Добрые советы для здоровья ваших детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 21201 раз

Библиографическое описание:

Бызова, Э. Р. Добрые советы для здоровья ваших детей / Э. Р. Бызова, Л. Т. Хузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38238/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дошкольный возраст ваших детей — это важный период для воспитания и развития тех умений и навыков, которые будут служить их здоровью всю жизнь. И не менее важный период для закладки основ прочного здоровья, здоровой психики, моральной устойчивости, гармоничного развития, умения и потребности саморазвития. Ребенку необходимы разумные правила и ограничения, которые постепенно появляются в их жизни.

Социальное общение, их развитие невозможно без передачи им родительских знаний. Именно родители закладывают основы жизненной компетентности своего ребенка, помогают своим чадам овладевать сложной наукой жизни.

Основная ответственность за развитие и здоровье ребенка возлагается на семью. Именно с ней формируются важнейшие черты личности. Опыт, который ребенок приобретает в семье, определяет его индивидуальное поведение, жизненные ценности. Оттого, каковы взаимоотношения в семье, зависит развитие самосознания ребенка, духовный и психический мир, возможность физической и социальной адаптации, жизнедеятельности. Оттого, как родители заботятся о здоровье своем и детей, умеют ли стремятся придерживаться правил здорового образа жизни, в значительной степени зависит отношение к этому ребенку. Учитывая это, в каждой семье должен царить здоровья. В свое время представитель культуры за здоровый образ жизни П. Брэгг определил 10 заветов, «золотых ключиков» душевного и физического здоровья ребенка.

Он считал, что обеспечить крепкое здоровье можно при таких условиях:

1) чистый воздух, солнечный свет;

2) употребление только свежих, жизненно важныхпродуктов, правильное потребление продуктов;

3) ежедневные прогулки при любой погоде;

4) умеренные и регулярные физические нагрузки (несложная работа по дома, гимнастика, физические упражнения);

5) абсолютная внешняя опрятность;

6) хороший сон;

7) понимание природных законов здоровья и их выполнение;

8) единство трех составляющих — тела, разума и духа;

9) поддержание духовных сил, обращение к природе;

10) понимание особенностей культурно-гигиенических навыков.

Эти заветы справедливы для каждой современной семьи и могут использоваться при составлении семейного «кодекса здорового человека». Очевидно, что в основе его должно лежать единство всех компонентов здоровья ребенка — физического, психического, духовного, социального.

Особая роль в процессе созидания здоровья принадлежит духовному здоровью. Именно оно определяет общего состояние человека.

Укрепление здоровья ребенка, обеспечение комплексного физического развития в значительной степени зависит от его двигательной активности, занятиям физической культурой.

Движение-это естественная потребность ребенка. Недостаточно подвижный образ жизни приводит к уменьшению устойчивости перед заболеваниями, нарушений энергетического обмена. Родители должны всячески поощрять детей к движениям. Чем больше ребенок двигается, тем лучше растет и развивается.

При подборе физических упражнений для утренней гимнастики и физкультминуток, которые выполняются в домашних условиях, подвижных и спортивных игр во дворе родители должны учитывать потребности и возможности организма ребенка, уровень его физического развития. Основные принципы, которых необходимо придерживаться:

– целеустремленность физических упражнений в зависимости от возможностей и потребностей организма;

– соответствие нагрузки индивидуальным возможностям ребенка;

– последовательная активизация расширения средств физических упражнений, увеличение нагрузки;

– учета результатов психодиагностики и медицинских обследований.

Наблюдения доказывают, что большинством детей соблюдаются нормы двигательной активности, которая составляет полтора часа в день, в основном за счет прогулок, игр на воздухе. Значительно меньшее место занимают специальные физическое упражнения- утренняя гимнастика, физкультминутки, которые способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня. Основой таких упражнений являются движения, заимствованные из трудовой и бытовой деятельности человека. Это выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание и повороты головы, сжимание и разведение пальцев. Кроме того, в физкультминутки может вводиться самомассаж активных точек бодрости (носа и ушей), дыхательная гимнастика.

Утренняя гимнастика обязательно должна проводится под руководством взрослых.

