В статье исследуется правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России с учетом изменений законодательства 2025 года. Анализируются нормативные акты, их влияние на миграционную политику и правоприменительную практику.
Ключевые слова: Российская Федерация, административно-правовой статус, лицо без гражданства, иностранный гражданин.
Изменения в административно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, является актуальным по нескольким причинам:
- изменения в социально-экономической ситуации в стране;
- увеличение случаев административных правонарушений со стороны мигрантов;
- изменения в законодательстве в 2025 году. Вопрос о правовом положении иностранных граждан затрагивает не только внутреннюю политику государства, но и международные обязательства, что требует комплексного анализа.
Целью исследования является определение особенностей правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в современных условиях.
Правовое состояние человека, при котором у него отсутствует юридическая принадлежность к тому или иному государству, принято называть безгражданством. Такое положение, известное как апатризм [8, с.501], может возникнуть как с момента рождения (абсолютное безгражданство), так и вследствие утраты гражданства по различным причинам (относительное безгражданство). Безгражданство негативно сказывается на правах личности, ограничивая доступ к образованию, трудоустройству, социальной защите, собственности и политической жизни. Международное регулирование безгражданства основывается на Конвенции ООН о статусе апатридов 1954 года и Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года. Конвенция 1954 года определяет апатрида как лицо, которое не считается гражданином ни одного государства, и устанавливает минимальные стандарты защиты, включая право на удостоверение личности, проездные документы и правовую помощь [1].
Конвенция 1961 года направлена на предотвращение случаев безгражданства и вводит строгие ограничения на лишение гражданства, если это приводит к апатризму [2]. Однако эти конвенции не были ратифицированы Российской Федерацией, и правовое положение апатридов регулируется национальным законодательством. В то же время Россия является участницей других международных актов, содержащих гарантии прав лиц без гражданства, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международные пакты 1966 года о гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных правах, и Европейскую конвенцию о защите прав человека 1950 года. В российском праве лица без гражданства приравнены к иностранным гражданам в рамках Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что отражено в п. 2 ст. 2 [4]. Однако между иностранцами и апатридами существует юридическая разница: если первые сохраняют правовые связи со своим государством, то последние не имеют доказательств принадлежности к какой-либо стране, а их правовой статус определяется исключительно законами государства проживания.
В Российской Федерации действуют ряд нормативно-правовых актов, регулирующих пребывание лиц без гражданства и иностранных граждан на территории нашей страны. Несмотря на статус, любое лицо, находящееся на территории нашего государства, должно знать и подчиняться его законодательству. В противном случае установлены меры наказания как административного, так и уголовного характера. Административно-правовой статус лиц без гражданства и иностранных граждан претерпел ряд изменений в 2025 году. Были закрыты многие насущные проблемы, ранее создающие противоречивость и двойственность в законодательстве, а также не соответствующие современным реалиям.
Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ [5] внес значительные корректировки в порядок пребывания иностранных граждан, установив предельный срок временного нахождения в России в течение 90 суток в календарный год, что стало мерой ужесточения миграционного контроля. Исключение составляют категории лиц, имеющие основания для продления пребывания, например, трудовые мигранты из стран ЕАЭС, иностранные студенты, лица с видом на жительство, а также лица без гражданства, получившие временное удостоверение личности. Одним из ключевых нововведений стало введение режима высылки, который предполагает ряд ограничений, включая запрет на смену места жительства без разрешения, выезд за пределы региона проживания, регистрацию имущества, вступление в брак, открытие банковских счетов и предпринимательскую деятельность. Введен Реестр контролируемых лиц, куда вносятся иностранные граждане при нарушении миграционного законодательства, а также те, кто лишился законных оснований для пребывания. Решения о принудительном выдворении в рамках режима высылки принимаются должностными лицами МВД, а их исполнение возложено на ФССП России в соответствии с приказом от 23 декабря 2024 г. № 823/906 [7].
