Библиографическое описание:

Сытько М. В. Аспекты субъективного отношения к процессу обучения современных студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/249/ (дата обращения: 11.12.2017).

Процесс получения высшего профессионального образования представляет собой важнейшую составляющую социального развития, и является вариантом успешной реализации личностного потенциала современного человека. Традиционно стремление к получению высшего образования рассматривается как непременная характеристика молодёжи, особенно это относится к жителям крупных городов – мегаполисов, которые изобилуют разнонаправленными высшими учебными заведениями. Получение высшего образования – это не столько приобретение новых знаний, умений и навыков, сколько обретение перспектив, иного социального статуса, а также – формирование целого комплекса личностных изменений, включающих преобразования в ценностно-смысловой сфере и общей мировоззренческой позиции [1].

При рассмотрении аспектов обучения в ВУЗе особое внимание стоит уделять динамике личностных характеристик студентов, которая может носить стадийный характер и быть сопряжена не столько с хронологическим временем обучения, сколько с внутриличностными процессами. Таким образом, данные изменения носят гетерохронный характер, и детерминированы рядом причин.

Одним из важнейших аспектов является субъективное отношение к обучению, в частности: к своей социальной роли, к окружению, и непосредственно к высшему учебному заведению. Рассматривая феномен становления студента – как человека инкультурированного в специфическую научную среду, можно говорить об образовании как о факторе, позволяющем реализовать в той или иной степени возможности личности.

В данной статье рассматривается аспект субъективного отношения к процессу обучения у современного студенчества.

Процесс получения высшего образования составляют следующие компоненты: преподаватель (дающий знания), студент (получающий знания) и сам процесс взаимодействия между ними. Исходя из образовательных категорий, и преподаватель и студент являются одновременно как субъектами учебной деятельности, так и объектами образовательного процесса. Стоит отметить, что как таковое отношение к учебному процессу не ограничивается рамками межличностного взаимодействия студента и преподавателя, хотя оно во многом опосредованно этим аспектом.

От того какое отношение демонстрирует студент к учебному процессу во многом зависит эффективность обучения, получения новых знаний и реализация той цели, которую он преследует. При этом, как показывают результаты исследования проводимого в рамках данной проблемы, большинство современных студентов, обучаясь на начальных курсах (1-3) не могут однозначно ответить себе на вопрос о смысле получения образования лично для них.

Динамичное развитие современного общества обусловило трансформации, которые вызвали возникновение ряда противоречий в сфере образования. С одной стороны, сегодня складывается ситуация стремительного устаревания полученных человеком профессиональных знаний и необходимость в постоянном накоплении и обновлении информации, с другой – снижается спрос на некогда популярные специальности, что вызывает рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг.

Помимо реализации социально-экономических функций посредством получения высшего образования транслируются также значимые ценности и нормы, определяются дальнейшие, жизненные стратегии, следовательно, образование выступает значимым фактором социализации личности.

Различные аспекты социализации давно и широко исследуются как зарубежными, так и отечественными специалистами в рамках психологической науки. Рассмотрению этого сложного явления посвящены многочисленные теории, которые можно объединить в две большие группы: психологические и социологические. Психологические теории акцентируют внимание на становлении образа собственного «Я», самоактуализации, ведущую роль в социализации личности отводят внутренним, субъективным факторам. Социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду (Б.Г.Ананьев, А.Бандура, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, Дж.Мид, Ж.Пиаже, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн и др.) [2].

Тема профессионального образования как фактора социализации человека отражается в трудах С.Г.Вершловского, М.Г.Рогова, В.М.Токар, Н.Э.Толстовой и др. В работах перечисленных авторов основное внимание сосредоточено на изучении мотивации, подчеркивается значимость получения высшего образования в современных условиях. При этом не учитываются особенности субъекта образования, возможности его социализации в непрерывном образовательном процессе [2].

Итак, получение высшего образования можно рассматривать как продолжение социализации личности, и как процесс, центральным элементом которого является именно отношение студента к процессу обучения.

Для оценки значимости процесса обучения применялась составленная автором работы анкета. В результате проведённого исследования было обнаружено, что важность поступления в ВУЗ для получения высшего образования оценивается студентами достаточно высокой и в начале обучения (на первом курсе), и в конце обучения (на пятом курсе). Отмечается, что в середине обучения (третий курс) наступает определённый период, который характеризуется спадом мотивации к обучению, и снижением общей активности студента.

Уверенность в возможности эффективно применять полученные знания на практике оказалась выражена в большей степени на четвёртом курсе обучения, при этом к окончанию обучения (пятый курс) она снижается. Данный факт указывает на некоторую неуверенность молодых специалистов, недостаточную убеждённость в собственных профессиональных качествах. Трудно ответить на вопрос: даёт ли такой эффект процесс образования, или скорее это детерминировано внутренними причинами.

Субъективное отношение к обучению у студентов исследовалось также с помощью проективного рисуночного теста, составленного на основании методики Т.В.Румянцевой [6]. В соответствии с предложенной инструкцией респондентам предлагалось изобразить себя и процесс своего обучения в виде двух окружностей, и расположить их в пространстве в наиболее привлекательной позиции относительно друг друга.

После анализа полученных рисунков, респонденты были распределены на три группы: «сотрудничество» в случае пересечения кругов, «включение» в случае нахождения одного круга в другом и «отдаление», в случае если круги располагались на расстоянии друг от друга. Подсчитывался процент испытуемых, представивших соответствующие изображения.

Рассмотрим основные результаты. Полученные данные позволяют констатировать что субъективное ощущение «включения» в учебный процесс наблюдается в 17% случаев у студентов 1 курса и в 7% случаев у студентов 3 курса. В общей группе данный тип отношения выражен менее всего.

