Теоретико-исторический аспект исследования отклоняющегося поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Маликова, Е. С. Теоретико-исторический аспект исследования отклоняющегося поведения / Е. С. Маликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85480/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена изучению отклоняющегося поведения в контексте теоретико-исторического аспекта. Рассмотрено развитие понятий нормы и девиации, представлены неконструктивные методы взаимодействия человека с окружающим его миром.

Ключевые слова: девиация, социальная норма, отклоняющееся поведение, адаптивность, профилактика девиантного поведения.

The article is concerned with the studying of deviant behavior in the context of the theoretical and historical aspect. Conceptual development of norms and deviation has been reviewed, non-constructive methods of human interaction with the world. The article is intended for a wide audience.

Keywords: deviation, social norm, deviant behavior, adaptability, prevention of deviant behavior.

В настоящее время отмечен все более возрастающий интерес к исследованию отклоняющегося поведения подростков. Данная тенденция обусловлена изменениями в социальных условиях, усложнением деятельности и поступков людей. Отклоняющееся поведение представляет опасность как для личности, так и общества в целом. Компьютеризация общества, попустительское отношение к детям со стороны родителей, бюрократизация учебного процесса школы и переход на дистанционный формат обучения лишь обостряют данную социально-психологическую проблему.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что проблема отклоняющегося поведения подростков и его профилактика является актуальной научно-практической проблемой в социальной работе и психологии.

В данной статье мы рассмотрим понятие отклоняющегося поведения, его виды, причины в контексте теоретико-исторического аспекта.

Под отклоняющимся поведением принято понимать устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Изучение вопроса возникновения отклоняющегося поведения людей имеет длинную историю, уходящую корнями к размышлениям Древнегреческого философа Платона. Он пытался донести до сознания людей идеи отречения от мирских благ как необходимое условие очищения души.

Подобно своему учителю, Аристотель полагал, что идеальный гражданин обязан приносить благо обществу и государству. По его мнению, люди с рождения не наделены представлениями о справедливости и благодетели, а приобретают определенные характерологические качества, проходящие сквозь призму жизненного опыта каждого человека. Главным отличием данного подхода является возможность не отказываться от светской жизни и мирских благ, при этом поступать следует исключительно по совести.

Следует отметить что понятие отклонения от нормы сквозь призму времени претерпевает ряд изменений под влиянием различных политических, социальных течений, уровня развития научной мысли, искусства. Данное явление находит свое отражение в философской мысли конкретного временного периода. Далеко не каждый поступок, социально неодобряемый сейчас, останется таким по истечению четверти века. Таким образом в данной работе под отклоняющимся поведением мы понимаем социально неодобряемое деяние в конкретный текущий временной этап.

Говоря о развитии философской мысли следует обратить внимание на Восточную философию, представленную в лице Индии и Китая. Каждая из них представляет нам несколько понятий нормы, отраженных в учениях ортодоксальной и неортодоксальной школ.

Ортодоксальная сторона философской мысли данного времени представлена Ведами, которые проповедуют учение о карме, определяющей течение следующей жизни. Ортодоксальная школа проводит четкую границу между нормой и девиацией. Строгий образ жизни, отказ от мирских удовольствий, уважительное отношение к окружающим и путь самопознания — совокупность положительных черт сознательного человека. Страдание и смирение являлось залогом успешного перевоплощения.

Неортодоксальная философская мысль была представлена учениями Чарвак, считавшая смыслом жизни счастье. Любой поступок приносящий удовлетворение считался благом в рамках данной философской школы.

При рассмотрении подходов этих двух школ можно проследить такую тенденцию: Что благо для одной, вред для другой.

Буддизм, подобно ортодоксальным школам философской мысли проповедовал идеи аскетизма. Согласно данному учению существует путь освобождения от страданий, именуемый путем достижения нирваны. Этот путь достижим при строгом следовании 8 главным добродетелям, таким как правильное поведение, образ жизни, правильная речь, направление мысли и сосредоточение.

Говоря о становлении философской мысли Китая следует отметить что основополагающим направлением стало Конфуцианство. Данное учение ставит главной целью человека осознать свое место в окружающем мире и четко следовать своей роли для сохранения всеобщего порядка. Конфуцианство под девиацией понимало стремление человека отойти от соблюдения традиций, сменить привычный жизненный уклад.

Даосизм — еще одно направление древнекитайской философской мысли. Идеалом в данном направлении считался мудрый человек, смирившийся с течением жизни и полностью отдавшегося ему. Все явления жизни человека считались временными и неподдающимся изменениям. Принятие своего положения считалось нормой.

Современный человек XXI века, стремящийся подчинить себе течение своей жизни, открытый ко всему новому, являлся бы девиантом в системе философской мысли Даосизма.