Вышеперечисленное — не единственные изменения. Известно, ранее были опубликованы, но пока не вступали в силу и другие нормативно-правовые акты. Среди них — Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. № 1126 [6], который вводит временные меры по регулированию статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, сведения о которых должны быть включены в реестр контролируемых лиц. Это положение соответствует статье 31.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [4].
Документ устанавливает, что с 1 января по 30 апреля 2025 года иностранцы, находящиеся в России без законных оснований, обязаны либо покинуть страну, либо пройти процедуру урегулирования своего правового положения в органах МВД. В течение этого периода они могут подать соответствующее заявление, воспользовавшись услугами территориальных подразделений или центров. На период действия Указа для заявителей предусмотрены послабления: аннулируются ранее вынесенные запреты на въезд и не учитываются административные правонарушения, связанные с миграционным учетом. Такие нормы вытекают из статей 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ [3].
Кроме того, граждане, подписавшие контракт о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождаются от решений о депортации и реадмиссии. Однако положения не распространяются на лиц, признанных угрозой национальной безопасности или причастных к экстремистской деятельности. По истечении срока, установленного Указом, иностранные граждане, не урегулировавшие свой статус, автоматически подпадают под ограничения, включая запрет на въезд в Россию, что соответствует действующим миграционным нормам.
Описанные выше изменения одновременно, как мы упомянули ранее, закрывают ряд существенных вопросов, касающихся миграционной политики РФ, но в то же время открывают новые. В целом выбранный нами тезис для описания изменений подходит почти для всех нововведений в правотворчестве. Единственный вопрос, на который можно сказать уверенный точный ответ, касается об необходимости этих изменений. Здесь нами не проявляется сомнений, с учетом пагубных социально-экономических изменений, которые вносил неконтролируемый поток мигрантов. Тезисно по изменениям можно сделать ряд выводов:
- Внесенные изменения в административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства направлены на усиление контроля за миграцией, минимизацию нелегального пребывания и повышение управляемости данной сферой;
- Установление 90-дневного срока пребывания в течение календарного года, введение Реестра контролируемых лиц и режима высылки обеспечивают жесткий надзор за нарушителями, а предоставление возможности урегулировать статус без выезда до 30 апреля 2025 года делает политику более гибкой;
- Ограничения на передвижение, регистрацию имущества, предпринимательскую деятельность и заключение брака могут усложнить адаптацию интегрированных мигрантов, а концентрация полномочий в МВД и ФССП создает риски субъективного применения норм;
- Ужесточение контроля может повлиять на рынок труда, увеличивая нагрузку на работодателей, а легализация через военную службу вызывает дискуссии о возможных рисках.
Так или иначе, нормативно-правовые акты вступили в силу. Скорее всего, законодатель наблюдает за их эффективностью. Вполне возможно, что послаблений в направлении миграционной политики в ближайшем будущем не предвидеться. В целом, изменения направлены на повышение безопасности, но требуют учета прав добросовестных иностранных граждан и балансировки между жесткостью контроля и социальной адаптацией мигрантов. Будущие исследования должны быть посвящены изучению влияния вступивших в силу законодательных инициатив на миграционные процессы в стране.
Литература:
- Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apatride.shtml (дата обращения: 14.03.2025).
- Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/statelessness.shtml (дата обращения: 06.04.2023).
- Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37869/ (дата обращения: 13.03.2025).
- Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482512/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Указ Президента РФ от 30.12.2024 № 1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_495304/ (дата обращения: 13.03.2025).
- Приказ ФССП России, МВД России от 23.12.2024 № 823/906 «О порядке взаимодействия должностных лиц ФССП России с МВД России при принудительном выдворении» (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2024 № 80739) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494310/ (дата обращения: 14.03.2025).
- Трифонов С. Н. и др. Безгражданство как конституционно-правовой статус // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2019. — Т. 5. — № 4. — С. 501–508.