Автор: Боровикова Любовь Николаевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Боровикова Л. Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 31-33.



Архангельская область — удивительный край, крупнейший регион РФ, мир поморов и мореходов. Климат, растительный и животный мир региона, в котором мы живем, наложил свой отпечаток на организацию быта, сформировал традиции, обычаи, определил архитектурные особенности… Однако как мало мы знаем о своей малой родине, и сколько много открытий мы можем совершить рядом с собой. Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь, только планируя и организуя систематическую работу: в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности детей.Главное — развить у детей желание самим искать ответы на возникающие у них вопросы. Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его. Нами были сформулированы основные направления работы, которые тесно взаимосвязаны между собой: знакомство с климатом, растительным и животным миром, архитектурой, промыслами поморов, их обычаями (игры, сказания, песни), знаменитыми людьми нашего региона. При этом педагогу определялась роль «дирижера», который направляет умы детей в определенном русле. Но как пробудить эту пытливость, наблюдательность. Детям всегда нравятся экскурсии. Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать? Одной из форм работы мы выбрали виртуальную экскурсию. Виртуальные экскурсии — это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. А использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Видеоэкскурсия не развлечение, она дает возможность на основе просмотренных сюжетов поставить перед детьми проблемные вопросы. Это ступенька для дальнейшего изучения проблемы. Для развития и поддержания познавательного интереса мы также использовали разнообразные формы с родителями и детьми: опыты и эксперименты, экскурсии в лес, беседы, чтение художественной и энциклопедической литературы, мастер-классы, КВН, викторины, создавали макеты, энциклопедию в которой нашло отражение каждое направление работы, дидактические и сюжетные игры и тд. В ходе проекта дети разгадали тайны природных зон, северного дома; узнали, что наши прабабушки были искусными мастерицами, а наши прадеды — бесстрашными людьми; откуда на Руси соль появилась, почему наш народ называли «трескоедами» и чем питались люди в условиях сурового климата; познакомились с богатствами нашего региона. В ходе реализации проекта были затронуты и вопросы экологии. Не секрет, что в порыве освоения природных ресурсов, природный мир страдает более всего. Благодаря опытам и экспериментам у детей сформировалось понятие, что наш край очень ранимый и долго будет восстанавливаться, если мы не будем бережно обращаться с природой.

У всех участников проекта интерес к познанию своего региона не угас, а родители стали чаще планировать посещение музеев и интересных мест Архангельской области.

Конспект совместной экспериментальной деятельности «Секреты тундры»

Цель: Способствовать выявлению характерных особенностей тундры.

Задачи:

‒ развивать у детей стремление искать ответы на поставленные вопросы, делать выводы, подкрепляя их полученными знаниями;

‒ расширить знания детей об особенностях растений тундры;

‒ продолжать учить работать в парах;

Предварительная работа:

‒ видеоэкскурсия «Природа Архангельской области»,

‒ поиск информации «Какие растения растут в тундре»,

‒ эксперименты «Когда в Арктике лето», «Почему летом в Арктике солнце не заходит», «Где самое жаркое лето, холодное лето».

Материалы: пластиковые контейнеры с землей (3 с рыхлой землей, 3 — земля, пропитанная водой и замороженная в морозильнике), 12 деревянных палочек, 12 пластиковых стаканчиков с холодной водой, макет растений тундры, модели (солнце, капля воды, термометр), пенопласт, фен.

Ход:

— Ребята, я приглашаю вас сегодня в нашу лабораторию. Мы с вами на этой недели путешествовали по тундре. Давайте вспомним, что такое тундра, где она находится.

Дети называют и объясняют отличительные признаки: длинная зима, холодное короткое лето, повышенная влажность, низкие температуры, растут низкорослые растения. (Взрослый на мольберт помещает символы). Почему? Используем макет солнечной системы.

Взрослый вывешивает на мольберт 2 картины с изображением пустыни и тундры. Ребята, а как вы думаете, природа тундры и пустыни одинакова? Нет, а почему?