Проведя краткий экскурс к философской мысли древности, обратимся к философии Средневековья. В его основе лежали идеи христианства. Религиозные мысли насквозь пропитывали жизненный уклад людей, диктуя свои правила и навязывая свои ценности. Говоря о философской мысли средневековья следует отметить что, она полностью опиралась на христианские основы, и как следствие наблюдалось явление жесткой цензуры. Еретические мысли были недопустимы.

Аврелий Августин придерживался мысли божественной предопределенности. По его мнению, жизнь человечества была заранее предопределена богом, и лишь ему одному известно, что нам подарит завтрашний день. Августин предполагал, что высшие силы делили людей на две категории: Праведники и Грешники. Праведники в данном контексте выступают образцом поведения, чьи мысли и помысла чисты, а грешники являются неким девиантом поведения, обрекая свою жизнь на мучения и страдания. Всевышний определял отклонения от нормы по своему усмотрению, лишая человека права выбора в собственной судьбе.

Взгляды Роджера Бэкона существенно выделялись среди философов Средневековья. Философ выделил четыре преграды на пути становления нормотипичной личности. К этим преградам автор относит: недостойный авторитет, непосредственное окружение человека, постоянство привычки и невежественность.

В эпоху Возрождения получили развитие идеи гуманизма, поставив во главу направления человека, его природу и духовную составляющую.

Одним из наиболее ярких личностей эпохи возрождения был Мишель де Монтель. Философ считал первопричиной девиантного поведения неравномерное распределение благ. С данным высказыванием трудно поспорить. Насилие, убийства, воровство нередко возникает на основе зависти, чувства отчаяния и несправедливости.

По мнению философа Джованни Пико делла Мирандола, человек наделен свободой выбора и только от него самого зависит путь его жизни. Кто как не сам человек способен решить, какие поступки ему совершать, с какими мыслями жить и с кем общаться. Автор не отрицает сильного влияния окружения человека на его личность, но оставляет за ним право выбора.

Николай Кузанский также интересовался вопросом возникновения девиантного поведения человека. Свою идею автор интерпретирует как единство системы нормы и отклонения. Незначительные отклонения от полюса нейтральности будут не столь негативно оцениваться обществом. По мере отклонения от данного полюса поступки человека приобретают явную окрашенность нормой или девиацией.

Рассматривая отклоняющееся поведение, мы акцентировали взгляд на проявления его негативных форм, но следует отметить, что это не единственный вариант. Девиация может быть позитивной, и об этом свидетельствуют идеи Джордано Бруно. Философская идея заключалась в возвышении человека над обществом, превознося его личные качества — трудолюбие, энтузиазм, позитивное отношение к миру и т. д. Человека, совершающего благодетели, Джордано приравнивал к божественным созданиям и призывал людей сделать данную девиацию примером.

Говоря о западноевропейских идеях XVIII–XIX веков, следует отметить, что познание направлено не исключительно на человека, а также на его духовную составляющую. Философия данного времени ставила под сомнение существование божества в силу развития научной мысли. Рене Декарт предполагал, что в основе отклоняющегося поведения лежат врожденные свойства личности. Способность человека к нормальному поведению, как и девиантному, не зависит от социальных норм, не способно приобретаться и накапливаться с жизненным опытом, а существует изначально и обусловлено генетически.

По мнению Томаса Гоббса, каждый человек желает благополучия и процветания государству, в котором проживает. Четкое следование государственным законам несомненно окажет влияние на благополучие каждого гражданина. Гоббс считал под отклоняющимся поведением стремление человека нарушить свод правил, принятый большинством. Таким образом понятие нормы и отклонения полностью зависели от государственных интересов. Данная идея несколько перекликается с конфуцианством — каждый человек должен следовать своей роли и четко знать свое место для достижения общего благополучия.

Пьер Гольбах считал, что человек, не способный подчинить свою волю и отступить от желаний, становится девиантом, влекущий отступление от общественных норм принятых большинством граждан.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что путем профилактики отклоняющегося поведения человека была религия с целью искупления земных грехов и следования предначертанным заповедям благодетели.

Русская философская мысль XIX–XX веков была представлена в трудах Льва Николаевича Толстого. Автор отвергал идеи государственности в пользу религии. Только следуя заповедям, возможно очистить душу и добиться общественного благосостояния.

Федор Михайлович Достоевский видел добро в каждом человеке, объясняя отклоняющееся поведения тяжелыми судьбоносными испытаниями.

Исследование проблем девиантного поведения усиленно заинтересовало ученых XX века. Феномен отклоняющегося поведения был рассмотрен в трудах таких отечественных ученых как В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко, Д. И. Фельдштейна.

Однозначное выделение типов отклоняющегося поведения невозможно в связи с сложностью разделения девиантного поведения и нормы: все определяется нормативными требованиями, их оценкой. Нарушение взаимодействия личности с реальным окружающим миром является главной причиной проявления отклоняющегося поведения. Личность может проявлять неконструктивные методы взаимодействия с окружающим миром, такие как:

— противодействие реальности — в данном случае индивид пытается изменить под себя реальность, извлечь выгоду из нарушения нормы поведения.

