Анализ современной системы мотивации персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 539 раз

Библиографическое описание:

Кондратьева, А. А. Анализ современной системы мотивации персонала / А. А. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85192/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается современная система мотивации персонала. На примере теории потребностей А. Маслоу и комплексной процессуальной теории мотивации Портера — Лоулера характеризуются понятия «внешняя» и «внутренняя» мотивация. В рамках данной статьи рассматриваются ключевые особенности основных методов мотивации персонала. На основе изученной теоретической информации проанализирована система мотивации персонала в АО «ФПК».

Ключевые слова: система мотивации, методы мотивации персонала.

Современная рыночная экономика стремительно приобретает антропоцентрические черты, и большинство крупных руководителей и управленцев вынуждены признать значимость сотрудников в цепочке работы предприятия [8, c. 264]. Грамотное распределение задач и обязанностей сотрудников, соизмеримых с возможностями и способностями, позволяет выстроить функциональную систему работы предприятия. Второй фактор, оказывающий влияние на качество работы сотрудников — это уровень их вовлеченности в рабочие процессы [6, c. 115]. Именно для этого современная система кадровой работы разрабатывает все новые и новые способы мотивации работников.

Актуальность и значимость разработки системы мотивации персонала состоит также в том, что, определив способы формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут организовывать процессы таким образом, что производительность и конкурентоспособность компании будут увеличиваться.

Поведение любого сотрудника всегда замотивировано. Факторами мотивации выступают интересы и потребности человека как сотрудника, так и как личности в целом. В менеджменте выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация связана с потребностями человека изнутри: с увлечённостью деятельностью, со значимости выполняемой работы, с возможностями к развитию и самореализации. Внешняя мотивация создаётся под воздействием факторов извне: из уровня заработной платы, наличия соц. пакета, возможных премий и поощрений. Внутренняя мотивация исходит из личностных аспектов человека и связана с тем, насколько он заинтересован в работе, с его положением в обществе исходя из занимаемой должности, из возможностей для самореализации и общего интереса к деятельности [5, c. 316].

Согласно теории потребностей А. Маслоу, впервые изложенной в работе «Теория человеческой мотивации» (1943), существует определённая иерархия запросов человека, где у основания стоят физиологические нужды, а на на вершине — духовные. Согласно данной идее, до тех пор, пока нижний уровень потребностей не будет заполнен полностью, невозможно будет перейти к следующей ступени [10, с. 154]. В данном случае речь идёт о работе с внутренней мотивации сотрудника. То, насколько человек будет удовлетворён своим финансовым состоянием и уверен в завтрашнем дне, несомненно, будет сказываться на мотивах, побуждающих его работать на той или иной должности. В случае, если доход условного работника не покрывает его обязательные нужды, вынуждая человека фокусироваться на низшие запросы (физиологические потребности и потребности в безопасности), не может идти и речи об использовании внешних мотивирующих факторов, поскольку они подразумевают связь с высшими элементами пирамиды.

Рассмотрим комплексную процессуальную теорию мотивации Портера — Лоулера. Эта теория впервые была выдвинута в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером, и включает в себя идеи двух других теорий — теории справедливости и теории ожиданий. По мнению Портера и Лоулера, существуют взаимосвязанные элементы: ценность вознаграждения; вероятность оплаты; затраченные усилия; роль сотрудника; уровень способностей; результат; нематериальные блага; внешняя награда — материальные блага: денежные средства, карьерный рост; ожидаемая награда; удовлетворенность [4, с. 169].

По данной теории, полученные итоги работы напрямую зависит от усилий, приложенных конкретным сотрудников, его личностных и профессиональных качеств.

Разработка системы мотивации — многоуровневый процесс, состоящий из следующих этапов: экспресс-анализ целевого сегмента рынка; анализ действующей системы мотивации; анализ внутренних бизнес-процессов компании; анализ финансовой и управленческой отчетности; анализ целей компании (и механизмов формирования целей) в краткосрочной и долгосрочной перспективе; разработка KPI; разработка расчетных моделей; разработка и утверждение альбома мотивационных схем; доработка положений и регламентов; обучение персонала компании работе по: расчету KPI, расчетам коэффициентов мотивации персонала [6, с. 264].

Для определения рекомендаций по мотивации сотрудников нам необходимо рассмотреть способы воздействия на членов рабочих коллективов, разработанных теоретиками и практиками менеджмента.

Методы управления персоналом (или МУП) — это способы реализации управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

Выделяют следующие МУП: экономические, административно-правовые, социально-психологические. Экономические МУП воздействуют на работников с помощью финансового воздействия, и могут как поощрять, так и порицать. Чаще всего используются следующие формы: хозяйственный расчёт, материальное стимулирование, гарантии, компенсации, основная и дополнительная заработная плата, вознаграждение за конечный результат, премия и материальная помощь [13, с. 43].

Административно-правовые МУП — методы, с помощью которых осуществляются воздействия на работников, основанные на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.

Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.

В рамках данной работы мы рассмотрим, какие именно МУП используются в Акционерном Обществе «Федеральная Пассажирская Компания». В качестве мотивации персонала в организации используются следующие виды: начисляются региональные компенсационные надбавки, присваиваются классные звания работников, устанавливаются надбавки за профессиональное мастерство, выдаются вознаграждения за преданность компании, назначаются приказы о поощрении работников за преданность компании и т. д.

В предложенной организации отмечается высокий уровень заинтересованности руководства в мотивировке работников. Такие решения принимаются в целях повышения материальной заинтересованности, стимулирования непрерывной трудовой деятельности работников АО «ФПК», а также обеспечение стабильности кадрового состава.

