Аспекты воспитания в период подготовки к школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Гуськова, О. В. Аспекты воспитания в период подготовки к школе / О. В. Гуськова, М. П. Голиевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4099/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье обобщен личный опыт воспитателя детского сада с 17-летним стажем и учителя начальных классов с 34-летним стажем работы. Цель — донести до родителей ключевые аспекты воспитания ребенка в рамках предшкольной подготовки.

Ключевые слова. Ребенок, родители, общение, наблюдение, игры, школа.

Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Вашему ребенку 5 лет, и вы уже задумываетесь, что его ожидает через полтора года? Очень скоро он пойдет в школу. Современные условия предоставляют родителям различные возможности подготовки к важному периоду жизни — это и программы детских дошкольных учреждений, «Школ раннего развития» и самостоятельные занятия с малышом на основе материалов из Интернета.

Родители нацелены, прежде всего, на обучение ребенка чтению, развитие его речи и мышления; счету и письму. Конечно, это важно. На это затрачиваются усилия и самих родителей, и педагогов дополнительного образования и воспитателей детского сада. Но мы предлагаем «заглянуть» в другие «потаенные» места подготовки к школе. А поможет нам в этом — опыт работы с детьми, показавший то, чего не хватает зачастую сегодняшним воспитанникам детского сада и завтрашним первоклассникам.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание — это общение. Общение со сверстниками, с родителями, с незнакомыми людьми. Ребенок 5–7 лет может налаживать этот процесс сам. Приглядитесь во время прогулок с ребенком, как он взаимодействует с детьми на игровой площадке: расталкивает всех и бежит к качелям; боязливо отходит от горки, на которой бегают дети или общается с другими детьми в песочнице при выкладывании куличиков? Наблюдение — это удивительный процесс! Не надо рваться с места и отчитывать чужого ребенка, который быстрее занял качели, может быть, даже оттолкнув вашего. Наблюдайте. Дайте малышу самостоятельно принять решение. Предоставьте ребенку возможность найти пути выхода из конфликтных ситуаций, договориться со сверстником. Наступит день, когда ребенок останется один на один со своим оппонентом (в детском саду, в школе, на секции). А мамы рядом нет! И что тогда?

Принятие решений самим ребенком — это еще один важный аспект подготовки к школьной жизни, да и к жизни вообще. Не стоит говорить: «Ты в следующий раз беги быстрей и занимай место на каруселях первым». Любое слово мамы или папы, бабушки или дедушки, да и чужого человека впитывается ребенком, как губкой. Не попрекать, а объяснять; не отчитывать, а обосновывать — вот главный совет молодым родителям.

Ребенок в магазине игрушек впадает в истерику, ложится на пол и всеми мыслимыми и немыслимыми способами добивается того, чтобы ему купили еще одну машинку. Знакомая ситуация? Более чем. Что, в семье растет плохой ребенок? Нет, ребенок — это зеркало своих родителей. Необходимо задуматься, что сделано не так и в какой момент воспитание пошло по неверному пути. Может стоит перед походом в магазин обсудить покупку только одной машинки, куклы или книги. Проговорите с ребенком эту фразу несколько раз. А может быть, вы сведете к минимуму походы в магазины игрушек, зная, что ваш малыш так бурно проявляет эмоции на отказ о приобретении 35-ой машинки, тем самым избежите неприятного инцидента, сохранив хорошее настроение на весь день и нервную систему себе и ребенку. Чуть больше терпения и больше любви к малышу. Мы очень торопимся, не замечаем или отмахиваемся от его вопросов, его многочисленных «почему». Часто приходится слышать: «Закрой рот», «Ты не видишь, я разговариваю с тетей», «Мне некогда. Потом». Мы не заметим, как пройдет несколько лет и наш сын или дочь на наше обращение: «Как твои дела? Что интересного было в школе?», проигнорирует, также отмахнется от надоедливого родителя. И опять мы призываем подумать, проанализировать.

Вот еще одна из ситуаций, которая нередко встречается. На улице бабушка, гуляя с внучкой, неожиданно встречает свою одноклассницу, с которой не виделась более 20 лет. Поговорив, они прощаются и малышка кричит: «Пока!». «Какая хорошая девочка», — скажут одни. А мы акцентируем внимание именно на правильные слова, обращенные к взрослому.

