Современный урок физики через призму дистанционного и электронного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куликова, А. И. Современный урок физики через призму дистанционного и электронного образования / А. И. Куликова, Т. Ф. Андреева, А. А. Танчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85317/ (дата обращения: 19.12.2024).



С проникновением интернета практически во все сферы жизни человека появилась масса возможностей по реализации многих действий дистанционно. Например, онлайн подключение позволяет как банально заказать еду, не выходя из дома, так и заполнять документы, не посещая соответствующие учреждения, выполнять некоторые рабочие обязанности или вести бизнес, не контактируя с коллегами и сотрудниками напрямую. То же самое можно сказать и о получении образования. Это особенно актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья и при переходе на удалённый режим работы в экстренных ситуациях. В данной статье речь пойдёт о методике дистанционного преподавания физики в школе.

Проблемы дистанционного обучения

Организация работы в таком формате сопровождается рядом проблем:

– Ограничение контакта ученика и учителя;

– Сложности при лабораторных работах и уроках с использованием наглядного материала;

– Проблемы с качеством соединения со стороны педагога или учеников;

– Нехватка знаний у учителя в работе с компьютером. Обычно это касается пожилых работников и т. д.

Эти и другие проблемы могут помешать дистанционному обучению.

Подготовка

В данном случае от ученика требуется некоторая самостоятельность в освоении курса. Особенно это касается проектной, исследовательской или групповой работы. Рекомендуется уделять внимание всестороннему изучению физических процессов. Именно в этом заключается методика межпредметного обучения. Это может быть осуществлено с помощью объяснения различных природных процессов, строения разного рода устройств и приборов вкупе с их принципом работы. Невыполнимые в онлайн-формате задания, связанные с моделированием какого-либо явления, можно выполнять с применением интерактивного компьютерного моделирования. Учитель должен использовать и достаточное количество иллюстративного материала. По итогу прохождения блока должно проводиться тестирование, целью которого является закрепление изученного.

Таким образом, подготавливаясь к уроку или формируя целый блок, учитель может учесть интересы и возможности учеников разных категорий (одарённых, отстающих, занимающихся по индивидуальному плану и т. д.). Такая система позволит актуализировать знания детей в отсутствии уроков, предполагающих живое общение.

Система Modle

Основной её задачей является обеспечение комфортной коммуникации учеников и педагогов при онлайн обучении. Система имеет ряд особенностей:

– Действия обучающегося (выполненные задания, работы, оценки) составляют его своеобразное портфолио;

– Преподаватель может оставлять комментарии, аргументируя оценку или оставляя замечания;

– Также учитель может на своё усмотрение выбирать систему оценивания;

– Оценки собираются в электронную ведомость;

– Контролируется активность учащихся — пребывание в системе, посещение уроков, выполнение заданий и т. д.

Основным видом ЭОР является дистанционный курс. Он может состоять из разного рода образовательных электронных ресурсов и других учебных материалов. Среди достоинств ресурса такого типа является запись педагогом на курс и контроль процесса освоения материала. Из минусов можно выделить наличие обязательного подключения к Интернету.

Урок является главной единицей обучения как в традиционном, так и в онлайн формате. Цифровая среда позволяет разбить материал на 4–6 отдельных дидактических элементов, которые должны умещаться в один академический час. По завершении каждого задаётся ряд контрольных вопросов на предмет усвоения материала. Таким способом можно организовать пошаговое изучение материала.

Основные структурные элементы курса физики в дистанционном формате

  1. Изложение теоретического материала в ходе урока
  2. Использование электронных обучающих ресурсов
  3. Задачи и задания разной сложности
  4. Закрепление изученного с помощью интерактивного тестирования.

Роль ИКТ

ИКТ является важным средством наглядности в ходе обучения. Особенно это необходимо в условиях удалённого урока, если начинается изучение новой темы.Так, ученику гораздо проще усваивать материал, видя перед собой визуальный образ того, о чём говорит учитель. Таким способом учебная проблема формулируется гораздо чётче.

