Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления Москвы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Филатов, В. Д. Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления Москвы / В. Д. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 132-136. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84630/ (дата обращения: 05.12.2021).



В статье проанализированы понятия бюрократизм и коррупция, возникающие в системе государственного и муниципального управления. Автором выявлены проблемы бюрократии, причины возникновения коррупции и недостатки в борьбе с коррупционными правонарушениями.

Ключевые слова: бюрократизм, коррупция, государственное и муниципальное управление, органы государственной муниципальной власти.

Многонациональный народ является главной ценностью и источником власти в РФ как указывается в нормах основного закона Конституции РФ, а права и свобода человека и гражданина и их гарантия являются неотъемлемой функцией органов власти РФ. Государственные и местные органы показывают свою неэффективность и отрешенность от общества, интересы народа не учитываются должностными лицами, а права и свободы вовсе нарушаются, что является результатом коррупции [1, С. 432].

Бюрократия как проявление власти, процесс зависимости народа и его интересов от властных структур имеет две стороны [2, С. 3]:

– для построения эффективной системы управления государством бюрократия позволяет обеспечивать четко выстроенную иерархию власти и подчинения ей народа;

– для самого народа бюрократия проявляется как контроль и зависимость со стороны власти, что способствует нарушению органами власти прав и свобод граждан, превышению служебных полномочий, использованию власти в личных интересах.

Бюрократизм, как способ государственного управления, характеризующийся сложностью системы власти, обширностью должностных полномочий служащих, является самым эффективным пространством для развития коррупции в органах государственной муниципальной власти. В своей работе, экономист Лепшокова Л. К. указывает, что бюрократия как вид управления в государстве, подразумевающий усиление роли и функций чиновников, является нежеланной для народа. Коррупция развивается благодаря бюрократизации власти, правовой неприкосновенности депутатов, неограниченных полномочий должностных лиц органов власти, сложности обеспечения контроля за деятельностью государственных служащих [2, С. 7].

Коррупция в органах государственного и муниципального управления является сложной проблемой, затрагивающей интересы народа, и самого государства, и в современном мире становится глобальной проблемой. В частности, коррумпированность должностных лиц складывается из нескольких элементов [1, С. 444]:

– обширные полномочия, позволяющие выходить за рамки законных должностных обязанностей;

– сложная система устройства государства и органов власти не позволяет обеспечивать контроль и предупреждение конфликта интересов;

– низкие заработные платы государственных и муниципальных служащих способствуют финансовой заинтересованности и становятся причиной коррупционных правонарушений в системе органов власти. Институт чиновничества в Российской Федерации, как и в других государствах всего мира, является необходимым элементом государственного управления, и в то же время является серьезной угрозой государственного строя. Вместо того, чтобы обеспечивать сближение народа и власти институт чиновничества вместо заботы об интересах граждан, способствует отчуждению народа от государственной власти.

Генеральной прокуратурой РФ был проведен анализ коррупционных правонарушений, произведенных в регионах Российской Федерации, в частности такие преступления как дача и получение взятки являются распространенными видами коррупционных преступлений (см. рис. 1.) [3].

Рейтинг регионов РФ по правонарушениям в части дачи взятки в регионах РФ за январь-август 2021 г.

Рис. 1. Рейтинг регионов РФ по правонарушениям в части дачи взятки в регионах РФ за январь-август 2021 г.

Диаграмма 1 демонстрирует, что за январь-август 2021 года среди регионов РФ город Москва занимает 2-ое место по количеству преступлений в части дачи взятки (см. рис. 2.) [3].

Показатели по преступлениям в части дачи взятки в г. Москве

Рис. 2. Показатели по преступлениям в части дачи взятки в г. Москве

Диаграмма 2 указывает, что в городе Москве наблюдается снижение уровня преступлений в части дачи взятки в период с января по август 2021 года (за 8 месяцев) на 72 преступления по сравнению с 2020 годом. В части совершения преступлений в виде получения взятки город Москва занимает первое место (см. рис. 3.) [3].

Рейтинг регионов РФ по правонарушениям в части получения взятки в регионах РФ за январь-август 2021 г.

Рис. 3. Рейтинг регионов РФ по правонарушениям в части получения взятки в регионах РФ за январь-август 2021 г.

Диаграмма 4 показывает, что в городе Москва наблюдается увеличение количества преступлений в части получения взятки за 8 расчетных месяцев 2021 года на 9 преступлений (см. рис. 4.) [3].