Мой друг, мастер спорта по легкой атлетике, очень тщательно относился к формированию здорового образа жизни у своих детей. Я была сильно удивлена однажды, когда увидела у него так называемые дневники здоровья для сына и для дочери. Он вносил туда все изменения, которые происходили в состоянии здоровья детей, приобретение ими умений и навыков здорового образа жизни, и говорил, что предаст эти дневники детям по мере взросления, чтобы в будущем они сами вносили туда кое-какие поправки.

В дневниках были зафиксированы такие показатели:

1) рост, вес;

2) частота сердечных сокращений;

3) артериальное давление;

4) частота дыхания;

5) максимальная задержка дыхания (после вдоха и после выдоха);

6) сон (продолжительность, качество и время засыпания);

7) аппетит;

8) занятия физической культурой;

9) взаимоотношения (в семье, с друзьями);

10) наличие или отсутствие вредных привычек;

11) оценки самочувствия;

12) заболевания;

Я бы посоветовала всем родителям вести подобный анализ состояния вашего чада.

Периоды заполнения «Дневника здоровья» могут определяться на усмотрение родителей- можно делить год по месяцам или по кварталам.

Добиться систематичности в формировании культуры здоровья, а еще лучше –всех членов семьи помогают индивидуальные или семейные оздоровительные программы, например, такие, как «Жизненный ритм семьи».

После консультации учителя физкультуры, воспитателя, врача подбираются задачи ежедневной программы, которые могут складываться по такой схеме:

  1. Вовремя проснитесь, улыбнитесь друг к другу.
  2. Потянитесь 2–3 раза.
  3. Сделайте самомассаж (рук, шеи, лица, ушных раковин, головы, живота и ног).
  4. Сделайте утреннюю гимнастику или комплекс статических упражнений.
  5. Выполните дыхательные упражнения.
  6. Выпейте утром воду маленькими глотками (лучше горячую).
  7. Сделайте водные процедуры (утром, вечером).
  8. Почистите зубы (утром, вечером).
  9. Походите по камушкам 1–2 минуты.
  10. Примите воздушные ванны.
  11. Походите босиком.
  12. Выполните упражнения для лица.
  13. Выполните 1 -2 упражнения для глаз.
  14. Выполните комплекс физических упражнений (статических поз, оздоровительные паузы, упражнения на расслабление).
  15. Посвятите время любимому делу (рисованию, цветоводству, пению, чтению).
  16. Послушайте музыку.
  17. Сделайте домашние дела.
  18. Вовремя ложитесь спать.
  19. Оцените состояние своего самочувствия (по 5-балльной системе).

Подобно состоит «Жизненный ритм семьи» на неделю, месяц, год. Например, недельный план может включать самомассаж всего тела, занятия в кружках, секциях, воскресные прогулки и тому подобное.

В месячном графике спланированы посещение музеев, театров, выставок, встречи с друзьями.

Летний «Жизненный ритм семьи» учитывает занятость членов семьи во время каникул, праздников, отпусков. Такие программы не только дисциплинируют и способствуют формированию умений и навыков здорового образа жизни каждого из членов семьи лично, они объединяют детей и взрослых, делают их сообщниками в достижении цели, гармонизируют взаимоотношения, то есть обогащают опыт социального поведения.

Чрезвычайно важный этап социального развития личности-собственное детство ребенка. В это время происходит становление личности на уровне еще не развитого сознания, устанавливаются первые связи с людьми, главным образом, родными. Ребенок только учится ориентироваться, а разнообразии жизненных ситуаций, соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Он доверчиво относится к взрослым, бесспорным авторитетом для него являются родители. Это благоприятный период для целенаправленного воздействия на ребенка по формированию нравственных понятий, положительных эмоций, социальных ценностей.

Существенное значение в младшем школьном возрасте также имеет игра.

Социальное развитие ребенка происходит и в процессе творческой деятельности, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье. Для того, чтобы она существенно влияла на духовное и социальное становление детей, необходимо направлять содержание литературного, художественного, музыкально творчества.

