В статье освещается специфика морских грузоперевозок, а также их влияние на глобализацию мировой экономики. Автор обращает внимание на проблемы, связанные с безопасностью морских грузоперевозок. На примере опыта развитых компаний и государств были изучены способы обеспечения безопасности рассматриваемой сферы логистики.
Ключевые слова: логистика, мировые тенденции, глобализация, морская логистика, морские грузоперевозки.
The article analyzes the specifics of sea cargo transportation, as well as their impact on the globalization of the world economy. The author draws attention to the problems associated with the safety of maritime cargo transportation. On the example of the experience of developed companies and states, the methods of ensuring the security of the logistics sector under consideration were studied.
Keywords: logistics, global trends, globalization, marine logistics, delivery services, sea cargo transportation.
Морская логистика, которая представляет их себя организацию и обеспечение доставки грузов морским транспортом, является достаточной специфической, но, в то же время, необходимой услугой, без которой большинству международных производственных компаний обойтись не получится.
В отличие от наземных грузоперевозок, где существует выбор видов транспорта, логистических маршрутов, степени загруженности транспорта, то в случае необходимости транспортировки больших объемов груза на большие расстояния с минимальными затратами (в особенности, если речь идет о межконтинентальных перевозках) выбора не остается. Именно поэтому каждый профессионал в сфере логистики должен хотя бы в общих чертах представлять себе, как работает сфера, которая стала одним из основного инструмента в процессе мировой глобализации и разделении человеческого труда на международном уровне.
В этой статье освещены особенности вида перевозок, который в недостаточном количестве освещен в научной и профессиональной литературе, хотя является жизненно важным для глобальной экономики и внес огромный вклад в научно-технический прогресс и географические человечества.
Коротко освещается основная специфика морских перевозок. Эпоха великих географических открытий положила начало процесса глобализации. Великие путешественники открывали новые континенты, народы, налаживали дипломатические и торговые соглашения, беспрецедентная выгода которых привлекли к себе взоры всех развитых стран мира, побудив их к обмену знаниями, опытом, ресурсами. С помощью морской торговли, кроме собственной выгоды, морские торговцы удовлетворяли растущие аппетиты населения своих стран, придавая перевозкой товару особую ценность, за что соответственно брали высокую плату.
В современном мире глобальных экономик и разделения труда практически ничего не изменилось, так же ведутся поиски регионов и рынков, наиболее финансово выгодных, для производства или продажи продукции, и та же перевозка морем. К сожалению, единственной статьёй невозможно осветить все подробности и специфику морских перевозок, только с юридической стороны в этой теме можно «утонуть», не зря «морской юрист» — отдельная профессия, которой овладевают всю жизнь.
Морское право — очень древняя отрасль международного права и наука, которой и по сей день не удается покрыть все многообразие и все тонкости возникающих ситуаций, в, казалось бы, хорошо налаженном механизме, который состоит из следующих этапов.
Морская транспортировка используется человечеством в течение многих тысяч лет в качестве одного из основных способов перевозки особо крупных партий товаров и сырья водными путями из государства в государство в разные части света. В данном случае используется эффект масштаба для экономии на перевозке одной единицы груза. Основные виды грузов, и виды судов, их транспортирующие:
— Нефтепродукты (наливные судна);
— Руды, насыпные грузы, лома (навалом, балкерные судна);
— Смешанные грузы (смешанные, универсальные судна);
— Химические и специальные перевозки (специальные судна);
— Контейнеры (контейнеровозы);
— Людей (лайнеры).
В мировом океане, как и на суше, есть свои маршруты, по которым транспортные суда доставляют свои грузы в точки назначения. В мире существует три основных и крупнейших района морских перевозок:
— Атлантик — производное от названия Атлантического океана;
— Пасифик — производное от названия Тихого океана (на английском Pacific Ocean);
— Индийский — производное от названия Индийского океана.
Так же особенным образом стоит выделить северный морской путь (СМП) — который проходит через Северный Ледовитый Океан из Северной Америки до Северной Европы и обратно. В настоящее он время получает новый импульс развития, однако по-прежнему остается сильно зависимым от погоды и политической обстановке в регионе. Это продиктовано необходимостью кораблей «пробивать» себе путь во льдах Северного Ледовитого Океана, что возможно только с помощью ледоколов, которых в мире существует небольшое количество. Полностью же безопасное преодоление пути возможно только в сопровождении атомного ледокола, так как такой ледокол имеет фактически бесконечное количество энергии и способен проложить дорогу в любых льдах, без риска быть ими скованными вместе с подконвойными торговыми суднами.
