Первые шаги, описанные в этой статье, — это только малая часть огромного и счастливого пути вашей совместной дороги жизни с ребенком. В процессе совместного движения по лестнице воспитания вы помогаете своим детям подготовиться к взрослой самостоятельной жизни и вырасти психологически здоровым человеком.
Ключевые слова: шаги-правила, режим дня, чтение книг перед сном, личная гигиена, домашние обязанности ребенка, совместные прогулки, слушание музыки, научить ребёнка учиться.
The first steps described in this article are only a small part of the huge and happy path of your life together with your child. In the process of moving together on the ladder of education, you help your children prepare for adult independent life, and grow up to be a psychologically healthy person.
Keywords: steps-rules, daily routine, reading books before going to bed, personal hygiene, household duties of the child, joint walks, listening to music, teach the child to learn.
Когда в семье рождается ребенок, у родителей, наряду со счастливыми ожиданиями, появляются тревоги и сомнения в вопросах правильного развития и воспитания любимого чада. Очень часто в поисках истины родители начинают в буквальном смысле метаться от одного компетентного мнения по правильному воспитанию детей к другому не менее компетентному. На сегодняшний день поток информации по данному вопросу настолько велик, что в нем бедные родители просто “тонут”, так и не дойдя до практического применения теории.
Чтобы помочь в этом вопросе многим заинтересованным, но порядком подуставшим от знаний родителям, мы предлагаем простые, и, казалось бы, всем знакомые шаги — правила, при применении которых растить ребенка будет очень легко и радостно.
Итак, вот эти семь основных правил:
- Режим дня
- Чтение книг перед сном
- Личная гигиена
- Домашние обязанности ребенка
- Совместные прогулки
- Слушание музыки
- Научить ребёнка учиться
1. Режим дня.
Вы задавались вопросом, почему в детском саду и школе все по расписанию? Потому что когда ребенок знает, что зачем идет, он чувствует себя стабильно, защищенным, ему известно, что будет с ним дальше, его гиппокамп отвечающий за тревогу находится в покое, а это значит, что ребенок может спокойно играть, слушать учителя или просто познавать мир.
Очень важно соблюдать это правило даже когда ребенок не ходит в детский сад или школу.
Вы можете самостоятельно составить режим дня на выходные, где обязательно предусматривать пункт, чтение литературы, творческие задания, рисование или лепка, мозаика или выжигание.
Самым главным пунктом в режиме является сон — в одно и тоже время каждый день, не зависимо от дня недели и праздников. Вечером в 21–30-ребенок, школьного и тем более дошкольного возраста должен спать. Сон должен длиться примерно 8–10 часов. За это время нервная система ребенка восстанавливается от перегрузок за день. Отдохнувший ребенок менее капризен, вспыльчив. Более склонен к обучению и познанию мира.
2.Чтение книг родителем перед сном.
Вы спросите, зачем читать, когда столько информации поступает ребенку в течение дня? У него нервная система и так перегружена? А что, если ставить аудиосказку? Эти и другие вопросы возникают у родителей.
Отвечаем — до 6–8 лет ребенок думает и слышит свой внутренний голос — голосом матери, который в свою очередь влияет на эмоциональное состояние. Чтение перед сном — это своеобразный ритуал, который помогает ребенку после активного дня спокойно подойти ко сну. Если ввести это ритуал с раннего возраста, то капризов перед сном можно избежать. Про обогащение словарного запаса, не говорил только — ленивый.
В слуховой коре образуется нейроны, отвечающие за пассивный словарный запас. При регулярном будировании этих нейронов образуется прочная нейронная связь. Которая, в дальнейшем даже когда человек и не думает, что сказать, слова сами собой находятся и подбираются по теме. Это ли не здорово!
И, конечно, в наш скоростной век, эта традиция помогает оставаться на связи со своим ребенком, появляется возможность поговорить по душам с ним, и Вам родителям становится видны его переживания, страхи, радости, фантазии.
3. Личная гигиена.
Это очевидно, но поговорим ещё раз. Мойте руки перед едой и после туалета. Всем знаком этот лозунг, однако, реальность совсем другая. В детском саду и в начальной школе моют руки под присмотром взрослого, однако эта хорошая привычка сформирована далеко не у каждого. Как же сформировать эту привычку? –Только постоянным научением!
Руки нужно мыть не только перед едой, но и после прихода с улицы, после планшета, клавиатуры, домашних животных, перед туалетом и после него, и мыть не менее 30 секунд. Начинать учить гигиене лучше в игровой форме, придумав или выучив одну из чистоговорок.
А вот большое родительское заблуждение, что чистить зубы детям не обязательно. Так говорят те, кто не сталкивался с детьми, у которых все зубы с кариесом и нет ни одного здорового зуба. Если не лечить и не следить за молочными зубами, то вся инфекция через корень передается на постоянные зубы. И в момент, когда молочный зуб выпадет, постоянный зуб ребёнка будет уже с проблемой, а дальше весьма печальная перспектива — зубные протезы!
4. Домашние обязанности ребенка!
Многие взрослые родители, вспоминая свое нежелание в детстве выполнять родительские поручения, начинают оберегать своих детей от скандалов и негатива, которые вызывают эти поручения.
