В данной статье рассматривается понятие, принципы и основания получения гражданства Российской Федерации, также изучаются недостатки действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Ключевые слова: Российская Федерация, гражданство, упрощенный порядок, принцип, актуальное законодательство, общий характер
В актуальном российском законодательстве есть законная дефиниция того, что понимается под гражданством. В действующей редакции Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» [2] содержится классическое определение, которое было сформулирована в последние годы существования СССР. В соответствии с абзацем 2 статьи 3 указанного ранее Федерального закона «под гражданством понимается устойчивая юридическая связь человека и государственного образования, выражаемая в комплексе их взаимных и корреспондирующих прав и обязанностей». Необходимо указать, что действующий Закон, в отличии от предыдущих, базируется на крайне прогрессивной степени правовой техники. Сейчас законодатель отказывается от преамбулы и используют в тексте законодательного акта особую главу, где были зафиксированы все общие положения о данном юридическом институте. В связи с этим, большую роль получает проведение анализа принципов российского гражданства. Эти принципы представляют основные фундаментальные начала любого законодательства, в таком ключе. Например, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона к принципам гражданства Российской Федерации относят следующие: принцип запрета дискриминации вопросы гражданства; принцип общего характера и равного содержания гражданства Российской Федерации; сохранение юридической связи между человеком и государством; недопустимость лишения гражданства (исключая случаи, которые прямо предусмотрены действующим законодательством); недопустимость применения отрицательных последствий к гражданам в форме ссылок и высылок по запросам третьих стран; поощрение приобретения гражданства Российской Федерации людьми, у которых его нет [3, с.35].
Указанные нами принципы не являются окончательными. Так, российские учёные сформировали такую систему принципов, которая базируется на комплексном анализе актуального законодательства Российской Федерации и в свой состав включает два основных блока базовых начал:
— во-первых, принципы касательно гражданства (к ним относят право любого человека на гражданство, разрешением на наличие множественного гражданства, поощрение в приобретении гражданства Российской Федерации, согласно установленной законодательством процедуре);
— во-вторых принципы, которые связаны с непосредственным содержанием гражданства (например, равенство гражданства и общий характер, запрет на лишение гражданства, исключая случаи, прямо предусмотренные законодательством, запрет высылки граждан, благоприятствования касательно лиц, которые находятся за пределами гражданством и преемственность гражданства).
Важным аспектом объективной действительности является современная практика специализированных органов по работе с гражданами, желающими приобрести гражданство РФ, а также рассмотрение оснований и порядков его получения. В правовом смысле под приобретением гражданства можно понять принятия либо получение согласно положениям закона личности юридической связи с определённым государством. Необходимо указать, что изучаемая сторона вопроса не является законодательным пробелом. Так как основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации зафиксированы в актуальном в специальном законе, в рамках международного сотрудничества, процедура получения гражданства Российской Федерации, а также основания и процедуры являются аналогичными в Республике Казахстан и Республики Беларусь. Например, в соответствии со статьёй 11 Федерального закона «О гражданстве» законодатель основой для его получения назвал следующие:
— во-первых, рождения (то есть филиация). Тут есть два аспекта: право крови, если родители либо единственный родитель имеют гражданство либо являются гражданами Российской Федерации, а другой не имеет гражданства, или место его нахождения невозможно определить; право почвы: рождением ребёнка на территории Российской Федерации иностранными гражданами либо лицами без гражданства, если у ребёнка нет иного шанса получить гражданство другой страны, а также при невозможности установления биологических родителей ребёнка, который родился на территории России (для появление родителей устанавливается определённый срок, по истечении которого ребёнок получает гражданство РФ).
— во-вторых, приём в гражданства (то есть натурализация), осуществляемый, как в общем, так и упрощённом порядке;
— в-третьем, восстановление лиц в гражданстве (используется касательно отдельных групп граждан, раньше имевших гражданство Российской Федерации);
— в-четвёртых, другие основания, которые предусмотрены российским законодательством и положениями международных договоров и соглашений (к примеру, оптация, то есть смена юрисдикции территории).
Можно обнаружить противоречия в законодательстве о гражданстве, если рассматривать порядок приобретения гражданства в контексте статей 13 и 14 Федерального закона. Так, данные статьи называют общий и упрощённый порядок. В этой связи кажется верной позиция С. С. Лампадовой [4, с.184], которая считает, что формирование привилегированного состава лиц в рамках статьи об общем порядке получения гражданства, видится неверным шагом и противоречит законодательная концепции, так как это уничтожает сам принцип «общего порядка» приобретения гражданства Российской Федерации.
Итак, на основании проведённого в статье анализа очевидно, что гражданство — это устойчивая юридическая связь государства и личности (в актуальном законодательстве исключена политическая составляющая). Все принципы гражданства можно разделить на две основные группы: принципы касательно гражданства и принципы, сопряжённые с содержанием самого гражданства. К способам, основаниями приобретения гражданства относят такие, как: филиация (так называемое право крови или почвы), натурализация (общий и упрощённый порядок), восстановление в гражданстве и другие (к примеру, оптация). Также по итогам рассмотрения действующего законодательства были обнаружены противоречия, содержащиеся в текстах статей 13 и 14 ФЗ «О гражданстве», где говорится о привилегированном составе отдельных групп лиц в рамках общего порядка получения гражданства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. 30.12.2020) // Рос. газ. от 5 июня 2002 г. № 100.
- Галаева, М. И. Институт гражданства в условиях глобализации / М. И. Галаева, А. А. Албогачиев, Р. Б. Гандалоев. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2021. — № 3. — С. 34–38.
- Лампадова, С. С. О некоторых вопросах приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке / С. С. Лампадова. — Текст: непосредственный // В сборнике статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. — 2019. — С. 184–188.