This article analyzes the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, focusing on the administrative and legal aspects of their stay. The article presents a classification of foreign citizens based on the length of their stay (temporary stay, temporary residence, permanent residence) and other criteria proposed by the authors. Legal conflicts in defining these categories are identified and areas for improving migration legislation to protect migrants' rights and ensure law enforcement are proposed.
Keywords: foreign citizens, stateless persons, legal status, migration legislation, residence permit, administrative expulsion, classification of migrants.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства охватывает широкий круг вопросов, регулируемых нормами законодательства и политикой принимающей страны, и существенно варьируется от государства к государству. Основополагающим элементом миграционной политики является защита прав иностранцев, а также контроль за соблюдением их правового статуса на основе национального и международного законодательства и политики. Административно-правовой статус выражает индивидуальное положение конкретного иностранца или лица без гражданства и представляет собой совокупность их взаимодействия с государственными органами в сфере управления.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изложены основные положения, регулирующие их административный статус. Так, ст. 2 данного нормативного правового акта раскрывает определение понятия «иностранный гражданин» как физического лица, не обладающего российским гражданством, но имеющего документы о регистрации в иностранном государстве [2].
Следует подчеркнуть, что известные эксперты в сфере административного права — профессора Б. В. Россинский и Ю. Н. Старилов — дают более детализированное определение категории иностранных граждан, временно находящихся в России. В соответствии с их взглядом, к данной категории относятся лица, прибывшие в страну на основании визы либо по безвизовому режиму, не оформившие при этом вид на жительство либо разрешение на временное пребывание [7].
В 2021 году в российское законодательство был внесён отдельный Федеральный закон, который внёс изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ряд других нормативных актов РФ, имеющих отношение к статусу лиц без гражданства. Данный закон установил новую правовую категорию — временное удостоверение лица без гражданства, предназначенное для определения правового статуса лиц без гражданства, длительно пребывающих в России без документов, удостоверяющих их личность. В удостоверении были предусмотрены биометрические данные, включающие уникальные биологические и физиологические характеристики, позволяющие идентифицировать конкретную личность. Кроме того, было установлено, что лица без гражданства, подающие заявления на получение данного удостоверения, освобождаются от привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства и незаконное трудоустройство. Это положение значительно изменяет административно-правовой статус таких лиц. Внесённые законодательные изменения направлены на совершенствование системы правового регулирования пребывания лиц без гражданства в России. В то же время, в период пандемии COVID-19 принимались значимые оперативные меры, касающиеся как российских граждан, так и лиц без гражданства. Эти меры носили временный характер и не действовали в 2022 году.
В 2020 году Президент Российской Федерации издал указ, направленный на временное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Этот нормативный акт неоднократно изменялся с учётом меняющихся обстоятельств. Одним из ключевых нововведений стало временное приостановление осуществления административного выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы России на период действия указа [4]. В отечественном административном праве меры административного выдворения прописаны в статьях 18.8 и 18.10 Кодекса об административных правонарушениях [1]. Таким образом, за последние несколько лет правовое регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России претерпело существенные изменения. Большинство временных мер, введённых в период пандемии, утратили силу, однако именно они послужили базой для формирования государственной миграционной политики и стали значимым этапом на пути к масштабной реформе миграционного и гражданского законодательства Российской Федерации.
Рассмотрим классификацию иностранных граждан.
Широко распространенной является классификация, которая предложена Н. В. Макарейко в зависимости от срока пребывания [5]:
- временно пребывающие — это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Допустимый период пребывания на законных основаниях на территории РФ составляет от 3-х месяцев до 1-го года. К особому классу указанной категории следует относить: а) получившие временное убежище; б) ходатайствующие о признании беженцами, предоставлении временного убежища; в) признанные беженцами.
- временно проживающие — иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в течение 3 лет на территории одного субъекта РФ.
- постоянно проживающие — лица, получившие вид на жительство.
В исследовании А. А. Попова представлена оригинальная классификационная схема, подразделяющая субъекты на следующие категории: военнослужащие, служащие на военной технике иностранных государств; представители зарубежных воинских формирований; лица, наделенные дипломатическим иммунитетом и те, у кого этот статус отсутствует; сотрудники международных организаций; свидетели и иные группы, правовой статус которых определяется международными договорами с Российской Федерацией [6].
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены следующие категории иностранцев:
— временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане — лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане — лица, получившие разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане — лица, получившие вид на жительство. Понятно, что в этом случае законодатель при использовании критериев для законной классификации иностранных граждан учитывал правовые основания и срочность их пребывания на территории России.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент действующее законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав иностранных граждан, не позволяет дать точное определение категориям «иностранные граждане» и «лица без гражданства», что создает юридические коллизии, в том числе в сфере правоприменения.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.07.2025 № 329-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3032.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» от 24.02.2021 № 22-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 марта 2021 г. № 9. Ст. 1469.
- Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями и дополнениями от 2 января 2021 г. № 1) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 2020 г. № 16. Ст. 2572.
- Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 13-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 308 с.
- Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2025. — 736 с.
- Россинский, Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. — 2-е изд., перераб. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2025. — 352 с.