Ребята, вы знаете я очень удивилась, когда узнала, что в тундре выпадает такое же количество дождя, как и в пустыне… Но в тундре сыро, влажно. Как вы думаете, почему в тундре так сыро? (Предположения детей: тает снег, идут дожди. Взрослый говорит детям, что снег и дождь бывает не только в тундре, но только здесь так сыро. Почему?)

Я вам предлагаю открыть 1 из тайн тундры.

Опыт 1 «Почему в тундре летом сыро»

— Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Сначала выберите себе помощника. Пройдите в лабораторию к столам (6 столов, на каждом стоят 2 контейнера с промерзшей землей, 2 палочки, символы снежинка, солнышко, 2 стаканчика с водой.)

Давайте вспомним правила проведения опытов

  1. Слушать внимательно инструкции взрослого.
  2. Не брать ничего в рот, не пробовать на язык, острые палочки держать вертикально, близко к глазам не подносить.
  3. Не толкаться, говорить по очереди.

Задание: Вспомните, что происходит с водой, если она попадает на почву (впитывается). Давайте определим, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (вечная мерзлота). Перед вами в контейнерах земля. Рассмотрите ее. Дети с помощью палочек пробуют рыхлить землю, объясняют, что в одном контейнере земля рыхлая, а в другом замерзшая, прикрепляют к контейнерам символы (солнышко, снежинку). Как вы думаете, где вода впитается в землю быстрее в рыхлой или замерзшей? (ответы детей).

— Возьмите каждый по стаканчику, наполните его водой. Это ваши тучи. Дождик лейся (дети по очереди поливают землю в контейнерах).

— Посмотрите, что случилось с водой в контейнере с солнышком? — Вода впиталась в почву.

— Посмотрите, что получилось в другом контейнере? — Вода осталась на поверхности. Педагог схематично изображает на мольберте результаты проведенного опыта. Дети делают вывод, что вечная мерзлота не пропускает воду (схема на мольберте).

Вода не только может просачиваться в почву, но и испаряться с нее. Испарение зависит от температуры. Ребята, подумайте, когда из нас больше испаряется воды во время жары или во время холода. Как мы можем это определить? (потоотделение)

Ребята вот мы с вами и открыли 1 тайну тундры. Хоть в тундре и мало дождей, но так как в ней холодно и вечная мерзлота, в тундре сыро.

Ребята, а могут ли в таких суровых условиях расти растения?

— Ребята, а какие растения тогда растут в тундре? (дети перечисляют, рассказывают, как названное растение приспособилось к условиям тундры (4–5 сообщений).

— А вы обратили внимание, что все деревья в тундре — низкие, с изогнутыми к земле стволами? Вот, и еще одна загадка тундры: почему деревья в тундре низкие, больше похожие на кусты? (Гипотезы детей).

Опыт 2 «Почему в тундре растут низкие деревья?»

— Давайте поставим эксперимент: ветер — фен, снег –пенопласт, дерево — длинная и короткая ветки. (Длинная ветка падает от струи холодного воздуха, короткая — нет).

— Вот мы с вами и открыли вторую загадку тундры. У всех растений корни растут у поверхности почвы. Высокое дерево не может удержаться корнями за почву во время постоянных сильных ветров, а низкому, стелющемуся по земле — легче удержаться.

— Ребята, а вы обратили внимание, что происходит со снегом на земле во время сильного ветра? А может ли появиться толстый слой снега, если ветра будут сильными и частыми, как в тундре? (Нет)

Педагог при помощи схемы подводит итог (в тундре — зона вечной мерзлоты, поэтому растут низкие или карликовые растения; у них мелкие листья, растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности).

Вот, ребята, мы с вами и разгадали секреты тундры. А теперь давайте приведем в порядок свои рабочие места влаборатории.

Основные термины (генерируются автоматически): тундре сыро, родным краем, вечная мерзлота, растений тундры, тундре летом сыро», тундре низкие, особенностях растений тундры, характерных особенностей тундры, макет растений тундры, познавательной активности, тайн тундры, тайну тундры, природа тундры, загадку тундры, загадка тундры, условиям тундры, секреты тундры, познавательной активности детей, детей старшего дошкольного, повышению интереса детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос