Стремление к обучению как главное условие успешного профессионального развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 03.11.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Чельдиева, К. А. Стремление к обучению как главное условие успешного профессионального развития / К. А. Чельдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/archive/387/84734/ (дата обращения: 18.01.2022).



В статье исследуются общие аспекты и стремления обучающихся кулинарных техникумов, цели и задачи первокурсников, их стремление к образовательному процессу, желание к развитию и саморазвитию.

Ключевые слова: желание учиться, цель, задачи, саморазвитие, стремление к успеху, участие в мероприятиях, современный студент, обучение, учебная деятельность.

Keywords: purpose,tasks,self-development,success, taking part in different events, modern student,training,training activity.

В качестве основы среднего профессионального образования рассматривается ориентация на развитие человека, как будущего профессионала и его мышления, компетентности, конкурентоспособности, развитие творческих способностей и фантазии, общей культуры, ставя на первый план обучающегося как личность, получающую образование как «личностного знания».

Основной задачей любого образовательного учреждения является преодоление сложностей и развитие мотивации к обучению студентов.

Стремление к обучению — это физиологический процесс, который под влиянием различных внешних и внутренних факторов стимулирует обучающихся к развитию в своей профессиональной сфере, преодолевая различные сложности на пути. [1, 49].

За последние несколько лет у подростков прослеживается тенденция к самостоятельному выбору дальнейшей профессии. Так, в наш торгово-экономический техникум зачастую проходят будущие первокурсники со средним уровнем знаний, но с низкой мотивацией к обучению. Часто это связано с недостаточно осознанным и обдуманным решением поступить в то или иное учреждение СПО.

В результате появления новых возможностей, в том числе и компьютерных технологий, в обучении и техническому оснащению заведений, современные работодатели повышают требования к потенциальным работникам. Это делается для того, чтобы процесс обучения и стремление в достижении положительных результатов обучающихся не прекращался.

Таким образом, при характеристике учебной деятельности необходимо не только определить основной мотив обучающегося, но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая данное направление, относительно учения, А. К. Маркова отмечает, что формирование современной мотивации учения обучающихся первых курсов лежит на стыке обучения и воспитания. Это значит, что в поле зрения преподавателя оказывается не только процесс образования первокурсника, но и происходящее в процессе обучение становление и развитие личности студента. Формирование мотивации у обучающегося — это активная работа в тесном тандеме с преподавателем, который дает правильные ориентиры на мировоззренческие ценности, идеалы, принятые в современном обществе и активное поведение обучающегося в сторону принятия этих направлений [2, 96].

Для достижения максимальных результатов в обучении и формировании мотивации должна происходить совместная работа преподавателя со студентом. По мнению профессора Ляудис В. Я., Совместная учебная деятельность — это некий союз, возникающая в процессе обучения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единых целей у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую контроль индивидуальной деятельности всех участников [3, 202]

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое студентом учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у обучающихся идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе

В сложившейся ситуации перед руководством СПОУ стоит достаточно сложная задача — привить любовь к образовательному процессу, где из не всегда сильных, без мотивации к обучению первокурсников можно воспитать разносторонне развитых, стремящихся, имеющих конкурировать молодых, полных идей специалистов с хорошо развитой фантазией в профессиональной деятельности.

В результате социологических исследований в стенах Владикавказского торгово-экономического техникума выявилась такая проблема, при которой сам процесс образования и набирания опята, в том числе и профессионального, уходит на второй план, а главной причиной окончания учреждения СПО является получение документа — диплома. В таких случаях мотивация обучения значительно снижается.

По мнению педагогов-психологов, сегодняшние студенты СПО не рассматривают образование как основную, социальную и личную ценность. Этот факт может вызвать серьезные затруднения в их профессиональной деятельности.

Для развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся СПО на начальном этапе обучения положительные условия полностью обеспечены. Стоить отметить, что преподавание профессиональных модулей полностью приближено к профессии в условиях техникума, то есть, лекционно-теоретическая часть занятий полностью отрабатывается в современных, оснащенных лабораториях, где обучающиеся совместно с преподавателем усваивают всю теорию на практике. Помимо работы внутри техникума, в лабораториях, студенты успешно набираются профессионального опыта в рамках больших производств: это и кондитерские фабрики и большие рестораны, и молочные заводы и т. д.

