Особенности эмиссии ценных бумаг как способа мобилизации инвестиционных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.01.2015

Статья просмотрена: 3099 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, И. А. Особенности эмиссии ценных бумаг как способа мобилизации инвестиционных ресурсов / И. А. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15029/ (дата обращения: 17.12.2024).

Актуальность исследования эмиссии ценных бумаг как способа мобилизации инвестиционных ресурсов определяется множеством причин. Во-первых, российской экономике свойственна нехватка инвестиционных ресурсов. Практически каждое предприятие на определенных этапах жизни сталкивалось с этим. Соответственно, существует проблема и, следовательно, необходимость её решения. Во-вторых, есть много способов мобилизации инвестиционных ресурсов. То есть существует еще одна проблема — выбора. В-третьих, существуют определенные проблемы теоретического характера в области данной темы. У такого широко используемого термина, как инвестиционные ресурсы отсутствует единое общепринятое определение, что создает путаницу в большом количестве взглядов на их сущность. Всё это, а также возрастающая популярность данного способа делают исследование особенно актуальным.

Итак, понятие «инвестиционные ресурсы» используется как в работах российских, так и зарубежных ученых, однако, сам термин однозначно нигде не определяется. Проанализировав различные работы по данной теме, можно прийти к выводу, что в экономической науке сложилось два основных подхода к определению сущности инвестиционных ресурсов предприятия.

Согласно первому подходу инвестиционные ресурсы представляются финансовыми ресурсами, привлекаемыми для осуществления вложений в объекты инвестирования. Подобной точки зрения придерживаются: Розенберг Дж.М. [5,18], Шеремет В. М. [6,58] и некоторые другие. В рамках второго подхода инвестиционные ресурсы определяются как «ценности, вкладываемые в те или иные инвестиционные проекты с целью прироста богатства в том или ином виде». Некоторые авторы уточняют состав этих ценностей, например, «все виды реальных и финансовых активов» [3,72] или «совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Т. е. второй подход расширяет состав инвестиционных ресурсов, включая в него не только финансовые активы, но и реальные активы, вкладывающиеся в инвестиционные проекты [7,11].

Второй подход в данном случае представляется более актуальным, поскольку учитывает возможность использования реальных активов в инвестиционной деятельности.

Современная российская экономика сталкивается с большим количеством трудностей, одной из которых является острая нехватка финансовых и, как следствие, инвестиционных ресурсов. В результате многие предприятия не имеют возможности производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это сказывается на объемах получаемых прибылей. Низкая прибыль не позволяет им, в свою очередь, осуществлять мероприятия по перевооружению производства, развивать конкурентные преимущества.

Помимо этого, на сегодняшний момент достаточно сложно получить финансовые ресурсы из заемных источников, так как большинство банковских структур ориентировано на взаимодействие в основном с крупными, уже устойчиво развивающимися компаниями, которые реализуют низкорисковые проекты.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что способность компаний гибко и в необходимых масштабах использовать возможности привлечения средств с фондового рынка является одним из наиболее эффективных методов мобилизации финансовых ресурсов и, соответственно, решением некоторых существующих проблем. Именно на фондовом рынке предприятие может на выгодных условиях получить в распоряжение деньги на длительный срок или бессрочно. Поэтому не является неожиданностью увеличение интереса к данному методу и рост активности предприятий в сфере выпуска ценных бумаг.

По сути, главная задача эмитента — правильно выбрать ценную бумагу для эмиссии и определить параметры выпуска, привлекательные для себя и инвесторов. Разберемся с тем, что же такое эмиссия, в чем ее достоинства и недостатки и о каких нюансах Законодательства должен помнить эмитент.

Итак, эмиссия ценных бумаг — установленная Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. К ней относятся:

1.         принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг (составление документа утвержденной формы.);

2.         утверждение решения о дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг (документ утверждается советом директоров АО);

3.         государственная регистрация дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Для этого эмитент должен предоставить в регистрационный орган заявление на оформление регистрации, решение о выпуске ценных бумаг, копии учредительных документов, проспект эмиссии. Проспект эмиссии — документ, содержащий данные об эмитенте и параметры выпуска; создается при открытой подписке всегда, при закрытой — в случае размещения ценных бумаг среди более 500 лиц.;

4.         размещение эмиссионных ценных бумаг (должно окончиться не позднее одного года со дня утверждения решения о выпуске);

5.         государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Документ предоставляется в регистрирующий орган не позже чем через 30 дней после завершения размещения выпуска; содержит всю информацию о выпуске [1].

