Уголовно-правовая характеристика взяточничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Архипова А. Н. Уголовно-правовая характеристика взяточничества // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/260/60087/ (дата обращения: 18.07.2019).



Взяточничество — это получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) [1].

Понятие взяточничества образуют четыре самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Данные преступления характеризуется следующими признаками: одним из субъектов совершения преступления является какое-либо должностное лицо; преступление совершается с использованием служебного положения должностного лица. Также получение и дача взятки нарушают нормальную деятельность государственной власти, посягают на интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Объект и предмет получения взятки и дачи взятки совпадают. Родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ, является взятка. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»: «предметом преступления могут выступать имущество, например, деньги, ценные бумаги, а также незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Незаконным оказанием услуг имущественного характера является предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права составляют право на имущество, право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др» [2].

Таким образом, признаками взятки являются: она имеет имущественный характер; предоставляется взяткополучателю незаконно, за совершение должностным лицом действия (бездействия), входящего в его служебные полномочия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; взяткополучатель — должностное лицо.

Объективная сторона получения взятки — деяние взяткополучателя, должностного лица. Деяние может быть выражено:

– как действие (бездействие) должностного лица в выгоду взяткодателя или представляемых им лиц; в случае, когда эти действия (бездействие) составляют служебные полномочия должностного лица;

– как содействие совершению действий (бездействию) в интересах тех же лиц, оказываемое должностным лицом исходя из его должностного положения;

– как общее покровительство либо попустительство по службе в отношении к взяткодателю и представляемым им лицам;

– как незаконное действие либо противоправное бездействие должностного лица в выгоду взяткодателя или представляемых им лиц.

Таким образом, отличительная черта рассматриваемого состава преступления проявляется в том, что взятка всегда принимается за определенные действия (бездействие) должностного лица. Эти действия (бездействие) могут быть как незаконными, так и относится к его прямой компетенции.

Объективная сторона дачи взятки выражается в самой передаче, незаконном преподнесении, пересылке должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Субъект получения взятки — должностное лицо. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ к должностным лицам относятся: лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и в воинских формированиях РФ. Также субъектом может считаться должностное лицо, у которого отсутствовали полномочия для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения это лицо имело возможность за вознаграждение принять меры к осуществлению этих действий другими должностными лицами. Субъектом дачи взятки, может быть, как частное, достигшее шестнадцатилетнего возраста, так и должностное лицо.

Субъективные стороны данных преступлений совпадают: характеризуются только прямым умыслом. Взяткодатель и взяткополучатель осознают общественную опасность своих действий, предвидят возможность и неизбежность подкупа должностного лица и желают наступления последствий этого [3, 79–89 с].

Таким образом, взяточничество считается одним из должностных преступлений, которому свойственна повышенная общественная опасность. Получение взятки является проявлением корыстного использования должностным лицом своего служебного положения в цели личного обогащения. Дача взятки — передача имущества с целью получения выгоды от действия либо бездействия должностного лица.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2019) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Рос. Газета от 17 июля 2013 г.
  3. Лебедев В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 4. Особенная часть. Разделы Ⅹ — Ⅻ / В. М. Лебедев [и др.]; отв. ред. В. М. Лебедев. М. 2019. 278 с.


Задать вопрос