Актуализируя знания учащихся перед изучением нового материала с помощью использования цифровых технологий:

– Диагностический контроль или взаимоконтроль, не предусматривающий какого-либо оценивания;

– Графические, качественные и расчётные задания;

– Проведение физического диктанта или блиц-опроса;

– Систематизация и обобщение новых знаний с помощью схем и таблиц.

Визуальные материалы должны быть грамотно размещены на слайдах, чтобы подводить ученика к теоретическим выводам. Разумеется, происходит это в сочетании с экспериментом (в интерактивном формате) и подобранными заданиям. Всё это позволяет эффективнее активизировать и направить мысль учащегося.

Объяснение и закрепление материала должно сопровождаться визуальным материалом, охватывающим такие аспекты, как способы и алгоритм решения поставленной проблемы, какие существуют альтернативы, их значимость в контексте теории и т. д.

Одним из способов визуализации является демонстрация видеоматериалов с высоким качеством изображения. Это позволяет в нужный момент сделать стоп-кадр для фиксации (зарисовки) или объяснения некоторых моментов. Можно отключить звук и попросить ученика прокомментировать увиденное, после чего со звуком сравнить предположение и факт.

Лучшее понимание наблюдаемых явлений происходит за счёт всевозможных графиков и таблиц.

ИКТ позволяет находить и дополнительный учебный материал. В ходе традиционного обучения литература является одним из основных источников информации. В условиях дистанционного обучения использование бумажных изданий бывает проблематичным. Проблема становится особенно чувствительной, если речь идёт об использовании дополнительной библиотечной литературы. Именно в таких условиях компьютер становится источником информации.

Учитель и ученики могут использовать различные материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет для подготовки к уроку и выполнения каких-либо работ и проектов. Среди источников информации могут быть всевозможные энциклопедии, учебная литература, обучающие сервисы и программы, предложенные к скачиванию.

Техник значительно упрощает задачу по написанию конспектов, докладов и рефератов.

Основная проблема поиска информации подобным способом — авторитетность тех или иных ресурсов. Именно поэтому лучше использовать проверенные и рекомендованные источники. Одним из самых известных источников такого рода является «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008 года. Ресурс содержит статьи справочного и энциклопедического характера, интерактивные материалы, иллюстрации, видео, различные факты и многое другое.

Контроль усвоения материала. Полученные в ходе изучения темы знания должны быть подвергнуты проверке. Это позволит определить, освоил ил ученик изученное.

Если в ходе традиционного обучения проверке подвергаются конечные результаты, то системы дистанционного обучения позволяют контролировать текущий процесс освоения материала. Это позволяет своевременно скорректировать дальнейшее изучение. Так, выше уже было сказано о формировании портфолио ученика, комментариях, замечаниях и оценках педагога.

Закрепление изученного и тестирование по проеденной теме можно проводить как в системе Modle, так и на различных образовательных ресурсах.

Таким образом, содержательная часть контроля не меняется. Иной становится лишь форма проверки. Её можно сделать более привлекательной. Она имеет несколько важных достоинств:

– Ученик видит результат сразу после выполнения задания;

– Работа не требует письменного оформления, что значительно экономит время;

– Если ученик сомневается в правильности выполнения, он может вернуться к предыдущему этапу и исправить ответ, если это предусмотрено условиями тестирования;

– В зависимости от характера работы ученику будет проще воспользоваться дополнительными источниками, если это позволяет формат тестирования.

Итоговый тест может использоваться для выставления оценки по итогам пройдённой темы. Преподаватель имеет возможность лично формировать перечень заданий. Как и при живом тестировании, типы вопросов в ходе дистанционной проверки весьма схожи:

– Закрытый вопрос (выбрать вариант ответа):

– Ответить «да» или «нет»

– Открытый вопрос (вписать краткий или развёрнутый ответ самостоятельно);

– Вложенный ответ (вставить пропущенное в тексте);

– Вопросы на сопоставление и др.

Вопросы можно сохранить и использовать в других курсах. При конструировании теста педагог может установить ограничения во времени, позволить учащемуся сделать несколько попыток в ходе проверки. Система автоматически выдаст итоговый результат, что экономит силы и время учителя.

