Актуальность представленного исследования определяется необходимостью развития сегмента корпоративных ценных бумаг как способа финансирования потребностей и управления капиталом современных корпораций. Целью работы является исследование особенностей развития сегмента корпоративных ценных бумаг на российском фондовом рынке. В процессе проведения исследования использованы методы анализа и синтеза, статистический и графический методы. Результатом проведения исследования выступает выявление основных признаков корпоративной ценной бумаги, тенденций и проблем развития рынка, определение направлений решения выявленных проблем.
Ключевые слова: корпорации, ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги, капитал организации, источник финансирования, рынок корпоративных ценных бумаг.
Введение
Современные предприятия, в особенности, те из них, которые обладают необходимым количеством свободных денежных ресурсов для их последующего размещения в целях повышения уровня инвестиционной привлекательности и использования в качестве дополнительного источника роста собственного капитала, все чаще становятся игроками рынка ценных бумаг. Выпуская в обращение корпоративные ценные бумаги, такие предприятия используют их не только и не столько в качестве инструмента подтверждения права владельца на участие в управлении компанией, но и привлекают за счет них дополнительные денежные средства. Подобное направления развития выступает как один из наиболее эффективных инструментов современного финансового менеджмента в рамках формирования и управления капиталом предприятия. Для того чтобы разобраться в механизмах его функционирования, стоит определить основные понятия.
- Понятие и признаки корпоративных ценных бумаг
Одной из проблем развития сегмента корпоративных ценных бумаг в контексте функционирования современного фондового рынка является отсутствие опыта их развития и продвижения, а также недостаточно проработанная теоретическая и нормативно-правовая основа применения. Прежде всего, определение корпоративных ценных бумаг отсутствует в действующем законодательстве, что значительно осложняет определение термина и становится причиной наличия многочисленных позиций относительно того, какие именно ценные бумаги являются корпоративными. В соответствии с достаточно распространенной в литературе точкой зрения в состав корпоративных ценных бумаг входят только эмиссионные ценные бумаги, другие говорят о том, что к их числу относятся только некоторые виды эмиссионных ценных бумаг, третьи отмечают, что корпоративными ценными бумагами стоит считать любые ценные бумаги, которые были выпущены юридическим лицом. Думается, что в последнем случае термин «корпоративная ценная бумага» является способом отграничения государственных ценных бумаг от ценных бумаг юридических лиц [5, c. 78].
Кроме того, отдельные авторы придерживаются точки зрения о том, что в качестве корпоративных бумаг могут выступать только акции, которые являются такой разновидностью эмиссионных ценных бумаг современного предприятия, которое предоставляет владельцу акций определенный объем имущественных и неимущественных прав. И несмотря на то, что в некоторых определениях прямо не указывается на то, что в качестве корпоративной ценной бумаги автором рассматриваются исключительно акции, содержание такого определения свидетельствует об этом напрямую. В частности, Э. С. Петросян, определяя понятие корпоративной ценной бумаги говорит, что она может быть охарактеризована как «оборотоспособная, эмиссионная ценная бумага с установленными законодательством реквизитами и формой, признанная государством, выпущенная юридическим лицом, предоставляющая владельцу имущественные и неимущественные права в течение всего срока существования эмитента» [3, c. 52]. При этом в соответствии с отечественной доктриной трактовки механизмов функционирования рынка ценных бумаг и их обращения считается, что исключительно владение акцией предоставляет не только имущественные, но и неимущественные права (например, предоставляет право на участие в управлении компанией).
Все перечисленные сложности являются следствием непроработанности законодательных норм и указывают на необходимость их оптимизации. На основании обобщения особенностей корпоративных ценных бумаг могут быть выявлены следующие ее признаки:
— в качестве эмитента корпоративных ценных бумаг выступают акционерные и хозяйственные общества, банки, инвестиционные компании и фонды;
— корпоративные ценные бумаги являются эмиссионными;
— приобретение корпоративной ценной бумаги закрепляет имущественные и неимущественные права владельца, в том числе, право на участие в управлении компанией.
С учетом сказанного может быть предложено такое определение корпоративной ценной бумаги: корпоративная ценная бумага представляет собой разновидность эмиссионной ценной бумаги, которая выпускается корпорацией и удостоверяет имущественные и неимущественные права владельца.
Чаще всего в качестве корпоративных ценных бумаг в российской практике фондового рынка выступают акции и облигации, однако, таковыми также могут являться векселя, долговые и производные ценные бумаги. При этом значение сегмента корпоративных ценных бумаг в целом довольно велико, поскольку определяется как в рамках развития фондового рынка и национальной экономики в целом, так и применительно к стимулированию деловой и инвестиционной активности самой корпорации [6, c. 97].
