Ознакомление детей с историей родного края средствами основ краеведения и музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.11.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Савельева, Н. С. Ознакомление детей с историей родного края средствами основ краеведения и музейной педагогики / Н. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85301/ (дата обращения: 17.01.2022).



Одной из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края.

В дошкольном возрасте формируются первоосновы личности, это имеет свои вероятные возможности для развития нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Фундаментом в воспитании у дошкольников гражданских чувств, патриотизма, любви к родине, являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование положительного отношения к прошлому и настоящему родного края.

Наиболее доступными для дошкольников средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края является географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, быт, народное творчество. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. (2)

В нашей работе краеведение и музейная педагогика тесно связаны.

«Музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему». (5) Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта.

Во многих детских дошкольных учреждениях организованы мини-музеи, в которых представлены экспонаты из истории родного края.

H:\Документы\Новая папка (2)\IMG_20190416_154549.jpg

Музейная педагогика рассматривается, как образовательная система, влияющая на развитие познавательных способностей детей.

Наш детский сад является творческой лабораторией по приобщению детей к истории и культуре семейских Забайкалья и Бичуры. Так же в нашем саду реализуются программы «Бурятский сундучок», «Семейский сундучок» и программа «Казачонок».

Эти программы были разработаны с учётом интересов детей и запросов родителей. Учитывая самобытность села, коренных жителей Бичуры и Бичурского района, анализирую собранный материал и проводимую работу, было принято решение организовать в детском саду кружок по краеведению «Родничок»- по ознакомлению детей с историей родного края.

С этой целью разработана программа по дополнительному образованию и к ней перспективный план работы.

Целью программы является: содействие всестороннему развитию детей, ознакомление детей с историей, культурой, бытом семейских, бурят, казаков с историей своих предков, с основами русской национальной культуры, формирование у дошкольников патриотических чувств, на основе познавательно- исследовательской деятельности.

C:\Users\Надежда\Downloads\IMG_20211103_155324.jpg

В нашем мини-музее, благодаря родителям воспитанников и педагогам появились экспонаты, предметы искусств, культуры, быта, истории, родного края, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, орудиях труда, костюмах, игрушках, о природе и достопримечательностях. Изучая экспонаты, у детей развиваются познавательные интересы, формируется чувство гордости за малую Родину, совершенствуются компетентностные знания детей о нравственности и патриотизме.

H:\Документы\Новая папка (2)\IMG_20190416_154856.jpg

Дети приходят в музей, чтобы увидеть что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день в повседневной жизни. В музеи, дети как- то по — особенному начинают себя вести, в глазах появляется восторг от увиденных экспонатов. У них появляется множество вопросов, на которые с удовольствием отвечаем.

Каждый экспонат музея доступен ребенку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Так они познают мир посредством органов чувств. Мы знаем, что детям недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт ее в руки, обследует предмет. Так они лучше запоминают и воспринимают информацию.

Экспонаты мини-музея используются нами не только на занятиях познавательного цикла, но и по художественно-продуктивной деятельности, при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Одной основной чертой детского поведения в дошкольном возрасте является наблюдательность, любознательность, желание новых впечатлений и открытий, желание экспериментировать и поиск новой информации об объектах окружающего мира. Наша задача — помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов, как саморазвитие, самообучение, самовоспитание. (1)

Дети овладевают навыками поисковой, исследовательской деятельности; у них формируются умения самостоятельно анализировать полученные знания.

C:\Users\Надежда\Downloads\IMG_20211019_092026.jpg

Вся познавательно-исследовательская деятельность строится на основе детско- взрослых проектов. Родители активно участвуют в проектной деятельности по ознакомлению детей с историей родного края.

I:\ото 28.09.2021 на конкурс\20201211_115520.jpg

Согласно новым требованиям ФГОС ДО Познавательно-исследовательская деятельность, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника. (3)

Познавательно-исследовательская деятельность в мини –музеи включает в себя исследование экспонатов (история возникновения, свойства и качества) и экспериментирование с ними. В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети получают возможность удовлетворить свою любознательность (почему, зачем и как) практикуются в установлении причинно-следственных, временных и пространственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять свои представления о мире.

Посещая кружок, дети узнали, что такое «Народный календарь» и теперь знают, что это -собрание народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь нашего народа в течение года. Итогом этого был создан свой календарь «Народных примет», где дети совместно с родителями собирали народные приметы делали зарисовки к ним. Так же имели возможность сравнить посуду старинную и современную, узнали о её предназначении в быту, а в художественном творчестве расписывали самовар. Познакомились со старинным сундуком и предназначением его в быту. Знакомились с бурятским, семейским костюмами, с костюмами казаков, и многое другое. Всё это даёт детям возможность прикоснуться к прошлому наших предков. Почувствовать себя частью того, что было почти утеряно.

Один из разделов программы посвящён разделу «семейная реликвия», которая является связующим звеном детей со старшим поколением, с историей своей семьи и родословной. Дети совместно с родителями готовят доклады о «семейной реликвии», где с увлечением рассказывают историю происхождения реликвии, от кого и кому была передана. И с чем связана эта реликвия.

Один из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. (3) Учитывая этот принцип, в детском саду были созданы родительские клубы: «Хранители бурятских традиций», «Клуб янтарики», «Казачьему роду нету переводу»- цель которых — закреплять и приумножать знания детей о истории родного края, с помощью родительской общественности.

Музейная педагогика со своими методами и средствами усиливает воздействие мини- музея на любознательность детей.

Такой инновационных подходов имеет практическую значимость и возможность применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения. (4)

Литература:

  1. Из опыта работы МФДОУ «Детский сад № 122" г. Саратов https://detsad122.nubex.ru/18585/19082/
  2. Методическая разработка по теме «Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению» автор И. А. Зарубина nsportal.ru
  3. ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  4. Статья «Музейная педагогика в ДОУ» автор Т.С Касаткина nsportal.ru
  5. Б. А. Столяров «Музейная педагогика»
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, музейная педагогика, познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, история, ознакомление детей, детский сад, дошкольный возраст, исследовательская деятельность, малая Родина.


Задать вопрос