Формирование коммуникативных умений и навыков у нахимовцев через внеурочную деятельность (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.10.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Касумов, А. Н. Формирование коммуникативных умений и навыков у нахимовцев через внеурочную деятельность (из опыта работы) / А. Н. Касумов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84386/ (дата обращения: 03.12.2021).



Статья посвящена роли внеурочных занятий в формировании коммуникативной компетенции у нахимовцев в условиях обучения в закрытом довузовском учебном заведении Министерства обороны.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, общение.

Жизнь человеческая невозможна без общения. Современный человек должен уметь быстро социализироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей действительности. Для общения, трудовой деятельности, учёбы, создания новых взаимоотношений необходимо обладать определёнными коммуникативными навыками. Поэтому для современного образования развитие коммуникативной компетенции обучающегося очень важная и актуальная задача.

Это нашло отражение и в Законах об образовании. Новый образовательный стандарт среднего (полного) общего образования предполагает не только формирование универсальных учебных действий учащихся, но и развитие у них навыков сотрудничества и коммуникативной компетентности. Коммуникативные навыки как составляющая социальной компетенции относятся к базовым компетенциям [1].

Коммуникативная компетентность подразумевает не только умение контактировать с людьми, получать и передавать информацию. Очень важно также умение выстраивать отношения с человеком, учитывая его пол, возраст, статус, соблюдая культурные нормы общения, определённые традиции и обычаи, правила этикета. Но не менее важно осознавать свои возможности и потребности, границы своего знания, быть готовым воспринимать новое.

Конечно, по ФГОС формирование коммуникативной компетенции идёт в основном через образовательные предметы (анализ ситуации, определённое речевое поведение, владение умениями классифицировать, выбирать, обобщать). Но очень большую роль играет и внеурочная деятельность.

В Нахимовском военно-морском училище кроме обычных межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями добавляются взаимодействия с офицерами-воспитателями. Межличностные отношения со сверстниками могут быть различными: на уровне курса, взвода, кубрика. Кроме того необходимо как можно раньше овладеть военной лексикой и терминологией, то есть научиться говорить «военным языком». [2]

Особенностями пребывания в Училище является то, что у первокурсников сразу же возрастает ответственность за своё поведение, так как рядом нет родителей, которые в обычной жизни могут корректировать поступки и речь ребёнка, подсказывать правила этикета. Формальные отношения с офицерами-воспитателями и сверстниками регламентируются Уставом Училища. Неформальные взаимоотношения зависят только от особенностей личности каждого нахимовца. Более коммуникабельные быстрее заводят друзей и легче устанавливают контакты с группой сверстников.

Но есть воспитанники, которые стесняются сделать первый шаг в общении, стесняются выступить перед товарищами или испытывают при этом чрезмерную тревогу. Существуют так же коммуникативные барьеры, которые мешают межличностному взаимодействию. Преодолеть большинство из них можно только с помощью психолога. Но проблемы восприятия, связанные с невнятной монотонной речью, скороговоркой, использованием большого количества слов-паразитов, нарушением логики изложения можно в какой-то степени корректировать во внеурочной деятельности.

Поэтому первоочередная задача внеурочных занятий в первые месяцы пребывания в Училище — создание особой коммуникативной среды, организация таких видов деятельности, в которых формируются и закрепляются различные коммуникативные навыки: игры на знакомство и командообразование, работа с группами переменного состава, совместное планирование, проведение дел, организация равноправного диалога с детьми. «Общению учим в общении» [4].

Игры на знакомство («Расскажи мне о себе», «Расскажи о своём городе») развивают умение представить себя, выстраивать ответы на задаваемые вопросы. А так же они способствуют познанию своей личности, того «как меня видят другие». На этапе знакомства друг с другом наиболее значимыми были такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, честность. Для проведения классного часа «Книжная полка нашего взвода» каждый нахимовец должен был выбрать и представить одну из своих любимых книг, убедить слушателей в необходимости прочитать её. Главное на таких занятиях помочь воспитанникам вести открытый, доверительный диалог, научиться слушать и слышать другого человека.

Создать неформальную обстановку и дать возможность свободно высказаться помогают творческие мастерские и поэтические вечера («Поэзия Северного края», «Письма с фронта»).

Участие в группах разного состава, например, при подготовке тематического классного часа («Будущее Российского флота», «Время выбрало нас!»), выпуске стенной газеты или боевого листка, участие в спортивных играх («А, ну-ка, парни!», «Капитан») и соревнованиях, в исторической реконструкции «Ледовое побоище», театрализованных представлениях («Три богатыря», «Остров сокровищ») строится по принципу добровольного равноправного участия. Участники группы знакомятся с целями и задачами предстоящей работы, обсуждают её регламент (сроки выполнения, очерёдность выступления). Роль офицера-воспитателя заключается в том, чтобы способствовать созданию положительного настроя в группе, творческой и доброжелательной атмосферы. Если необходимо, помочь наладить взаимоотношения.

Такие дела, практические и личностно значимые для воспитанников, не только способствуют выработке коммуникативных умений и навыков, но и дают возможность нахимовцам проявить себя в различных ролях и ситуациях, в том числе, когда от них требуется принятие определённого решения, и даже изменить статус воспитанника в коллективе. Многообразие сфер общения даёт возможность неформального общения с офицерами-воспитателями.

Большое значение для формирования коммуникативной компетенции имеет проектная деятельность. За годы учёбы нахимовцы приняли участие в работе над различными проектами, творческими (общеучилищный проект-экспозиция «Во славу Отечества!», посвященный событиям 1812 года, конкурс на лучший проект кубрика), исследовательскими («Петсамо-Киркинесская операция», «Юнги Северного флота», «Верные сыны России» о подводниках — героях Великой отечественной войны), информационными («Профессия офицера-подводника») и другими.

В проектной деятельности эффективно применяются уже сформированные коммуникативные умения и навыки. На начальных этапах работы над проектом нахимовцы должны оценить свои знания об изучаемом предмете, выявить их недостаточность, сформулировать цель и задачи проекта, определить последовательность предстоящих действий. В процессе реализации проекта используются различные источники информации. При этом очень важно правильно воспринимать, оценивать и обрабатывать информацию, проверять её достоверность. Нахимовцам приходится обращаться за помощью и получением необходимых сведений к различным людям. Здесь проявляется одна из основных черт коммуникативной компетентности — готовность и способность вести диалог для поиска информации, стараться быть понятым, выбирать собственную стратегию в общении, умение убеждать собеседника. А также умение просить и принимать помощь.

По ходу выполнения проекта может возникнуть необходимость внести изменения в детали, способы работы, в первоначальный замысел. При этом проявляются такие коммуникативные умения как выслушивание разных точек зрения, аргументация суждений, адекватная реакция на критику.

Во время демонстрации продукта (по окончании проектной деятельности) реализуются следующие коммуникативные навыки и умения: умение презентовать результаты своей работы понятным и доступным способом, приводить необходимые доказательства, устанавливать обратную связь с аудиторией, отвечать на вопросы, даже если они окажутся недостаточно корректными, контролировать себя.

Умение отстаивать свою позицию с использованием убедительных доказательств, вести полемику, общаться со слушателями, оценивать эффективность общения (достигнута ли цель?) проявляется и при проведении круглых столов («Арктика — зона интересов России»). Само название — «круглый стол» указывает на равноправие участников коллективного обсуждения. Важная характеристика круглого стола — аргументированность, умение отстаивать свои взгляды и, как следствие, укрепляться в своём мнении. И, конечно, сам докладчик должен быть увлечён своим материалом. Д. С. Лихачёв писал: «Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать» [3].

Не меньшее значение на подобных мероприятиях имеет умение слушать, не перебивая, умение задавать вопросы, умение радоваться успеху другого, оказать при необходимости поддержку. Уважительному отношению к чужим идеям нахимовцы учатся при использовании «мозгового штурма». Участники предлагают как можно больше вариантов решения проблемы, при этом запрещена критика даже самых нелепых и фантастических предположений. По словам Д. И. Лихачёва: «Умение говорить — искусство, уметь слушать — культура» [3].

У нахимовцев старших курсов уже сформированы определённые умения и навыки коммуникации. Выпускники становятся более уверенными и самостоятельными в своих взглядах и высказываниях, свободно взаимодействуют со сверстниками, в выступлениях используют различные техники привлечение внимания аудитории.

Основная проблема старшеклассников — это профессиональное самоопределение. Эту проблему не всегда можно решить в общении с ровесниками, так как их социальный опыт ещё недостаточен. Поэтому на первый план выступает общение с офицерами-воспитателями и другими сотрудниками Нахимовского училища. Меняются межличностные отношения, нахимовцы теснее общаются с одноклассниками, которые выбрали для поступления одни и те же военные вузы. То есть уровень развития коммуникативной компетенции повышается и соответствует требованиям профессиональной коммуникации.

Уверен, что за годы обучения в Нахимовском училище у нахимовцев сформировались коммуникативные компетенции, что поможет им успешно социализироваться в условиях обучения в высших военных училищах Министерства обороны Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
  2. Зверев С. Э. Обучение владению военной лексикой и терминологией курсантов военных вузов. https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-vladeniyu-voennoy-leksikoy-i-terminologiey-kursantov-voennyh-vuzov
  3. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Как выступать. М. — СПб. Наука — Logos.2011.
  4. Фирсова К. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего и старшего школьного возраста. https://scienceforum.ru/2016/article/2016021139
Основные термины (генерируются автоматически): умение, коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, нахимовец, общение, проектная деятельность, внеурочная деятельность, Нахимовское училище, правило этикета, условие обучения.


Задать вопрос