Лабораторные работы также можно проводит с помощью ИКТ. Работы можно как задавать в качестве домашнего задания, так и выполнять в учебное время в рамках занятия.

Ход самой работы может быть проанализирован с помощью компьютера. Когда выполнение завершено, можно смоделировать те же условия в программе, что улучшает исследовательские навыки детей, развивает творческое мышление по отношению к выявлению тех или иных закономерностей физических явлений и процессов.

С помощью программ можно продемонстрировать принцип работы и устройство какого-либо механизма и создать в качестве примера проблемные ситуации с применением модели. Применение ИКТ в лабораторных работах позволяет сделать эксперимент важнейшей частью преподавания независимо от методики.

ИКТ позволяет сэкономить время. Выше уже было сказано, что ученики не делают письменного оформления при прохождении тестирования, тратя отведённые на выполнения драгоценные минуты. Учитель может сконцентрироваться на других делах, оставляя проверку электронным системам.

Оформление визуального материала на школьной носке (графики, таблицы, схемы) тоже отнимают много времени. Хотя в современном преподавании учителя начинают использовать презентации и иные средства визуализации, находясь в кабинете, это актуально и при дистанционном обучении. Материалы в электронном виде значительно ускоряют подготовку к уроку, давая педагогу больше времени на раскрытие темы.

Как уже было сказано, в условиях удалённого обучения порой бывает невозможно проводить эксперименты, требующие сложного оборудования или конструирования каких-либо систем — электрических цепей, механических систем (блоки, маятники и прочее). Компьютер позволяет затрачивать меньше времени на подобные операции. С помощью ИКТ можно моделировать и невоспроизводимые в школьных или домашних условиях процессы. Это относится как к физике на уровне микрочастиц, так взаимодействия космических тел. Также, использование цифровых технологий гораздо безопаснее, нежели использование настоящих приборов.

Итог

Делая вывод, следует сказать, что электронные образовательные ресурсы и компьютер являются лишь средствами достижения поставленных целей. Цифровые технологии позволяют создать познавательную среду, что очень важно для контакта учеников с учителем. Такой характер обучения обеспечивает более эффективное понимание предмета, минимизируя механическое запоминание.

Таким образом, можно перечислить основные достоинства цифровых технологий в дистанционном изучении курса физики в школе:

– Усиления интереса к изучению предмета со стороны учащегося;

– Развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации и её систематизации;

– Сокращение времени на обработку больших объёмов информации;

– Преподаватели также экономят время.

Внедрение информационных технологий в школьное образование позволяет развить алгоритмическое и творческое мышление, адаптироваться к сложным и непредвиденным ситуациям.

Литература:

  1. Сергей, Бекренев Дистанционные услуги как главный тренд 2021 года / Бекренев Сергей. — Текст: непосредственный // Информационный сайт. — 2021. — №. — С.
  2. Чканикова, Александра,Источник:,https://rosuchebnik Применение ЭОР на уроках физики / Александра,Источник:,https://rosuchebnik Чканикова. — Текст: непосредственный // Российский учебник. — 22 ноября 2019. — №. — С...
  3. Тарасова, Л. И. «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики», / Л. И. Тарасова, М. Ю. Гришин. — Текст: непосредственный // Вестник Марийского государственного университета 2009 ВАК. — 2020. — №. — С. 122–130.
  4. Шишацкая, O. A. Применение дистанционных уроков по физике для формирования информационной и коммуникативной компетенций учащихся [Текст]/ O. A. Шишацкая // Физика в школе. — 2011. — № 6. — С. 35–39. — 0,47 п.л.
  5. Артыкбаева, Е. В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе [Текст]: автореф. дис.... док. пед. наук: 13.00.02 / Е. В. Артыкбаева. — Алматы, 2010. — 47 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, ученик, работа, система, учитель, визуальный материал, источник информации, письменное оформление, творческое мышление, традиционное обучение.


Задать вопрос