В старшем возрасте расширяется круг общественных интересов ребенка, особое место в его жизни начинают занимать товарищи, одноклассники, друзья. Происходят освоение общественного опыта и самореализация в испытании собственных сил во время общения со сверстниками. Формируются разнообразные жизненные навыки, необходимые для адаптации в обществе:

– общения со сверстниками, младшими, взрослыми;

– критического отношения к себе и окружающим;

– познание и оценка собственных способностей;

– социально-психологической адаптации к окружающей среде.

Результатом работы, направленной на формирование культуры здоровья ребенка в семье, должно стать:

– компетентность родителей в сфере сохранения и укрепления здоровья (физического, психического, социального, духовного);

– социальная адаптация, успешное включение в социум;

– включение социальных норм и ценностей к внутреннему миру;

– самостоятельность в решении собственных проблем.

Следовательно, важным институтом формирования культуры здоровья детей и социальной компетентности является семья. Именно в ней ребенок начинает осознавать свое место среди людей, приобретает навыки позитивного отношения к миру, накапливание индивидуальный опыт социального поведения. Прежде всего семья может удовлетворить главные потребности ребенка: в любви, доверии, самостоятельности, самоутверждении и признании, что является основным направлением становления детской личности. Положительные взаимоотношения с родителями и близкими взрослыми- главное условие физического, психического, духовного и социального развития ребёнка.

Если родители желают здоровья своим детям, жизнь в семье должна строится на принципах здорового образа жизни, вот некоторые советы: живите в определенном режиме труда и отдыха, питания, а именно: старайтесь вовремя ложится спать и вставать, полноценно и рационально завтракать, обедать, а ужинать не позже 19–20 часов.

В рационе должна преобладать растительная и белковая пища при минимуме сладостей и животных жиров, ограничении острых соленых приправ. Следите за тем, что за трапезой не возникало чувство переедания у кого-то из членов семьи. Начинайте день с утренней физзарядки не менее, как в течение 30 минут, желательно на свежем воздухе.

После зарядки- душ, которых необходимо завершить обливанием холодной водой. Перед сном повторить обливание. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе организма, причем многократно возрастает противодействие не только простуде, но и патологии мускульного, опорно-двигательного аппарат, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, даже онкопатологии и болезней сердечно-сосудистой системы вашего ребенка. Бросайте курить, доказывая своему ребенку, что это изощренная форма самоубийства. Ограничьте употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще. Повторяйте себе и им, что добровольное употребление отравы-это сумасшествие слабовольного и неразумного существа, которое ничем нельзя объяснить. Оставляйте за порогом своего дома раздраженность ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием и тому подобное, ибо все это незаметно передается и членам семьи. Когда всё накапливается, то происходит постепенное нагромождение стрессовой энергии, которая истощает нервную систему, нарушает работу всех систем организма, снижает его защитные функции, ведет к болезням.

Не учите детей становится рабами телевизора, особенно в выходные. Находите время для общения с природой. Это поможет восстановить нервную систему, энергию, потерянную за неделю, повысить иммунитет, укрепить здоровье. Помните, что вид одного болезненного человека в семье пробивает биоэнергетическую и психологическую защиту остальных ее членов.

Очень хорошо, если увлекаетесь в свободное время одним из видов спорта. Регулярные занятия спортом делают вашу иммунную систему неуязвимой, нервы-стальными, волю-железной, а ваших детей похожими на вас здоровыми и счастливыми.

Подбивая итоги, хочется сказать, что, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

И если на этом этапе правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать родителей, систематически работать по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, то это будет способствовать укреплению здоровья детей, сформирует представление о здоровье, как о ценности, воспитает полезные привычки и навыки у ребенка.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е., Иванова Е. Ю. Основные положения программы 'Здоровый дошкольник'// Ж. 'Обруч', 1996, N 1. — С. 5–6
  2. Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет, 2000, С2–14.
  3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М, 1953, С- 3–7.
  4. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999.
  5. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики.
  6. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Ж. 'Дошкольное воспитание.' — 2001.
  7. Лесгафт П. Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. М, 1952, т,2 с-234.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, семья, упражнение, утренняя гимнастика, член семьи, дошкольный возраст, навык, нервная система, физическая культура.


Задать вопрос