Скажете: «Это всё мелочи…» Вот из таких мелочей и состоит наша жизнь и жизнь наших детей. Зачастую родители свои нереализованные амбиции и мечты воплощают посредством дополнительной нагрузки, заполняя все свободное время ребенка занятиями английского языка, танцами, гимнастикой, плаванием, самбо. Тем самым, не давая возможности пообщаться малышу со сверстниками. Практика показывает, что все реже наши дети играют в традиционные настольные игры: «Домино», «Лото»; сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Строим дом»; игры с правилами: «Прятки», «Казаки-разбойники». Живое общение вытеснено гаджетами. Не доигравший ребенок будет искать возможность пополнить недостающее звено в цепочке своего развития на уроке в школе (вместо выполнения какого-то упражнения будет играть с карандашами), дома (долго не сядет за выполнение уроков, отвлекаясь на игры). Спросите у учителя первоклашки, что является приоритетным: знание английского и энциклопедические знания или умение логически мыслить, способность обобщать и классифицировать, вовремя включиться в работу и следовать правилам поведения на уроке. А еще общая моторика рук, физическая подготовленность, работоспособность, налаживание контактов с одноклассниками и с педагогом!? Ответ очевиден. Все это в комплексе важно для развития малыша. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в школе, а затем и во взрослой жизни? Если для вас это важно, то вот наши советы:

– Научите будущего первоклассника здороваться и прощаться, используя слова «здравствуйте» и «до свидания» по отношению к незнакомым людям или взрослым.

– Больше общайтесь с ребенком, во время совместных прогулок наблюдайте, изучайте окружающий мир.

– Организуйте по-новому режимные моменты ребенка: активные виды деятельности чередуйте со спокойными занятиями. Подольше играйте с ребенком в настольные игры — они очень хорошо развивают усидчивость и внимание, а также сближают родителя с ребенком.

– Больше рассказывайте о школе, но с положительной стороны. Не стоит пугать ребенка, что в школе будет труднее, чем в садике, там будут задавать много заданий и т. п.

– Расскажите, что в школе есть звонок, который приглашает всех на урок или на перемену. Звонки бывают разные: это и мелодичный колокольчик, и нежная мелодия из знакомого мультфильма. Но их цель одна — организация различных этапов школьной жизни.

– Познакомьте со школьным рюкзаком, который называется портфель. В него нужно складывать только то, что необходимо будет в школе. В портфеле все лежит аккуратно, и мы каждый день проверяем его наполняемость: пенал, тетради, подставка для книг, учебники. А поточил ли ты карандаши? Положил ли ластик? Есть ли на тетрадочке обложка? Всему этому мама учит своего ребенка, а не складывает ежедневно сама. В этом случае на вопрос учителя: «Где твоя линейка?» он ответит: «Мама не положила».

– Расскажите о правилах пользования туалетом. Да, да! На первых порах ребенок не может понять, когда ему можно туда сходить и что делать, если необходимость возникла во время урока? Страх ребенка, его незнание, как выйти из данного затруднения, могут привести к конфузной ситуации. Проговорите об этом с ребенком. А умеет ли ваш ребенок сам пользоваться туалетной бумагой или ему помогают в этом дома? Что будет делать малыш в школе? Это тоже тема для размышления взрослых и очередной беседы с ребенком.

– Ох уж эти шнурки… В каждом первом классе есть дети, у которых сложные отношения со шнурками. Ну, никак они не даются малышу. Родители, которые умеют оценить эту проблему, находят прекрасный выход — покупают обувь с молнией или на «липучке». Молодцы! Отличный выход!

– Еще один момент, о котором нужно поговорить с ребенком — это столовая. Столовая в школе очень отличается от того места, где кушали детки в садике. А может быть ваш ребенок не все любит? Предварительно обсудите эту ситуацию с классным руководителем.

Конечно, обо всем этом с первоклассниками будет говорить и учитель. Он подробно расскажет и объяснит школьные правила. А со стороны родителей ребенку необходимо понимание, поддержка, сочувствие. И твердо помните, что в школу пойдет он, а не вы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, ваш ребенок, детский сад, родитель, игра, магазин игрушек, малыш, школьная жизнь.
Задать вопрос