В статье рассматривается нормативно-правовая база Иркутской области в сфере развития туризма, определяются существующие проблемы.
Для успешного развития туризма в России в целом и в отдельно взятом регионе Российской Федерации необходимо, прежде всего, развитие системы правового регулирования развития туристской отрасли.
В настоящее время на территории Иркутской области действует следующая нормативно-правовая база, способствующая развитию туристской деятельности.
Прежде всего, это закон Иркутской области от 7 марта 2012 года № 9-ОЗ «Об областной государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Иркутской области», являющийся основополагающим документом по поддержке развития туризма в области. Согласно его положениям, основными задачами областной государственной поддержки туризма и туристской деятельности в области являются:
1) увеличение притока туристов (экскурсантов);
2) развитие туристской индустрии области;
3) повышение качества туристских услуг для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в отдыхе и оздоровлении на основе туристских ресурсов области;
4) рациональное использование туристских ресурсов области, создание условий для их сохранения и развития;
5) обеспечение баланса и согласованности интересов населения территорий области, посещаемых туристами (экскурсантами), и туристов (экскурсантов), посещающих данные территории области;
6) создание условий для привлечения инвестиций в туристскую индустрию области;
7) создание новых рабочих мест в туристской индустрии области;
8) увеличение доходов областного бюджета от туристской деятельности в области;
9) развитие межрегиональных и международных связей в сфере туристской деятельности;
10) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся в области, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
11) реализация мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории области;
12) реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в области, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
13) реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях.
Закон был принят в 2012 году, когда еще не существовало четкого разделения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области государственного регулирования туристской деятельности. В то же время, учитывая значимость туризма для Иркутской области, закон № 9-ОЗ устанавливал правовые основания для областной государственной поддержки развития туризма и туристской деятельности.
Областная государственная поддержка туризма и туристской деятельности в области может оказываться органами государственной власти Иркутской области в следующих формах: информационная, организационная, имущественная, финансовая.
Для реализации положений закона 9-ОЗ приняты Постановление Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 года № 635-пп «Об утверждении Положения о порядке организации работы по информационной и организационной областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности в Иркутской области» и Постановление Правительства Иркутской области от 8 февраля 2018 года № 75-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с реализацией мероприятий, связанных с поддержкой туризма и туристской деятельности в Иркутской области» (утратило силу с 27 сентября 2021 года на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27 сентября 2021 года № 687-пп).
Для целей развития туризма в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в Иркутской области в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» постановлением Правительства Иркутской области от 19 сентября 2019 года № 777-пп утверждены Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области.
Основной целью Правил организации туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ является соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ БПТ. Постановление определяет особенности организации туризма и отдыха в зависимости от наличия природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов в ЦЭЗ БПТ в Иркутской области.
Успешной реализации Правил препятствует отсутствие предусмотренных мер ответственности за их нарушение.
Таким образом, в правовом регулировании отрасли в регионе можно выделить следующие проблемы, требующие решения:
- В настоящее время вопросы областной государственной поддержки туризма и туристской деятельности в Иркутской области урегулированы законом 9-ОЗ от 7 марта 2012 года, который не является комплексным правовым актом, регулирующим туристскую деятельность на территории региона. Необходима разработка закона о туризме и туристской деятельности на территории Иркутской области.
В то же время адаптация к современным условиям правового механизма отношений между туристами, туроператорами, гостиницами, перевозчиками, а также необходимость совершенствования нормативных требований к содержанию и качеству оказания туристических услуг, требуют пересмотра норм действующего законодательства в сфере регулирования туризма, в первую очередь Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Практика применения Федерального закона № 132-ФЗ, а также современные тенденции развития законодательства о туризме в мире показали, что требуют существенной переработки или уточнения большинство норм Федерального закона. Об отсутствии комплексного подхода в совершенствовании федерального законодательства о туризме свидетельствуют многочисленные изменения, которые вносились в Федеральный закон № 132-ФЗ.
В рамках реализации мероприятий по разработке проекта нового федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» Федеральным агентством по туризму в настоящее время сформирована рабочая группа по совершенствованию нормативного регулирования в туризме, в которую входят депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители турбизнеса и общественных объединений [6].
Согласно плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3683-р, срок внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации — март 2022 года.
В связи с этим разработка проекта закона Иркутской области «О туризме и туристской деятельности в Иркутской области» необходима, но до принятия нового федерального закона преждевременна, так как при его разработке необходимо учитывать единые подходы к государственному регулированию в сфере туризма, которые будут заложены новым федеральным законом о туризме и туристской деятельности.
- Для успешной реализации Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области существует необходимость корректировки ряда правовых актов Российской Федерации, в частности Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в части определения органов государственной власти, утверждающих ответственность за нарушение Правил, а в дальнейшем — разработки закона Иркутской области для установления конкретных составов административных правонарушений отдельных положений Правил.
Литература:
- Закон Иркутской области от 7 марта 2012 года № 9-ОЗ «Об областной государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Иркутской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/453116245/ (дата обращения 01.10.2021).
- Постановление Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 года № 635-пп «Об утверждении Положения о порядке организации работы по информационной и организационной областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности в Иркутской области» Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/469418070/ (дата обращения 01.10.2021).
- Постановление Правительства Иркутской области от 8 февраля 2018 года № 75-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с реализацией мероприятий, связанных с поддержкой туризма и туристской деятельности в Иркутской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446643202/ (дата обращения 01.10.2021).
- Постановление Правительства Иркутской области от 19 сентября 2019 года № 777-пп «Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561554214/ (дата обращения 01.10.2021).
- Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 3683-р «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 г».. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400070330/?prime/ (дата обращения 01.10.2021).
- Сергей Кривоносов: Новый закон о туризме важен для всей туриндустрии. — Текст: электронный // http://duma.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://komitet6.km.duma.gov.ru/Novosti/item/26963892/ (дата обращения: 20.10.2021).