- Значение и особенности развития российского рынка корпоративных ценных бумаг
Значительная доля российского фондового рынка, как первичного, так и вторичного, представлена именно сегментом корпоративных ценных бумаг. Для эмитента такие ценные бумаги являются средством развития корпорации и одновременно выступают источником привлечения дополнительных средств, способом оптимизации структуры капитала за счет ее увеличения и оптимизации источников финансирования текущих потребностей. За счет продажи ценных бумаг их владельцы получают возможности для дополнительного привлечения капитала. Кроме того, размещение ценных бумаг на рынке выступает эффективным инструментом повышения деловой и инвестиционной, в ряде случаев — и инновационной активности предприятия, так как стимулируют его развитие: от репутации, имиджа, уровня конкурентоспособности и показателей развития корпорации непосредственным образом зависит стоимость ее ценных бумаг, которая оценивается сегодня наряду с другими экономическими и хозяйственными показателями при проведении оценки стоимости бизнеса [1, c. 44].
С другой стороны, развитие рынка корпоративных ценных бумаг важно с точки зрения показателей функционирования фондового рынка и национальной экономики в целом: в результате обращения таких ценных бумаг владельцы временно свободных денежных средств приобретают такие ценные бумаги, создавая условия для оперативного обеспечения финансовыми ресурсами определенных секторов и сегментов экономики, мобилизуя необходимые им инвестиционные ресурсы и создавая реальные условия для развития. В результате необходимые денежные средства позволяют развивать отдельные виды промышленности, аграрный сектор, сектор банковских услуг и так далее. При этом владельцы соответствующих ценных бумаг, при правильном выборе стратегии инвестирования, знании механизмов рынка и сочетании прочих объективных и субъективных факторов — получают возможности для получения прибыли от операций с корпоративными ценными бумагами [6, c. 98].
Все перечисленные тенденции и значимость сегмента корпоративных ценных бумаг в целом подтверждаются статистическими показателями. В соответствии с данными о развитии фондового рынка России в 2020 году, несмотря на все экономические сложности, вызванные эпидемиологической ситуацией и снижением уровня экономической и инвестиционной активности, общий объем торгов достиг 54,5 трлн. руб., и этот показатель выше уровня 2019 года на 34 %. Увеличение фондового рынка по сегментам торговли и видам ценных бумаг также значительное: показатель торгов на рынке акций в общей сложности по сравнению с уровнем прошлого года увеличился на 93 % и достиг 23,9 трлн. руб. в денежном выражении, что является абсолютным рекордом за всю историю проведения торгов. Одновременно рынок облигаций вырос до 30,6 трлн. руб. торгов, что также выше уровня прошлого года, хотя и только на 8,5 % [4].
Общий объем размещения облигаций на фондовом рынке России в 2020 году составил 19,5 трлн. руб., что выше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 11,1 %. При этом объем размещения корпоративных облигаций выросли в течение года на 24,1 %. Наибольший прирост по итогам года продемонстрировали корпоративные ценные бумаги предприятий, относящихся к сектору торговли и ритейла, нефтехимической, горнодобывающей промышленности, нефтегазовом и транспортном секторах развития экономики. Заметный прирост по совокупному объему корпоративных корпораций продемонстрировали также банковская отрасль и облигации финансовых институтов [3].
- Проблемы развития российского рынка ценных бумаг и перспективы их решения
Все перечисленное, с одной стороны, подтверждает важность и практическую значимость формирования и развития рынка корпоративных ценных бумаг в России, а с другой стороны, говорит о том, что данный сегмент является одним из активных и перспективных элементов отечественного рынка ценных бумаг, который продолжит свое развитие в перспективе. Однако существует ряд препятствующих его эффективному функционированию факторов объективного и субъективного порядка. Подобные проблемы тормозят развитие рынка корпоративных ценных бумаг и препятствуют повышению уровня инвестиционной активности и привлекательности российских корпораций. В числе данных проблем могут быть названы следующие аспекты.
- Прежде всего, как показало обращение к исследованию только одного термина, в современном российском законодательстве отсутствует необходимая нормативно-правовая база для развития и стимулирования рынка корпоративных ценных бумаг. В соответствии с этим необходимо провести мониторинг законодательства, определить в качестве нормативных понятий основные термины, нуждающиеся в закреплении и принять необходимые поправки в правовые акты. Дополнительным направлением оптимизации законодательного обеспечения фондового рынка должна стать разработка законодательных аспектов страхования инвестиций.