Однако атомные ледоколы имеет в своем распоряжении только Российская Федерация, что делает СМП достаточно рискованным, а то и вовсе закрытым морским путем для отдельных субъектов морской логистики по политическим соображениям [1].
Исходя из вышесказанного, особенно важными и востребованными водными маршрутами перевозок на данный момент являются Атлантика и Тихий Океан. Эти морские пути сильно отличаются по своим специфическим особенностям, однако, в целом, они практически в равных пропорциях делят между собой объемы общемировых морских перевозок. Таким образом, в Атлантике расположены следующие мировые экономические гиганты: США, Евросоюз, Южная Америка, Российская Федерация, в то время как Тихий Океан включает стремительно развивающуюся жемчужину индустриализации — Китай, развитую Японию, Кореи, Гон-Конг и другие крупные и влиятельные азиатские государства [2].
В большинстве своем бизнес морской логистики полностью работает путем аутсорсинга, ведь невероятно малая доля компаний имеет прибыть таких масштабов, что может позволить себе собственный флот и разработку логистической системы как придаточную систему бизнеса. Так же важны «стратегические» логистические знания, они помогают, например, не возвращать танкер из точки доставки груза пустым. Таким знаниями обычно обладают брокеры. Эти люди или организации видят сотни судов в разных точках мира, отслеживают маршруты и координируют, подают их под загрузку товаров и сырья, которые также видят в наличии у владельцев груза.
В настоящее время в мире насчитывается более 3000 портов. Так как порт является невероятно важным инфраструктурным объектом, он может быть точкой соприкосновения как для ориентированных на экспорт компаний, так и для импортеров. Именно по этой причине развитие, расширение и модификация портов является основным приоритетом крупнейших стран, а в последнее время в крупных международных, постоянно производится разработка и внедрение более актуальных и эффективных моделей управления портом.
Однако в сфере морских перевозок всегда существует риск неожиданностей. Как пример можно привести Онассис. Эта организация представляет собой компанию, которая была названа в честь своего создателя — Аристотеля Онассиса, и которая стала одной из самых успешных благодаря бизнесу морских транспортировок и резкому, можно сказать, однодневному сдвигу баланса спроса-предложения на морской фрахт в регионе. Это произошло вследствие перекрытия Суэцкого канала Саудовской Аравией. Онассис имела возможность устанавливать абсолютно любые условия транспортировки, так как его танкеры были, на практике, единственными доступными в регионе, в то время как конкуренты были отсечены перекрытием канала, и эта история далеко не единственная [3].
Морская транспортировка имеет больше особенностей по сравнению с наземной логистикой. Совокупность действий, которые обеспечивают благополучную доставку груза по морю из точки отправления в точку доставки, включает следующие этапы:
— Сначала нужно оформить на имеющийся груз полный список документов, в т. ч. документов для экспорта, и тех, которые потребуют портовые службы для обеспечения безопасности морских перевозок;
— В соответствии с размерами и видом груза для него подбираются подходящие грузовые единицы, в качестве которых обычно выступают контейнеры. Использование контейнеров, а также их модальность сильно облегчает перегрузку товаров между видами транспорта;
— Пустой контейнер, предназначенный для груза, подается к месту погрузки и потом, с грузом, отправляется к терминалу. На данном этапе необходимо его принять, оформить всю необходимые документы, пройти таможню и обеспечить погрузку на борт судна;
— По ходу своего следования судно, обычно, заходит в некоторое количество портов для погрузки и разгрузки грузов. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо отслеживать местоположение груза на протяжении всего времени его нахождения на корабле. В особых случаях может потребоваться контроль состояния груза.
— По прибытии в порт назначения груз снова должен пройти таможню, после чего его грузят на предварительно подготовленный наземный транспорт, который доставляет груз в точку назначения;
— Освободившийся контейнер сразу же возвращают в исходный пункт отправления груза.
Если объем груза действительно большой, под него имеется возможность зафрахтовать целое судно. При небольших объемах груз размещается на судах, осуществляющих перевозку сборных или смешанных грузов, потому что такие суда могут перевозить до четырех сотен тысяч контейнеров единоразово. В любом случае нужно заранее проработать маршрут следования, обеспечивающий доставку груза в оптимальные сроки.
План транспортировки обязательно согласовывается с Центром Фирменного транспортного обслуживания Министерства путей сообщения РФ. Важным аспектом этого процесса является то, что в большинстве случаев морские перевозки производятся между разными государствами, а из этого следует, что на территории отправителя и получателя действуют законы разных государств. Именно по этой причине заниматься такими перевозками должен человек, узко специализирующийся на морской логистике, чтобы оптимально прорабатывать маршруты, сроки, а также успешно избегать решать проблемы противоречий законодательств обеих сторон [4].