М. П. Карпенко, М. В. Кибакин, В. А. Лапшов, Н. А. Таловская, Г. Ю. Самигуллина и другие учёные на основе проведённых ими опросов студентов составили социально-психологический портрет современного студента и выявили, что многие из них предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, используемых не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2–8 часов, а примерно половина опрошенных никогда не отключает Интернет. Наиболее популярны электронные странички «Инстаграм», «ВКонтакте», WhatsАрp. Студенты любят проводить весело время, приходят на занятия часто «сонными и голодными». Они считают, что студент живет «от сессии до сессии», также он должен «успевать везде и всюду». Так описали современного студента 62 % опрошенных студентов, а 38 % студентов считают, что «современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни».

На основе опроса в ГБПОУ СПО «Владикавказский торгово-экономический техникум» мы выявили, как видят своих обучающихся преподаватели техникума: «современный студент — разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, не всегда трудолюбивый и старательный. А также у студентов больше амбиций, чем знаний, они — смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые «остаются только на бумаге, но не в их головах». «Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету».

ГБПОУ СПО «Владикавказский торгово-экономический техникум» — профессиональное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов пищевого, юридического, бухгалтерского, туристического профиля.

В настоящее время в техникуме обучается более 1500 обучающихся, из них: несовершеннолетних обучающихся — более 500 человек, детей-сирот и лиц из их числа — около 480 человек, обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ — 52 человека. Учитывая многочисленный состав контингента, основной задачей деятельности учреждения является раскрытие собственного потенциала каждого студенты, формирование общих компетенций обучающихся путем активного привлечения к социально-значимой деятельности, участие в различных внутритехникумовских, республиканских, всероссийских и международных научных и иных конкурсах, различных творческих конкурсах и студвесне.

Анализ результатов опроса студентов ГБПОУ СПО «ВТЭТ» показал, что и наши студенты, несмотря на то, что значительное время проводят в Интернете, при этом умудряются завоевывать призовые места во всех конкурсах, в которых принимают участие, в том числе и профессиональных.

Следует отметить неоспоримый факт — наши студенты (большинство) очень любят читать, но в то же время в курсе всех событий общественно-политической жизни республики, много смотрят современных фильмов (прежде всего, зарубежных), слушают современные музыкальные группы и скачивают себе их хиты, ходят в музеи и на выставки картин, 2/3 из них имеют различные увлечения (занимаются в различных кружках, спортивных секциях, увлекаются рукоделием, живописью, танцами и пением, театром).

Изучая особенности студентов первого курса техникума, мы обратили внимание на трудности, которые испытывают первокурсники. Затруднения первокурсников связаны с нестойкой мотивацией к учебной деятельности, то есть, студенты — первокурсники все еще сомневаются в правильности выбранной профессии.

Для 65 % респондентов главным мотивом обучения в ГБПОУ СПО «ВТЭТ» стал сам факт обучения в данном корпусе в связи с огромными возможностями получения практических знаний и навыков.

Качество знаний и овладение профессией не являются, по мнению 30 % опрошенных, важным условием для достижения намеченных целей.

Примерно 43 % опрошенных отметили, что при выборе профессии даже не представляли, с какими трудностями им придется столкнуться.

Около 20 % студентов признались, что находясь в библиотеке или просматривая интернет, не могут найти необходимую информацию, либо при нахождении ее, не могут выделить основную мысль.

Если рассматривать подготовленные творческие работы студентов первого курса, то можно понять, что у большинства (62 %) в первом семестре сложности с анализом литературных произведений и иных информационных ресурсов по выбранной проблематике; почти треть студентов (28 %) нарушают причинно-следственные связи в изложении материала; значительное число не соблюдает правила оформления и представления работы, которые были сообщены им заранее.

Для решения проблемы с точки зрения мотивации, преподаватели технику предлагают студентам принять участие в различных кружках, в том числе и по русскому языку и литературе, где готовят различные проектов в ходе выполнения домашнего задания по русскому языку и литературе; в ходе выполнения домашних заданий конкурсов общетехникумовских (День повара, «Знакомьтесь мы первый курс» и т. д.), участие в мероприятиях и конкурсах, связанных с профессиональной деятельностью; классные часы, связанные с творческой деятельностью и т. д.