— болезненное противостояние, под которым понимается наличие признаков психологической патологии и психопатологических расстройств.

— уход от реальности, который может быть расценен как проявление детской слабости и игнорирование окружающей действительности.

К позитивным видам взаимодействия можно отнести приспособление, рассматриваемое как изменение поведения личности под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Поведенческие нормы были сформированы обществом в целом и представляют собой групповое осознание в представлениях и суждениях требований членов группы к поведению. Отклонение от социальных норм может привести к наказаниям со стороны общества. Противоречащие нравственным нормам поступки личности являются ничем иным как отклоняющимся поведением.

Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.

В заключении следует отметить что изучение вопроса девиантного поведения с годами будет набирать обороты. Данная проблема остро стоит в настоящее время, и лишь комплексный многогранный подход к изучению девиаций, их формам и проявлению способен снизить неутешительные показатели. Особое внимание следует уделить разработке мер профилактики проявления отклоняющегося поведения среди разновозрастного слоя населения. Помимо мер профилактики, следует усовершенствовать уже имеющийся опыт по реабилитации лиц, проявивших девиантное поведение.

Литература:

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М.: Мысль, 1986. — 158 с.
  2. Бегалиев К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение правонарушений несовершеннолетних — наше общее дело. — Алма-Ата: Казахстан, 1989. — 190 с.
  3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1987. — 309 с.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 347 с.
  5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
  6. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. — М.: Просвещение, 1996. — 147 с.
  7. Димов В. Д. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1997. — № 3. — С. 45–55.
  8. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. — Кемерово: Логос, 1996. — 112 с.
  9. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 1997. — 140 с.
  10. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
  11. Ковалева А. Г. Психология личности. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  12. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. — М.: Просвещение, 1996. — 120 с.
  13. Ландова Л. А., Шурупова М. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. — 1993. — № 4. — С. 35–42.
  14. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: изд-во Логос, 1981. — 439 с.
  15. Макшанцев Н. В. Отклонения в поведении подростков // Социология. — 1991. — № 4. — С. 64–66.
  16. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. — 1998. — № 9. — С. 100–109.
  17. Пятунин В. А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч. I. Основные формы девиантного поведения. — Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 110 с.
  18. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М.: Юридич. лит., 1989. — 213 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отклоняющееся поведение, девиантное поведение, мысль, норма, жизненный опыт, Китай, окружающий мир, отклоняющееся поведение подростков, стремление человека, теоретико-исторический аспект.


Похожие статьи

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются... школьная дезадаптация, подросток, нарушение поведения, асоциальное поведение, нарушение, норма, отклоняющееся поведение, большинство подростков, социальная дезадаптация, поведение.

Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной... социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность. Как издать спецвыпуск?

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на

Они определяли склонность к девиантному поведению по физическим особенностям человека.

девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социальное поведение, подросток...

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

Библиографическое описание: Табачкова, А. С. Девиантное поведение подростков как одна из социальных проблем современной школы / А. С

Рассматривая причины формирования отклоняющегося поведения среди подростков можно выделить следующие: большое число...

К вопросу изучения деструктивного поведения...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

Термин «отклоняющееся,социальное поведение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.Теоретически в принятых министерствами образования, социальных дел...

Девиантное поведение как предпосылка и фактор...

Так получилось на практике, что девиантное поведение людей стало ассоциироваться лишь с негативными явлениями в обществе. Отсюда и возникла тенденция считать их «ненормальными». И все же логически более целесообразно, по-видимому, считать девиацию...

Профилактика девиантного поведения подростков...

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее...

Похожие статьи

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются... школьная дезадаптация, подросток, нарушение поведения, асоциальное поведение, нарушение, норма, отклоняющееся поведение, большинство подростков, социальная дезадаптация, поведение.

Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной... социальная работа, отклоняющееся поведение, подросток, девиантное поведение, Россия, США, работа, оказание помощи, превентивный характер, подростковая преступность. Как издать спецвыпуск?

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на

Они определяли склонность к девиантному поведению по физическим особенностям человека.

девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социальное поведение, подросток...

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

Библиографическое описание: Табачкова, А. С. Девиантное поведение подростков как одна из социальных проблем современной школы / А. С

Рассматривая причины формирования отклоняющегося поведения среди подростков можно выделить следующие: большое число...

К вопросу изучения деструктивного поведения...

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения...

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие принятым в том или ином обществе нормам и стандартам. Это определение отклоняющегося поведения чаще всего используют...

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

Термин «отклоняющееся,социальное поведение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.Теоретически в принятых министерствами образования, социальных дел...

Девиантное поведение как предпосылка и фактор...

Так получилось на практике, что девиантное поведение людей стало ассоциироваться лишь с негативными явлениями в обществе. Отсюда и возникла тенденция считать их «ненормальными». И все же логически более целесообразно, по-видимому, считать девиацию...

Профилактика девиантного поведения подростков...

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее...

Задать вопрос