Рассмотрена работа морского транспорта в логистике, его особенности. Приведены примеры логистических операций в морской отрасли. А так же назначение морских перевозок, разновидности грузов, типы кораблей, районы перевозок, размеры флота и порты.
Ключевые слова: морская логистика, морские перевозки, подробности морских перевозок, особенности
Транспортная логистика с ее структурными элементами цепей поставок занимает особо важную роль в региональных, национальных, международных логистических системах, а также в формировании гармонизации и интеграции материальных, информационных, финансовых и сервисных логистических потоков, где ключевую и определяющую роль играют морские перевозки товарных грузов [1–3]. В настоящее время необходимо правильно осуществлять интегрированный, комплексный подход и эффективное профессиональное позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг [4].
Морская логистика, то есть организация и обеспечение перевозки грузов морским транспортом, является такой специфической транспортной услугой, без которой в некоторых ситуациях большинству клиентов обойтись просто невозможно. Если в случае наземных грузоперевозок у вас еще есть выбор между автомобильным и железнодорожным транспортом, то в случае необходимости следования на большие расстояния по особенно морю других вариантов уже не остается. В эпоху глобализации мировой экономики каждый сотрудник логистической компании должен хорошо разбираться в любом виде перевозок и их особенностях. А лучше всего быть профессионалом в любом виде перевозок. Продолжая эту мысль, хотел бы остановиться на кратком описании вида перевозки, который:
минимально описан в российских книгах и на русском языке,
является одним из древнейших, его основные правила не менялись вот уже на протяжении последних 5000 лет,
является системообразующим для глобальных экономик, вложил не мало в познание в географии и Земли в целом.
В данной статье рассмотрены основные аспекты морских перевозок. Колумб, Магеллан,Америго Веспуччи, Васко да Гама — лишь несколько имен известнейших морских первопроходцев, исследователей Земли, для которых, мотивацией, помимо раскрытия секретов Земли, была возможность относительно быстро и неплохо заработать. Известнейшая одиссея Васко да Гаммы преследовало целью найти первоисточников специй. Он покупал их по 3 цента, а продавал по 80! Согласитесь, неплохой заработок, который стал возможен благодаря морским перевозкам. С помощью морской перевозки, помимо собственного обогащения, мореплаватели удовлетворяли растущие спросы своего населения, придавали перевозкой «добавочную стоимость» товару, за что и брали соответствующую высокую плату [5].
В современном мире практически ничего не изменилось, те же поиски регионов и рынков, где дешевле, и та же перевозка морем. К сожалению, одной статьёй невозможно рассказать все подробности и нюансы морских перевозок. В этой статье хотел бы отметить важные, на мой взгляд моменты морских перевозок, которые могут быть полезны в повседневной работе, чтобы разговаривать с судовладельцами одними понятиями и понимать из чего состоит этот таинственный для многих процесс:
- Назначение. Морские перевозки применяются людьми последние 5000 лет в качестве одного из основных способов транспортировки крупных партий товаров водными путями и сырья от страны к стране, континента к континенту, используя эффект масштаба для экономии на транспортировке одной единицы товарного груза.
- Что перевозят. — Нефтепродукты (наливные судна);
Руды, зерно, лома (навалом, балкерные судна);
Смешанные грузы (смешанные, универсальные судна);
Химические и специальные перевозки (специальные судна);
Контейнеры (контейнеровозы);
Людей (лайнеры, пассажирские корабли).
- Где перевозят: Выделяют три основных и крупнейших региона морских перевозок:
Атлантик — по названию Атлантического океана
Пасифик— по названию Тихого океана (на английском Pacific Ocean)
Индийский — по названию Индийского океана
Конечно есть и северный морской путь (СМП) через Северный Ледовитый Океан который в последние годы получает новый импульс развития, но наиболее важными и активными водными маршрутами перевозок являются Атлантика и Тихий Океан. Различные по своим деталям, в целом они практически 50 на 50 процентов делят объемы мировых морских перевозок. Так, например, в Атлантике расположены: США, Европа, Южная Америка, Россия, а в части Тихого Океана включает монстра современного мира — Китай, развитую Японию, Кореи и другие восточные азиатские государства.
- Кто перевозит: В подавляющем большинстве бизнес морской логистики полностью отдан на аутсорсинг, редкий производитель, добытчик сырья покупает свой флот, поскольку необходимо оптимизировать маршрут, знать где и чем загрузиться, чтобы плыть в обратном рейсе не в балласте. Этими знаниями, как правило, владеют Брокеры. Они видят сотни кораблей в разных регионах мира, отслеживают маршруты и координируют, подают их под загрузку товаров и сырья, которые также видят в наличии у грузовладельцев.