Для достижения успеха в планируемой учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской работы студентов, необходима работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Целью внеаудиторной работы студентов является овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками работы по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности [4,57].

В рамках самостоятельной работы по дисциплинам «Литература» и «Английский язык» обучающиеся готовят проекты по темам, связанным с творческой деятельностью: организация работы обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

– этап предварительной дотекстовой работы — актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;

– этап первичного знакомства с текстом — целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);

– детализированная работа с текстом — анализ содержания произведения;

– «послетекстовый» этап — обобщение прочитанного.

Особый интерес у студентов вызывают такие формы внеаудиторной работы, в ходе которых студентам разрешается придумывать небольшие рассказы, либо самостоятельно выбрать тему по душе, создавать небольшие иллюстрации к произведениям художественной литературы или проведение внутриаудиторных конкурсов в игровой форме.

Зачастую, большинство студентов 1 курса входят в студенческий актив ГБПОУ СПО «ВТЭТ» и проводят различные конкурсы, в том числе и на всероссийском и международном уровне. Такими конкурсами у нас являются: «Наука+», «Интеграция», «Волдскилз», «100-лети техникума», которое проходило весь 2020–2021 учебный год, и самый занимательный и ожидаемый конкурс для наших студентов — «Студвесна» — конкурс, состоящий более, чем из 24 номинаций. В 20т номинациях призовые места занимают наши студенты.

Современным студентам нравится это яркое интерактивное обучение, впечатляющее и эффектное, в то же время по содержанию и инструментарию оно должно быть предельно полезно и эффективно, а самое главное, интересно.

Примечательно то, что старшекурсники являются «проводниками» и организаторами любой деятельности первокурсников. Они применяют накопленные знания и помогают только что поступившим в студенческой жизни. Делясь своими знаниями и опытом, студенты берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Таким образом, мы выявили условия, обеспечение которых, будет способствовать эффективному развитию учебно-профессиональной мотивации студентов: формы внеаудиторной работы по общеобразовательным дисциплинам, которые должны носить проектно-исследовательский характер; со стороны преподавателей должны осуществляться психолого-педагогическая поддержка студентов на наиболее сложных этапах выполнения работы, их ориентация на самостоятельный поиск необходимой для выполнения проекта информации, желательно разнообразной, включая Интернет; использование интерактивных технологий обучения; стимулирование положительного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности и ее задачам, которое осуществляется на основе постоянного изучения отношения студентов к этой деятельности; участие в разных конкурсах и мероприятиях, которые тоже в свою очередь мотивируют обучающихся на развитие в профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. учебник для вузов — М.: Университетская книга. Логос. 2009. — 384с.
  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя.- Просвещение,1983.-96 с.
  3. Ляудис В. Я. Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В. Я. Ляудис.- М.:Изд-во Моск.ун-та, 2002.-202 с.
  4. Кайгородова О. А. Развитие учебно-профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования/ О. А. Кайгородова// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Роль специалистов со средним медицинским образованием в оказании первичной медико-санитарной помощи».- Тюмень: Издательство «Печатник», 2015.- С.55–58.
  5. Воронина С. А. Развитие творческого потенциала студентов в ходе внеаудиторной работы по педагогике //Творческая личность: технологии и методики её развития. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 23–24 апр. 2013 г.: сб. статей: в 2 т. / отв. ред. В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т»; Ин-т социологии и образования РАО, Координационный совет РАО по педагогике и психологии; Моск. психол.-социальный ун-т; Мин-во образования Оренбургской области. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. —Т. 2. — 2013. — 644 с. — С.211–222.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, современный студент, обучающийся, учебная деятельность, формирование мотивации, знание, образовательный процесс, профессиональная деятельность, процесс обучения, стык обучения.


Ключевые слова

обучение, цель, саморазвитие, учебная деятельность, задачи, желание учиться, стремление к успеху, участие в мероприятиях, современный студент
Задать вопрос