф. Э. Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего учебного заведения / Ф. Э...

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся...

Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали. 2. Соединять для выполнения учебных заданий, обучающихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники...

Похожие статьи

Специфика обучения и воспитания одаренных детей

В статье затрагивается проблема обучения одаренных детей в обычном детском коллективе. Выдвигается ряд положений о том, что эффективное обучение одаренных детей возможно посредством ускорения процесса обучения, разработок специализированных программ с...

Педагогическая работа с одаренными детьми

В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс, во время

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в...

Инновационные подходы к обучению одаренных детей...

При работе с одаренными детьми наиболее эффективна такая модель обучения, как «Свободный класс».

1. Одаренные дети часто испытывают неприязнь к школе, так как обычная учебная программа для них скучна и неинтересна.

Инновационный проект «Тьюториальное сопровождение...»

Инновационные подходы к обучению одаренных детей... ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ. Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути...

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение...»

Деловая игра «Психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей».

Ведущий: Участники выявления и психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей: директор школы, заместитель по учебной части, педагог, педагог...

Как работать с одарёнными детьми | Статья в сборнике...

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие

Подготовка педагогического персонала — неотъемлемая часть всякой хорошей программы.

одарённые дети, обычные дети, ускоренный процесс обучения, раннее развитие, особые...

Система педагогической работы с одарёнными детьми...

Работать с одаренными детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Постоянная и кропотливая работа с такими детьми приносит свои плоды — наши ученики являются победителями олимпиад, конкурсов...

Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего...

Данная статья посвящена работе с одаренными студентами, фондам, поддерживающим одаренную молодежь, стимулирующую и

Библиографическое описание: Отамуродова, Ф. Э. Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего учебного заведения / Ф. Э...

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся...

Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали. 2. Соединять для выполнения учебных заданий, обучающихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники...

Задать вопрос