К эмиссионным ценным бумагам относятся: акции, облигации, опционы эмитента, российские депозитарные расписки. Все они могут привлекать в компанию инвестиционные ресурсы. Так же популярным методом мобилизации средств сегодня являются вексельные программы, однако, векселя не являются эмиссионными бумагами. Тем не менее, основными товарами на фондовом рынке, наиболее часто используемыми для мобилизации инвестиционных ресурсов, являются такие корпоративные ценные бумаги, как акции и облигации. В условиях ограниченности объема работы имеет смысл остановиться на них.

«Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой». [1].

В качестве положительных сторон эмиссии акций как способа мобилизации инвестиционных ресурсов можно выделить следующие:

-        возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов;

-        бессрочный период использования привлеченных средств;

-        свобода выбора времени осуществления эмиссии;

-        создает мотивацию для инвесторов (доступ к управлению капиталом);

-        диверсификация состава акционеров;

-        отсутствие необходимых выплат по обыкновенным акциям;

-        В качестве негативных последствий эмиссии акций могут выступать:

-        риск потери контроля над предприятием;

-        риск того, что акции предприятия окажутся неликвидными, что усложнит поиски инвесторов;

-        необходим большой срок подготовки к выпуску;

-        большие издержки на печать и распространение проспекта эмиссии, меморандума, форм заявок, саму эмиссию акций и ее рекламу.

Именно величина издержек выпуска определяет целесообразность доп. эмиссии акций. Издержки выпуска делятся на административные (оплата труда профессионалов, регистрационный сбор эмиссионного проспекта, печать) и дисконт выпуска (разница между ценой эмиссии и текущей рыночной ценой акций).

Очень важно помнить, что дополнительные акции могут размещаться только в пределах объявленных акций, количество которых зафиксировано в Уставе общества. Однако, в Устав при необходимости можно вносить изменения.

Как обыкновенные, так и привилегированные акции могут выпускаться в рамках доп. эмиссии. К выпуску привилегированных акций прибегают АО, стремящиеся сохранить контрольное влияние основной группы владельцев обыкновенных акций или не хотят выпускать облигации, по которым со временем придется выплатить долг. Тем не менее, следует учитывать повышающуюся финансовую нагрузку на прибыль, связанную с выплатой фиксированных дивидендов.

Главная проблема при мобилизации средств путем выпуска акций заключается в том, что при заранее известном объеме необходимых инвестиционных ресурсов, нельзя быть точно уверенным, что все акции раскупят или управление компанией в будущем не станет затруднено. Поэтому принимая решение о выпуске, важно определить эмиссионную цену акций, которая устроит как эмитента, так и инвестора, и ожидаемую рыночную цену акции в процессе обращения. На первичном рынке акции размещаются по эмиссионной цене. Рыночная же цена акций зависит от спроса и предложения.

Общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг посредством подписки (для ОАО — открытой и закрытой, ЗАО — только закрытой) и конвертации (обычных акций — в обычные; привилегированных акций, облигаций и иных — в обычные и привилегированные акции).

Размещение посредством закрытой подписки (среди заранее определенного круга лиц) всегда или открытой подписки (среди неограниченного круга лиц, состав которого заранее не известен) обыкновенных акций, составляющих более 25 % ранее размещенных обыкновенных акций осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров [2].

Преимущественное право при дополнительной эмиссии акций возникает у всех акционеров в случае открытой подписки, у голосовавших против и не принимавших участие в голосовании акционеров — при закрытой подписке.

Приобретенные в результате доп. эмиссии акции могут быть оплачены: деньгами, ценными бумагами, имуществом, иными правами, имеющими денежную оценку. При оплате доп. эмиссии акциями других компаний очень важно учитывать зависимость обязательств акционеров от доли в УК компании. Могут возникнуть ситуации, когда компания станет владельцем более чем 30 % голосующих акций общества, в таком случае она будет обязана направить публичную оферту владельцам акций соответствующей категории о приобретении у них ценных бумаг (для ОАО). Если она окажется владельцам более 95 % голосующих акций, она будет обязана выкупить принадлежащие иным лицам все остальные акции ОАО.

Эмиссия корпоративных облигаций отличается от эмиссии акций, т. к. является способом долгового финансирования предприятия. Поэтому ее следует рассматривать отдельно. «Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента». [1].