- Размеры флота. Для понимания того, сколько груза перевозится морским транспортом, приводим градацию в соответствии с действующими нормами, которые указаны в таблице. [6]
Таблица 1
Категория |
Полная грузоподъёмность в тоннах |
Handysize (Балкер) |
10–39,999 |
Handymax (Сухогруз) |
40–59,999 |
Panamax (Панамакс — контейнеровоз) |
60–79,999 |
Postpanamax (Очень большой контейнеровоз) |
80–109,999 |
VLOC (Очень большие балкеры) |
200,000 + |
- Порты. Современный мир насчитывает более 3000 портов. Являясь важнейшим инфраструктурным объектом, порт может быть «бутылочным горлышком» как для экспортной ориентированных, так и для импортеров, именно поэтом развитие портов является основным приоритетом крупнейших стран, а в последнее время мультинациональных корпорациях, постоянно осуществляется моделирование, разрабатываются и внедряются эффективные модели управления работой морского порта [7], поскольку это все равно, что брать деньги за вход с тех, у кого нет своего порта.
В продолжение описания характеристик морского фрахта, хотел бы отметить, что это чуть ли не самый рискованный бизнес в мире, похожий на покер, где в одну минуту компания может стать банкротом или заработать миллиард долларов. Говоря о таком заработке, я не преувеличиваю, а приведу пример одной из самых знаменитых и богатых семей фрахтового рынка — Онассис, компания которая была названа в честь своего создателя — Аристотеля Онассиса, стала такой как раз благодаря бизнесу морских перевозок и резкому, чуть ли не в один день, изменению баланса спроса-предложения флота в регионе, вследствие перекрытия Суэцкого канала одним из государств. Онассис могла устанавливать практически любые условия перевозок, так как его танкеры были чуть ли не единственными в регионе, остальные были отсечены перекрытием канала, таких историй предостаточно [8].
Особенности морских перевозок. Морская перевозка имеет ряд характерных, специфических особенностей по сравнению с логистикой наземной. Комплекс действий, обеспечивающих благополучное попадание груза по морю из точки отправления в точку назначения включает в себя следующие этапы [9]:
1) Прежде всего, необходимо оформить на данный груз пакет документов, в том числе экспортных, а также тех, которые требуются портовыми службами для обеспечения безопасности морских перевозок.
2) В соответствии с размерами и характером груза для него подбираются подходящие грузовые единицы или контейнеры. Использование контейнеров облегчает задачу перегрузки товара с одного вида транспорта на другой.
3) Пустой контейнер подается к месту погрузки и затем, уже с грузом, отправляется к портовому терминалу. Здесь необходимо его принять, оформить таможенные документы, обеспечить погрузку на борт.
4) По ходу следования судно, как правило, заходит в несколько портов на погрузку и разгрузку. Во избежание недоразумений необходимо отслеживать местоположение груза в пути. В некоторых случаях может также потребоваться контроль состояния груза.
5) По прибытии в порт назначения груз вновь должен пройти таможенное оформление, после чего его перегружают на предварительно заказанный наземный транспорт, который доставляет груз до склада получателя.
6) Освободившийся после разгрузки контейнер необходимо вернуть в исходный пункт отправления.
Важная информация
Если объем грузоперевозки велик, под него может быть зафрахтовано отдельное судно. При меньших объемах груз размещается на судах, осуществляющих перевозку сборных грузов, поскольку такие суда могут вмещать до сотни тысяч контейнеров. В любом из этих случаев необходимо подобрать маршрут следования, обеспечивающий доставку груза в оптимальные сроки. План перевозки должен быть согласован с ЦФТО МПС РФ [?].
Важной особенностью всего этого процесса является то, что в большинстве случаев морские перевозки осуществляются между разными странами, а значит, на территории отправителя и получателя действуют разные законы. Вот почему заниматься организацией подобных перевозок должен не просто профессиональный логист, а логист, хорошо знакомый с законодательными требованиями обеих сторон.
Литература:
- Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Комплексный подход и позиционирование морского транспорта России на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт: наука, техника, управление. 2008 № 3, с.5–10.
- Х. Ханке «Люди, корабли, океаны»
- Ссылка на источник [http://korabley.net/]
- Воронов В. И. «Имитационная модель управления работой морского порта». Вестник Самарского Государственного Университета им. академика С. П. Королева (НИУ) 2005 № 1(7) с. 42–45.
- Бутлицкий A. Г. «Одиссея» Аристотеля Онассиса
- Мацинина С. С. Анализ объектов управления контейнерными перевозчиками в логистических цепях поставок продукции. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 3. с. 82–85.