«Отдаление» наблюдается у 23% студентов 2 курса и 36% студентов 3 курса, а «сотрудничество» у 60% студентов 1 курса и 57% студентов 5 курса. Таким образом, количество студентов «отдалённых» от процесса обучения увеличивается к середине обучения (2-3 курсы), а к финалу обучения повышается количество студентов готовых «сотрудничать». То есть, понимание смысла получения образования и ощущение его значимости проявляется на последних курсах обучения. Далее оценка проходила в смешанных группах студентах, которые были выделены по критерию отношения к обучению.

Для выяснения содержания субъективного отношения к учебному процессу проводился ассоциативный тест в группах «отдаленных», «включенных» и «сотрудничающих» студентов. Студентам предлагалась анкета, составленная по типу семантического дифференциала, которая содержала эмоционально-заряженные слова. Для возможности математической обработки результатов оценка ответов проводилась по балловой системе. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ведущие признаки переживания отношения к учебному процессу

Признаки переживаний

положительные

отрицательные

Эмоциональных
(эмоции и чувства)

радоваться, любить, чувствовать

печалиться, ненавидеть, отстраняться

Процесса взаимообмена

давать, брать, говорить

молчать, скрывать, отказывать

Результативности учебного процесса

находить, показывать, ценить

терять, отвергать, отказывать

В дальнейшем подсчитывались средние значения каждой группы слов для студентов «включенных», «отстраненных» и «сотрудничающих». Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные признаки переживания процесса обучения студентами в зависимости от занимаемой ими позиции – «сотрудничества», «включения», «отдаления»

Признаки

Эмоции и чувства

Процесс взаимообмена

Результативность

Группа

+

-

+

-

+

-

включенные

4,1

2,9

3,8

2,9

4,2

2,6

сотрудничающие

3,8

1,5

3,6

2,9

4.1

1.8

отдаленные

3,7

2,1

4,2

2,8

3,8

1,9


Как видно из таблицы, наиболее выражены эмоциональные компоненты отношения к учебному процессу (и положительные, и отрицательные) в группе студентов «включенных» в процесс обучения. «Сотрудничающие» студенты более всего ценят результативность обучения, а «отдаленные» – процесс взаимообмена.

Также, в каждой группе студентов было проведено исследование личностных особенностей (на основании методики «Темперамент-Характер» О.Н.Маноловой) [4]. На основании анализа результатов представилось возможным охарактеризовать личностный портрет респондентов исследуемых групп. Так, позитивное отношение к учебному процессу демонстрируют студенты: с высокими возможностями вербализации, с хорошим уровнем самоконтроля, достаточно высоко себя оценивающие, с чертами гипертимности и педантичности. Отстраняются от учебного процесса студенты – эмоционально неустойчивые, тревожные, склонные к перепадам настроения, при этом с невысокой интеллектуальной эргичностью. Негативно относятся к учебному процессу студенты: педантичные, склонные к подозрительности, тревожные, с невысокой коммуникативной пластичностью, с чертами дистимной акцентуации.

Проведенное исследование позволило установить, что студенты отличающиеся своим отношением к образовательному процессу характеризуются рядом индивидуально-личностных особенностей. Опираясь на результаты проведённого корреляционного анализа, для совершенствования процесса обучения можно предложить следующее:

1. Принимать во внимание при чтении определённых учебных курсов, что преподаваемый материал может оказаться весьма эмоциогенным, особенно для консервативно настроенных людей, которые ассоциируют обучение с глаголом «ненавидеть»; особенно это можно отнести к обучению в психологических и медицинских ВУЗах.

2. Снабжать слушателей с менее пластичным мышлением учебными материалами, сочетающими общие положения и иллюстрации, а на лекциях приводить больше примеров. Так как эти студенты ввиду своих особенностей могут переживать состояние «отвержения» от учебного процесса по причине его недоступности для понимания.

3. Проводить больше дискуссий на лекциях и семинарах, что позволит слушателям с высоким уровнем вербального интеллекта проявить свои знания, а радикально настроенным и экспрессивным выразить себя.

4. Регулировать групповую динамику и целенаправленно вовлекать в процесс обсуждения материала всех членов учебной группы. Для активизации сдержанных, а также подозрительных, которые ассоциируют учебный процесс с глаголом «терять».

5.Особое внимание обращать на тревожных слушателей. Создавать условия для уменьшения состояния тревожности. Личностная тревожность заставляет отвергать, скрывать, отказывать, и преуменьшать практическое значение и возможность применения полученных знаний. Тревожные студенты чаще «скрывают» свои чувства, а также могут в обвинять в этом других.

6. Демонстрировать больше практических примеров. Практичные люди считают, что обучение для них очень важно, они сомневаются, что могут на практике применить полученные знания и отстраняются от учебного процесса.


Литература:

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону, Изд-во РГУ, 2003.

  2. Асафьева Софья Сергеевна. Второе высшее образование как фактор социализации личности: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 Н. Новгород, 2005 - 271

  3. Гозман Л.Я, Психология эмоциональных отношений /М. изд московского университета 1987.с4-6

  4. Манолова О.Н. Психологическая интерпретация черт характера // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. М., 2004. № 8. С. 14-34

  5. Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально-ориентированного обучения студентов в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

  6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: «Речь», 2006 г. – 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебному процессу, высшего образования, получения высшего образования, процессу обучения, процесса обучения, Процесс получения высшего, субъективного отношения, социализации личности, процессу обучения современных, середине обучения, учебному процессу студенты, учебного процесса, учебному процессу средствами, получения образования, современных студентов, получению высшего образования, значимости процесса обучения, высшего профессионального образования, Получение высшего образования, хронологическим временем обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос