Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Головина, Е. В. Репрезентация образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют» / Е. В. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84377/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель данной статьи состоит в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют» с помощью метода графосемантического моделирования. Методом сплошной выборки отобрано 22 контекста, из которых выделено 45 семантических компонента, распределенных на основании смысловой общности по 9 полям с разной долей удельного веса (см. таблицу 1).

Таблица 1

Удельный вес семантических полей в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Название семантического поля

Удельный вес поля (%)

1 Внешнее отражение эмоций

22

2 Характеристика действия

22

3 Внутреннее эмоциональное состояние

18

4 Детали портрета

13

5 Оценка внешности

9

6 Взаимоотношения с окружающими

7

7 Физическое состояние

4

8 Род занятий

2

9 Социальный статус

2

В данном рассказе А. Куприна выделено 9 семантических полей. Поле «внешнее отражение эмоций» (22 %) (густой румянец залил ее щеки; вышла величественная в своей скорби; каким-то надорванным голосом; обвела зрителей изумленными глазами и т. д.) (удельный вес 22 %) явилось в данном рассказе наиболее значимым. Очевидно, что автор рисует образ главной героини, актрисы Лидии Николаевны Гольской, через эмоции, которые видят зрители, ведь передача эмоций — это её работа.

Гольская, выйдя на свое последнее выступление, играет саму себя, ситуация, в которую попала актриса, странным образом совпала с ситуацией её героини: актриса упрекает своего возлюбленного и партнера по сцене, директора труппы Александра Петровича, в том, что он забыл свои клятвы и обещания и бросил ее как раз тогда, когда она должна стать матерью. Гольская, играющая роль брошенной женщины, обращается к нему на сцене со страстными упреками, но, убедившись, что все напрасно, принимает яд и умирает.

Таким же по наполняемости семантическими компонентами (22 %) является в данном рассказе поле «характеристика действия» , что тоже естественно и характерно для профессии актрисы (спросила она через силу; заговорила прерывающимся голосом; прошептала, отворачиваясь; задыхаясь от гнева; произнесла почти шепотом; сухо, но твердо отвечала; со страшным, раздирающим душу криком упала на пол и т. д.).

Третьим по наполненности семантическими компонентами следует поле «внутреннее эмоциональное состояние» (в тоне ее голоса зазвучали худо скрываемые горечь и презрение; женщину, которая полюбила горячо и сильно; оскорбленная женщина; тяжелые мысли проносились и путались в ее голове и т. д.). Это объясняется тем, что сама ситуация предполагает напряжение всех душевных сил героини, высокий эмоциональный накал страстей, ведь речь идет о жизни и смерти. Поле « детали портрета» (приятный женский голос; тонкие правильные черты лица; классический профиль; будто мраморная, прозрачно-матовая бледность лица; ее бледные щеки и т. д.) составил 13 %, т. е. в этом рассказе автор обращается к одному из основных средств раскрытия образа персонажа, как художественная деталь, через которую передается красота героини.

Поля «оценка внешности» (Гольская была красавица; «Богиня! Классическая богиня!»; была хороша в этом замешательстве; вышла прекрасная) и «взаимоотношения с окружающими» (вид ее заставил вздрогнуть и забиться сотни сердец; молилась за человека, разбившего ее жизнь; призывала на его голову проклятия)оказались на 5-м и 6-м местах по своему удельному весу — 9 и 7 %. Таким образом, для автора важно для раскрытия образа героини еще раз подчеркнуть классическую божественную красоту своей героини, а также показать любовь к актрисе со стороны зрителей и нелюбовь со стороны её избранника. Поле «физическое состояние» (без чувств опустилась в кресло; Гольской не стало) лишь подчеркивает напряженное эмоциональное состояние актрисы. Поля «род занятий» и «социальный статус» вэтом рассказе несут лишь дополнительные сведения о героине.

Таким образом, в результате анализа выделено 9 наиболее значимых по наполняемости полей, раскрывающих образ женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»: «внешнее отражение эмоций», «характеристика действия», «внутреннее эмоциональное состояние», «детали портрета», «оценка внешности», «взаимоотношения с окружающими», «физическое состояние», «род занятий» и «социальный статус». Семантические элементы, из которых состоят указанные выше поля,относятся к таким основным способам раскрытия образа героя, как композиция и художественная деталь. Как следует из таблицы 1 и рисунка 1, в данной графосемантической модели поля «внешнее отражение эмоций» , «характеристика действия» , «внутреннее эмоциональное состояние» являются наиболее значимыми по своему удельному весу и наиболее валентными. Так, поле «внешнее отражение эмоций» соединено сильной связью с полем «характеристика действия» , поскольку действие рассказа разворачивается на сцене и речь идет о главной героине Лидии Гольской, по роду своей деятельности являющейся актрисой, задача которой — демонстрация и передача эмоций и действий зрителям. «В основе «Последнего дебюта» — трагическая развязка отношений антрепренера и Гольской, которым волею случая предстояло сыграть на сцене то, что произошло с ними в реальной жизни: историю страсти двух сердец, одно из которых довольно быстро остыло, превратившись в холодный камень, другое же полюбило навсегда и безответно, а потому в любой момент могло разорваться от неразделенного чувства» [1].

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Рис. 1. Графосемантическая модель образа женщины в рассказе А. Куприна «Последний дебют»

Поскольку Гольская переживает личную трагедию, автор раскрывает внутреннее состояние героини через поле «внутреннее эмоциональное состояние» , которое связано сильной связью с полем «характеристика действия» и слабыми связями с полями «внешнее отражение эмоций» и «физическое состояние» . Взаимосвязь данных полей в комментариях не нуждается.

Ядерное поле «внешнее отражение эмоций» слабыми связями соединено с полями «взаимоотношения с окружающими», «детали портрета», «оценка внешности», что тоже вполне объяснимо: отношения возникают между актрисой и зрителями, которые восхищены её игрой, красотой, талантом, и избранником актрисы, актером Александром Петровичем. Реальная жизнь и игра слились в данном рассказе воедино. Оскорбленная женщина решает выйти из этой игры, приняв на сцене яд. А. Куприн создает образ цельной, решительной, бескомпромиссной, глубокой, одухотворенной женщины, которая сделала свой выбор — либо все, либо ничего — осознанно. Вечной теме любви как высшей человеческой ценности посвящен этот рассказ А. Куприна, и через образ главной героини раскрывается эта тема.

Литература:

  1. Гурьев, В. Дебют, не ставший последним. О первом рассказе А. И. Куприна / В. Гурьев. — Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/09/06/2142–27.10.2015
Основные термины (генерируются автоматически): удельный вес, рассказ, главная героиня, пол, поле, оскорбленная женщина, передача эмоций, реальная жизнь, сильная связь, художественная деталь.


Задать вопрос