- Еще одной проблемой рынка корпоративных ценных бумаг в России является невысокий уровень его ликвидности и недостаточная емкость. В соответствии с результатами анализа данного сегмента рынка, в среднем на продажу выставляется только около 30 % от общего выпуска ценных бумаг корпорации, тогда как на рынках ценных бумаг развитых стран этот показатель в среднем достигает 70–75 %. В соответствии с данными Единого реестра юридических лиц в Российской Федерации по итогам 2 квартала 2021 года в стране насчитывается в общей сложности 59 423 акционерных общества, при этом только 906 из их числа выступают в качестве эмитентов ценных бумаг. Это составляет менее 2 % от общей численности, подтверждая необходимость проведения дополнительной информационной работы, стимулирования государством участия акционерных обществ в работе фондового рынка. Устранение данной проблемы возможно, прежде всего, за счет стимулирования инвестиционной привлекательности российской экономики и активности участников рынка, повышения заинтересованности различных субъектов фондового рынка в участии, разработке программ, предполагающих государственную поддержку акционерных обществ, впервые выпускающих корпоративные ценные бумаги на фондовый рынок, разработки обучающих программ для бизнесменов и менеджеров высшего звена. Дополнительное развитие инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых информационных технологий и приложений для облегчения работы на рынке, мониторинга состояния корпоративных ценных бумаг, внедрение дополнительных налоговых льгот могут стать теми инструментами, которые способны повысить реальную деловую активность корпораций на фондовом рынке [7].
- Связанным с предыдущим проблемным аспектом является преобладание в корпоративном сегменте крупных компаний и минимальной долей других предприятий. Для привлечения их на фондовые рынки необходимо также проводить информационную работу, разработать меры поддержки и стимулирования, которые могли бы быть реализованы со стороны государств, предоставлять дополнительные льготы в рамках обеспечения обращения отдельных видов ценных бумаг.
- Не менее значимым вопросом, разрешение которого необходимо для развития фондового рынка, в том числе, его корпоративного сегмента, является изменение вектора настроения населения в отношении фондового рынка. Низкий уровень доверия, отсутствие необходимой информации для участия в работе фондового рынка становится явным препятствием для его эффективного функционирования. В этой связи важно разработать и внедрить на различных уровнях российской системы образования курсы, предполагающие повышение уровня финансовой грамотности населения, а также проводить информационную работу, запустить консультационные и рекламно-информационные проекты, направленные на предоставление базовой информации и привлечение населения к участию в операциях на фондовом рынке [8].
- В связи с недостаточным количеством в стране узконаправленных специализированных программ по подготовке специалистов, разбирающихся в особенностях и закономерностях работы фондового рынка, необходимо разработать и внедрить соответствующие программы обучения или повышения квалификации на базе учреждений высшего профессионального образования. Это позволит сформировать качественную систему консалтинга и одновременно создать корпус высокопрофессиональных специалистов в данном направлении, что также окажет положительное влияние на репутацию рынка, активность инвесторов, корпораций, физических лиц.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования следует сделать выводы о том, что создание условий для развития корпоративного сегмента рынка ценных бумаг выступает в качестве одного из востребованных, актуальных и перспективных направлений функционирования российского фондового рынка. Выступая эффективным и действенным инструментом управления капиталом корпорации, выпуск ценных бумаг и их обращение на фондовом рынке одновременно представляет собой не только способ привлечения дополнительных денежных средств, внимания инвесторов, но и стимулирует развитие предприятия, повышение уровня конкурентоспособности, рост деловой и инновационной активности. Развитие корпоративного сегмента ценных бумаг оказывает не менее положительное влияние и на развитие отдельных отраслей национальной экономики. При этом активному и полномасштабному развитию корпоративного сектора на рынке ценных бумаг препятствуют определенные проблемы, решение которых, в том числе за счет предложенных в статье направлений, позволит усовершенствовать нормативно-правовые, организационные и методологические аспекты функционирования рынка.
Литература:
- Гребенникова В. А., Хрипунова А. Г. Публичное размещение корпоративных ценных бумаг// Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 1. С. 41–44.
- Никонов М., Митрофанов П. Рынок облигаций в 2020 году: бум вопреки кризисуURL: https://raexpert.ru/researches/ua/bond2020/ (дата обращения 08.10.2021)
- Петросян Э. С. Проблемы дефиниции корпоративной ценной бумаги // Право и экономика. 2012. № 8. С. 52–54.
- Результаты работы рынков URL: https://report2020.moex.com/ru/2/1/index.html (дата обращения 07.10.2021)
- Рынок ценных бумаг: учебник / [В. А. Татьянников, Е. А. Разумовская, Т. В. Решетникова, Ю. В. Куваева, М. И. Львова]; под общ. ред. В. А. Татьянникова; М-во науки и высшего обр. Рос. Федерации, Урал.гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 496 с.
- Сорокина Н. С., Дикарева И. А. Рынок корпоративных ценных бумаг России// Инновационная наука. 2017. № 1. С. 97–99.
- Терепина В. А. Современные проблемы и перспективы развития корпоративных ценных бумаг// Сборник материалов конференции «Internationalscientificreview». Бостон, 2019. С. 53–55 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-i-perspektivy-razvitiya-korporativnyh-tsennyh-bumag/viewer (дата обращения 07.10.2021)
- Яковлев А. В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России // Молодой ученый. 2021. № 27 (369). С. 143–147. URL: https://moluch.ru/archive/369/82932/ (дата обращения: 08.10.2021).