Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Идиатова, Э. З. Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников / Э. З. Идиатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 215-216. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85112/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникативной компетенции, методы, формы и дидактические средства.

Ключевые слова: коммуникация, обучение, компетентность, коммуникативная компетентность, старшеклассники.

Коммуникация в современном мире обеспечивает функционирование различных структур и организаций, а также взаимодействие людей и передачу опыта в системе образования. Важность обучения общению в современном обществе заключается в том, что общение крайне необходимо для полноценного развития личности, ее успешной профессиональной деятельности, карьерного роста и ведения бизнеса, а также для воспитания «гражданина мира» в условиях глобализации. Коммуникативное образование приобретает наибольшее значение в условиях глобализации, поскольку коммуникативная компетентность (КК) создает основу для взаимопонимания в межкультурном сотрудничестве и сотрудничестве. Если совсем недавно межкультурная коммуникация касалась лишь ограниченного числа людей, таких как политики, государственные лидеры и другие видные деятели, то в настоящее время в контексте интеграционных процессов межкультурные ситуации стали частью повседневной жизни миллионов людей (в международных мероприятиях, миграционных процессах, международном туризме с помощью телекоммуникационных и компьютерных технологий и т. д.).

Проблема коммуникативного обучения является актуальной для системы образования по нескольким причинам. Во-первых, это важно для воспитания социально активных и ответственных граждан. Их умелое и гибкое владение «словом» во время публичных дискуссий или переговоров, касающихся социальных и экономических событий, может эффективно влиять на демократические преобразования в обществе. Во-вторых, общение играет решающую роль в деятельности человека, поэтому коммуникативное образование признается важным фактором общего развития личности.

Коммуникативные навыки влияют практически на все сферы его деятельности. Исследования ученых доказали, что существует прямая связь между уровнем коммуникативных навыков и качеством жизни человека. Высокий уровень коммуникативных навыков обеспечивает комфортную атмосферу в семье, социальной группе или в школе [1]. Коммуникативное образование влияет на позитивную самооценку и уверенность человека в себе, а также на формирование у него лидерских качеств, критического мышления и т. д.

Старшеклассники не всегда осознают важность обучения общению для карьерного роста и личностной реализации. С одной стороны, это связано с тем, что многие из них не воспринимают себя субъектами социальных процессов и пассивно относятся к демократическим преобразованиям в обществе. С другой стороны, это определяется низким уровнем культуры общения. Таким образом, в современных условиях коммуникативное обучение будет способствовать гражданскому воспитанию старшеклассников и формированию у них способности сознательно и ответственно влиять на социальные и исторические процессы в стране. Таким образом, коммуникативное образование старшеклассника и гражданина должно стать обязательным компонентом общего и профессионального образования. Система коммуникативного обучения на компетентностной основе предполагает модернизацию соответствующих образовательных и профессиональных программ, обновление содержания на международном уровне, применение коммуникационных и деятельностно-ориентированных методов обучения [2].

Изучение научной литературы показало, что формирование КК старшеклассников предполагает изучение сущности этого понятия как интегративной единицы, которую следует рассматривать с разных сторон: лингвистической (Ю. Верещагин, В. Воробьев, С. Терминасова и др.), психологической (С. Братченко, Г. Андреева, С. Рубинштейн и др.), культурологической и философской (Ж. Бубер, Г. Буш, В. Кремень, Ф. Розенцвейг, Л. Фейербах, Ж. Каган, Ж. Кармин, Ж. Холл и др.) [3]. Согласно определению ученых, человек достигает коммуникативных целей и полного понимания партнера по общению с помощью лингвистических правил и норм общения, социокультурной осведомленности, психологических знаний и подходов, а также стратегий и тактик, необходимых для общения.

Неизменная структура подготовки старшеклассников (В. Сластенин, А. Дурай-Новаков, Н. Захарчук) состоит из следующих компонентов: мотивационный (стимулирование личности к расширению коммуникационных связей, приобретению опыта построения плодотворных профессиональных отношений на основе взаимного уважения и равенства партнеров), когнитивный (приобретение знаний о сущности и особенностях процесса общения, культурных измерениях), коммуникативно-творческий (приобретение творческих навыков диалогического взаимодействия в ситуациях профессиональной деятельности), ценностно-рефлексивный (формирование ценностных ориентаций, толерантных отношений и т. д.) [4].

Ученые подчеркивают диалоговый характер процесса обучения старшеклассников при выполнении практических задач. Тем не менее анализ научных работ показал, что проблема формирования КК старшеклассников недостаточно исследована в педагогике как в теоретическом, так и в практическом аспектах: не разработана модель формирования; педагогическая система и ее компоненты (цели, принципы, содержание, методы и формы обучения старшеклассников) не разработаны; не определены критерии, показатели, уровни и методы диагностики КК старшеклассников, еще не смоделирована педагогическая технология формирования КК [5].

Таким образом, коммуникативную подготовку необходимо рассматривать как сложное интегративное образование, основой которого является мотивация к взаимодействию, осознание особенностей процесса общения, умение уважать культурные различия партнеров по общению, приобретение опыта творческого диалогического взаимодействия, обеспечивающего эффективную учебную деятельность.

Литература:

  1. Давидович, Н. Н. Сущность понятия «коммуникативная компетентность старшеклассника» / Н. Н. Давидович // Аксиологические проблемы педагогики. — 2016. — № 7. — С. 69–77.
  2. Ивашов А. Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 162–167.
  3. Кутовая, Т. И. Особенности общения старшеклассников как составляющая коммуникативной компетентности / Т. И. Кутовая // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2019 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. — С. 180–182.
  4. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика. — 2015. — 112 с.
  5. Уметалиева, Д. Б. Особенности коммуникативной компетентности учащихся старших классов / Д. Б. Уметалиева // Известия ВУЗов Кыргызстана. — 2019. — № 5. — С. 174–178. — DOI 10.26104/IVK.2019.45.557.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативное образование, коммуникативное обучение, важность обучения, карьерный рост, коммуникативная компетентность, общение, проблема формирования, система образования, старшеклассник, условие глобализации.


Задать вопрос