Индивидуальные награды (например, классовые звания) присваиваются в целях дополнительной мотивации к повышению уровня классификации. Классные звания присваиваются работникам, обладающим высоким уровнем знаний, достигнувшим наилучших результатов в работе, за добровольное и качественное выполнение должностных обязанностей, активное участие в наставничестве, применение передовых методов труда, высокий профессионализм и постоянное повышение квалификации при отсутствии нарушений. Однако перечисленные методы затрагивают в основном внешнюю мотивацию сотрудников, и являются исключительно экономическими методами. Для создания наиболее эффективной системы мотивации организации следует обратить повышенное внимание на внутреннюю мотивацию сотрудников, используя методы социально-психологической мотивации.

Литература:

  1. Белкина В. И. Мотивы и стимулы труда / В. И. Белкина // — Социальная защита, 2010. — 8. — С. 43–45.
  2. Виханский О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., — М.: Экономистъ, 2006. — 415 c.
  3. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда / В. И. Герчиков. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 415 c.
  4. Гущина И. В. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И. Гущина // Общество и экономика, 2012. — c. 111–124.
  5. Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала / Е. А. Добролюбов // Банковские технологии, 2002. — С. 41–44.
  6. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие /А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2010. — 305 с.
  7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. — СПб. и др.: Питер, 2013. — 508 с.
  8. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: Учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов. — М.: Библи-глобус, 2012. — 678 с.
  9. Лукина, В. В. Управление рабочей мотивацией / В. Лукина // Менеджмент сегодня, 2012. — С. 16–19.
  10. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — СПб.: Питер, 2007. — 352 c.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя мотивация, внутренняя мотивация, комплексная процессуальная теория, мотивация Портера, потребность человека, преданность компании, работа, теория потребностей.


Похожие статьи

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Индивидуальные особенности при мотивации труда управленческого персонала строительных организаций

В статье исследуются актуальные проблемы современного этапа развития мотивации, а также проанализированы семь основных особенности мотивации труда управленческого персонала строительных организации.

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Современные подходы к мотивации персонала организации

В работе рассматриваются методы мотивации персонала, применяемые в настоящее время на предприятиях различных отраслей экономики. Представлены результаты исследования мотивации труда и удовлетворенности работой среди профессионалов в России.

Оценка системы мотивации трудовой деятельности промышленного предприятия: опыт исследования

В статье рассмотрены проблемы разработки и использования системы мотивации трудовой деятельности производственного персонала. Проанализированы современные системы мотивации персонала. Разработаны предложения по внедрению системы мотивации трудовой де...

К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект

В статье представлен теоретический обзор научных подходов к определению понятия «адаптация персонала». Авторами проанализированы трактовки отечественных и зарубежных исследователей данной научной дефиниции в хронологии формирования научного понятия, ...

Управление мотивацией на примере сотрудников АО «Мегафон Ритейл»

В статье рассматривается система управления организацией на примере мотивации сотрудников. Анализируются виды мотивации и их влияние на персонал организации.

Оценка эффективности обучения персонала

В статье рассмотрена сущность оценки эффективности обучения персонала в системе управления человеческими ресурсами. Произведена оценка эффективности обучения персонала АО «ВНИКТИ». Сформированы рекомендации, направленные на гармонизацию соотношения с...

Формирование системы адаптации персонала как фактор конкурентоспособности организации

В статье автор рассматривает вопросы, связанные с управлением адаптацией персонала как одного из факторов конкурентоспособности организации. Выявлена сущность понятий конкурентоспособности и адаптации персонала. Определена роль сотрудников в эффектив...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Похожие статьи

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Индивидуальные особенности при мотивации труда управленческого персонала строительных организаций

В статье исследуются актуальные проблемы современного этапа развития мотивации, а также проанализированы семь основных особенности мотивации труда управленческого персонала строительных организации.

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Современные подходы к мотивации персонала организации

В работе рассматриваются методы мотивации персонала, применяемые в настоящее время на предприятиях различных отраслей экономики. Представлены результаты исследования мотивации труда и удовлетворенности работой среди профессионалов в России.

Оценка системы мотивации трудовой деятельности промышленного предприятия: опыт исследования

В статье рассмотрены проблемы разработки и использования системы мотивации трудовой деятельности производственного персонала. Проанализированы современные системы мотивации персонала. Разработаны предложения по внедрению системы мотивации трудовой де...

К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект

В статье представлен теоретический обзор научных подходов к определению понятия «адаптация персонала». Авторами проанализированы трактовки отечественных и зарубежных исследователей данной научной дефиниции в хронологии формирования научного понятия, ...

Управление мотивацией на примере сотрудников АО «Мегафон Ритейл»

В статье рассматривается система управления организацией на примере мотивации сотрудников. Анализируются виды мотивации и их влияние на персонал организации.

Оценка эффективности обучения персонала

В статье рассмотрена сущность оценки эффективности обучения персонала в системе управления человеческими ресурсами. Произведена оценка эффективности обучения персонала АО «ВНИКТИ». Сформированы рекомендации, направленные на гармонизацию соотношения с...

Формирование системы адаптации персонала как фактор конкурентоспособности организации

В статье автор рассматривает вопросы, связанные с управлением адаптацией персонала как одного из факторов конкурентоспособности организации. Выявлена сущность понятий конкурентоспособности и адаптации персонала. Определена роль сотрудников в эффектив...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Задать вопрос