Однако без домашних обязанностей ребенок не вкладывает свою энергию в уют и комфорт дома, у него не возникает теплое отношение любви и заботы. Для человека естественно любить все-то, куда он вкладывает свое внимание, куда приложил свои руки. Вспомните свое ощущение, когда Вы впервые покрасили забор на даче, или повесили полку в комнате или приготовили, и испекли вкусный пирог, а потом убрались на кухне! Все что сделано своими руками самое приятное для человека.
С чего начать? С простых вещей. Научите ребёнка заправлять постель, убирать тарелку со стола за собой, сложить одежду на стул, смести крошки со стола, полить цветок и насыпать корм для домашнего животного — все это может делать даже самый маленький член вашей семьи. А дальше — больше! Позволяйте детям помогать Вам, позвольте вложить частичку своей души в свой дом.
5. Прогулки.
Как ни грустно об этом говорить, но сейчас полноценные качественные прогулки родителей с детьми в большом дефиците!
Мы все спешим, дети у нас не гуляют, а перемещаются от дома до школы, от одного кружка до другого на машине. Все это в совокупности выходит приблизительно минут 30 в день, что катастрофически мало! Помимо всего прочего, наше общение с детьми в это время сводить я к набору дежурных вопросов: «Как дела? Что в школе/детском саду? Что задали? И т. д. «А ведь прогулка — это весьма важный ритуал в детско-родительских отношениях. Для ребенка время, проведенное наедине с родителем бесценно, он чувствует себя важным и нужным в этот момент, любимым и единственным. Вскоре это все поможет стать ему увереннее в себе, а значит успешнее в его маленьких на наш взгляд делах.
И, конечно, с физиологической точки зрения ежедневные прогулки жизненно необходимы для полноценного детского развития. Солнечный свет вырабатывает естественный витамин Д, натуральный воздух содержит все примеси солей и органики, которая является неотъемлемой частью иммунитета ребёнка.
Как выделить в своём плотном графике место для правильной прогулки? Как изменить ситуацию? Очень просто, составить план прогулок в будни, они должны составлять 1 час, а лучше 2 часа в день. Выходные — 3 часа будет не много.
Самое главное, будьте по-настоящему включённым в процесс родителем в этот момент. Во время прогулок обсуждайте все, что видите и слышите. Устраивайте фотосессии, рассуждайте о прочитанном, увиденном, искренне интересуйтесь внутренним миром друг друга. Другой человек всегда загадка для нас, даже если он ваш ребенок.
6. Слушание музыки.
Музыка всегда была чем-то особенным, не просто развлечением. Еще древние философы говорили о положительном влиянии мелодии на тело и поведение человека, а сегодня педагогипри помощи музыки и ритмов стараются компенсировать задержку в развитии речи ребенка. Любая ритмичная деятельность помогают ребенку в синхронизации ритмов и компенсации когнитивных и поведенческих особенностей.
Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. Слушайте хорошую, и главное, любимую музыку.
7. Научить учиться.
Сегодня не важно, какое будет обучение у вашего ребенка, общеобразовательное, частное или дистанционное. Важно другое — умеет ли ребенок принимать новую для себя информацию, обрабатывать, формировать в навык и использовать в жизни.
Сегодня, не успевая перерабатывать тонны гигабайтов информации в условиях ограниченного времени, дети вынужденно берут только верхушки и не пытаются понять глубже. Задача родителей (и педагогов, безусловно, тоже, но все начинается в семье!), как сопровождающих взрослых, помочь ребенку разобраться в интересующей его теме.
Например, тема про динозавров — все дети интересуются динозаврами, мы можем превратить этот интерес в глубокие знания, книги, раскраски, мультфильмы, познавательные фильмы и т. д. А самый главный секрет — это быть с ребенком рядом, самим живо интересоваться этой темой. Вез вашего интереса — увлечение ребенка быстро угаснет и больше не возникнет.
Включите в режим дня дошкольника один час чтения, каллиграфии или другую учебную деятельность, и ваши усилия будут приятно вознаграждены повышением детской познавательной активности. А когда Ваш ребенок пойдет в школу, для него уже не будут стрессом уроки и домашние задания. Он понимает, что это все уже было в его жизни, значит, все идет по расписанию, все нормально.
Все вышеперечисленное — это только малая часть той огромной и счастливой ступени вашей совместной жизни с ребенком, пока он маленький. В процессе воспитания вы помогаете своим детям подготовиться к взрослой самостоятельной жизни, и вырасти каждому большим человеком.
Литература:
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Чудеса активного слушания»: АСТ; Москва; 2014
- Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982
- Жан Ледлофф, как вырастить ребенка счастливым. М. 2003 г.
- Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1980.
- Мухина В. С. Детская психология. М., 1997.
- Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
- Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребёнка и его отношения с окружающими. М., 1992.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избранные педагогические соч. в 2 т. Т. 2. М., 1977.
- Зейгарник Б. В. О патологическом развитии личности // Психология личности М., 1982.
- Ананьев Б. Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Ананьев Б. Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- https://www.nkj.ru/archive/articles/7546/
- https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/374443/