Помимо всего вышесказанного, хотелось бы отметить беспрецедентное влияние морской логистики на глобализацию мировых экономик и разделение труда. Морские перевозки являются невероятно дешевыми — буквально за 900 долларов вы можете отправить около 30 тонн груза в точку мира, которая находится в другом полушарии. Как следствие, сейчас мы можем потреблять продукты, произведенные в другой стране по цене производителя плюс условные десятые доли процента от стоимости, как плата за перевозку. Возьмите любой товар, произведенный в другой стране, и сравните цены в стране-производителе и стране вашего пребывания. Если товар не облагается каким-либо специфическим налогом — цена не будет отличаться больше, чем на 5 %. Благодаря дешевизне морской транспортировки мы можем позволить себе пользоваться вещами, сделанными там, где на их производстве действительно специализируются [5].
Конечно, так было не всегда, и еще в 60-х года ХХ века погрузка одной тонны товара стоила 60$, и о дешевизне перевозки не могло быть и речи, но с изобретением контейнера цена погрузки рухнула на уровень примерно 30 центов за тонну, что дало мощнейший толчок глобализации мировой экономики и разделению труда [6].
Так же хотелось бы отметить дополнительный риск, который несут торговые суда и компании, и называется этот риск — пиратство. Даже в наши дни — это понятие никуда не делось, более того, слово практически не изменило своего значения. Морские пути проложены в одних и тех же местах в силу географии, например, все пути в Атлантику из Азии проходят через Суэцкий канал. Другой путь — пройти через мыс Доброй Надежды, обогнув всю Африку и потеряв много дней пути. В силу этих обстоятельств все корабли, идущие из Индийского Океана в Атлантический, неизбежно оказываются у берегов северо-восточной Африки, Малайзии, где пиратство — такой же бизнес, как в нашем «мире» — морская логистика [7].
Существуют специальные чёрные биржи, на которых жители стран, в которых пиратский бизнес особенно развит, имеют возможность вложится в пиратский рейд деньгами или оружием, получив за это крупную долю прибыли, в случае успеха пиратского предприятия, который, кстати, не редкость. В качестве меры безопасности морякам запрещено оказывать сопротивление, в случае проникновения пиратов на борт корабля, поэтому морские логистические компании очень часто пользуются услугами частных военных компаний для охраны своих судов [8].
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что морские грузоперевозки характеризуются большими объемами перевозок, относительной дешевизной, юридической сложностью и подразумевает под собой большие риски. Однако, несмотря на все эти особенности, морская логистика была и остается одним из главных инструментов мировой глобализации.
Литература:
- Ледоколы мира [Электронный ресурс] // Тематическая площадка водного транспорта — Режим доступа: https://fleetphoto.ru/projects/198/ (дата обращения 29.09.2021)
- Характеристика морского транспорта [Электронный ресурс.] // Независимый образовательный портал — Режим доступа: http://znakka4estva.ru/dokumenty/transport/harakteristika-mirovogo-morskogotransporta/ (дата обращения 29.09.2021)
- Коммерсантъ: Олимпийский игрок [Электронный ресурс] // Независимое издание о бизнесе — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4172145 (дата обращения 29.09.2021)
- Место морского транспорта в логистическом комплексе и цепях поставок [Электронный ресурс] // Независимое издание о логистике и бизнесе — Режим доступа: http://popular-logistics.ru/maritime_transport2 (дата обращения 29.09.2021)
- Калькулятор фрахта [Электронный ресурс] // Международная логистическая компания — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4172145 (дата обращения 29.09.2021)
- Роль морского транспорта в международной торговле [Электронный ресурс] // Независимое научное издание — Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/rol-morskogo-transporta-v-mezhdunarodnoy-torgovle/ (дата обращения 29.09.2021)
- Карты опасных зон издательства BBC [Электронный ресурс] // Независимое издание, телекоммуникационная компания — Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/nol/shared/spl/hi/magazine/09/sailing_piracy_threat/img/sailing _piracy_threat_786map.gif (дата обращения 29.09.2021)
- Сомалийские пираты вышли на «биржу» [Электронный ресурс] // Независимое издание о бизнесе — Режим доступа: https://www.forbes.ru/news/31619-kak-ustroen-biznes-somaliiskih-piratov (дата обращения 29.09.2021)