Облигации могут быть именными и на предъявителя, бездокументарными и документарными. Номинал облигации может быть твердо зафиксирован или же привязан к какому-либо показателю, например, темпу инфляции или курсу иностранной валюты (фиксированная и плавающая процентные ставки). К последней обычно прибегают, когда цены на продукцию предприятия сильно коррелируют с выбранным показателем. В качестве формы погашения облигаций могут выступать: денежная форма, товарная, форма услуг. Сроки погашения облигаций законодательством не ограничены (т. е. может быть единовременный срок погашения, сериями, с возможностью досрочного погашения). По способу выплат облигации делятся на: дисконтные (номинал), купонные (номинал и проценты) и участвующие (номинал, проценты, участие в прибыли).

Таким образом, очевидно большое преимущество данного метода — предприятие свободно в выборе параметров выпуска облигаций. Оно может спрогнозировать финансовые результаты своей деятельности во времени и в зависимости от них определить срок погашения, форму погашения, а так же объем и процентную ставку.

В качестве других положительных сторон эмиссии облигаций как способа мобилизации инвестиционных ресурсов можно выделить следующие:

-        возможность мобилизовывать значительные объемы денежных средств

-        отсутствие угрозы потери контроля над предприятием (случай с акциями), вмешательства инвесторов в управление деятельностью организации;

-        проценты по облигациям уменьшают налогооблагаемую базу (в то время как дивиденды не уменьшают).

-        более низкие ставки по сравнению с банковским кредитом;

В качестве негативных последствий эмиссии облигаций могут выступать:

-       выпускаются на срок, по истечении которого должны быть погашены;

-       облигации реализуются труднее, чем акции.

Но все же у данного метода есть и некоторые ограничения. Например, АО могут выпускать облигации на сумму не более 25 % уставного фонда и только после оплаты всех уже выпущенных акций. Номинальная стоимость выпущенных бумаг так же, как и в случае с акциями не должна быть выше номинала уставного капитала АО.

Для повышения безопасности инвестора существует несколько способов обеспечения исполнения обязательств по облигациям: залог; поручительство; банковская, государственная, муниципальная гарантии. Любой вид обеспечение потребует от предприятия дополнительных затрат. Поэтому в некоторых случаях более выгодной оказывается мобилизация денежных средств путем эмиссии, не подкрепленной дополнительными обязательствами [4,244].

В случае с облигациями, особое значение имеет информационная открытость предприятия. Так инвесторы могут самостоятельно оценить финансовое состояние предприятия и быть уверены в получении своих средств по истечении срока действия облигации.

Считается, что облигационные займы наиболее эффективны для предприятий, характеризующихся высокими темпами роста, но низкой долей рынка.

Таким образом, в современных условиях нехватки инвестиционных ресурсов, решением существующей проблемы может стать эмиссия ценных бумаг. В России существует несколько видов эмиссионных ценных бумаг, однако, основная масса инвестиционных ресурсов мобилизуется за счет акций и облигации. Именно на фондовом рынке предприятие может на выгодных условиях получить в распоряжение деньги на длительный срок или бессрочно. Однако, здесь не все просто. Главной сложностью для эмитента является правильный выбор ценной бумаги для эмиссии и определение параметров ее выпуска. Существует большое множество тонкостей и факторов, определяющих правильность выбора. Это делает данный способ мобилизации финансовых ресурсов отчасти рискованным, отчасти сложным, но в то же время особенно интересным и достаточно эффективным.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» N 39-ФЗ. Глава 1. Статья 2.

2.      Федеральный закон от 26.12.1995 N° 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,

3.      Лахметкина Н. И. «Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие»/ — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. — 184 стр.

4.      «Инвестиции»: учебник / колл. авторов; под ред. Г. П. Подшиваленко. — М: КНОРУС, 2009.– 484 стр.

5.      Розенберг Дж.М. «Инвестиции: Терминологический словарь» /Пер. с англ. А. М. Волковой, А. В. Щедрина. — М., 1997. — 400 стр.

6.      Шеремет В. В., В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро. «Управление инвестициями. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей»/Под общ. ред. В. В. Шеремета. — М.: Высшая школа, 1998. — 497 стр.

7.      Шеряй К. И., диссертация на тему: «Формирование и эффективность использования инвестиционных ресурсов на предприятиях нефтедобычи» Москва — 2011. 160 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): акция, ресурс, бумага, способ мобилизации, облигация, фондовый рынок, выпуск, дополнительный выпуск, открытая подписка, предприятие.


Задать вопрос