Показатели по преступлениям в части получения взятки в г. Москве

Рис. 4. Показатели по преступлениям в части получения взятки в г. Москве

Получение взятки как основное коррупционное правонарушение в городе Москве возникает и процветает в результате неэффективности работы бюрократического аппарата органов государственного и муниципального управления, злоупотребления служебным положением сотрудников органов власти. По данным Генеральной Прокуратуры РФ за январь-август 2021 года город Москва заняла 7 место в рейтинге регионов РФ с самым высоким показателем по количеству уголовных дел, возбужденных на должностных лиц органов государственной и муниципальной власти за злоупотребление служебным положением [3].

Количество уголовных дел в сфере злоупотребления должностными полномочиями в РФ за январь-август 2021 г.

Рис. 5. Количество уголовных дел в сфере злоупотребления должностными полномочиями в РФ за январь-август 2021 г.

Диаграмма 5 демонстрирует, что в городе Москве наблюдается увеличение показателей по преступлениям в части злоупотребления должностными полномочиями в период 2019 и 2020 годах. Бюрократия в городе Москве в системе государственной и муниципальной власти способствует росту коррупции, а когда служащие вместо исполнения служебных обязанностей в рамках закона, используют полномочия в личных интересах, а система государственного управления настолько сложно устроена, что выявить факт коррупции на стадии подготовки к коррупционному преступлению очень сложно.

В пример того, что излишняя власть приводит к совершению служащими коррупционных преступлений, а бюрократия не способна обеспечить эффективное управление государством и является скорее фундаментом для коррупционных преступлений, можно указать на такие громкие уголовные дела, демонстрирующие использование служебного положения государственными служащими в городе Москве как:

  1. В городе Москве огласили приговор экс-начальнику отдела полиции МВД подмосковного города Чехова Андрею Большакову, который был осужден за коррупцию в размере 6 млн. рублей [4].
  2. Летом 2020 года в г. Москве вынесли приговор бывшему следователю прокуратуры РФ Константину Жарову, который был одним из организаторов налетов, совершаемых «разбойниками из ФСБ» [4].
  3. Мосгорсуд продлил до 25 декабря 2021 года срок ареста бывшему министру по вопросам Открытого правительства РФ Михаилу Абызову и пяти его предполагаемым соучастникам, обвиняемым в хищении 4 млрд. рублей [4].
  4. Пресненский районный суд г. Москвы арестовал заместителя главы Департамента экономики и развития г. Москвы Леонида Кострому по делу о получении взятки в особо крупном размере в сумме 4 млн. рублей [4].

Основным отрицательным проявлением бюрократизма в городе Москве и во всех региона Российской Федерации являются проблемы в системе государственного управления, и доступа граждан к государственным услугам, правосудию, защите своих прав и свобод. Государственные служащие органов власти, пользуясь своими большими полномочиями, принимают незаконные правовые акты, идущие в противоречие с нормами, установленными Конституцией РФ и Федеральными законами РФ.

Такая ситуация с увеличением количества преступлений с использованием служебного положения демонстрирует, что в городе Москва и по всей территории Российской Федерации отсутствует эффективная система пресечения и профилактики коррупционных преступлений с использованием служащими служебного положения, слабо действуют механизмы профилактики борьбы с коррупцией, а бюрократизм стал фундаментом для развития коррупционных преступлений. Государству необходимо строго контролировать функции и роль институтов государственной и муниципальной власти, работу государственных и муниципальных служащих, необходимо осуществлять профилактику коррупции в системе государственного и муниципального управления путем формирования в обществе нетерпимости к коррупции. Необходимо совершенствовать работу контролирующих и правоохранительных органов по противодействию коррупции в системе государственного и муниципального управления.

Литература:

  1. Байгускаров Т. Т. Проблемы коррупции в России // StudNet. 2021, № 6. С. 430–437.
  2. Лепшокова Л. К. Бюрократизм в органах государственного и муниципального управления в РФ: современное состояние и пути преодоления / г. Карачаевск, 2019, С. 67–68.
  3. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 04.10.2021)
  4. Первое антикоррупционное СМИ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pasmi.ru/archive/308719/ (дата обращения: 04.10.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, муниципальное управление, преступление, город, государственное управление, Российская Федерация, служебное положение, часть дачи взятки, муниципальная власть, РФ.


Ключевые слова

коррупция, государственное и муниципальное управление, бюрократизм, органы государственной муниципальной власти
Задать вопрос