Отграничение наследственного договора от смежных правовых конструкций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, Ю. Ю. Отграничение наследственного договора от смежных правовых конструкций / Ю. Ю. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84325/ (дата обращения: 16.01.2025).



С развитием рыночных отношений, появлением частной собственности и предоставлением прав гражданам иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, наследственное право стало одним из востребованных отраслей гражданского права.

Институт наследования является одним из востребованных институтов в гражданском праве, поскольку каждый человек, без исключения, при наступлении определенных событий принимает статус наследника или наследодателя.

В связи с реформированием наследственного права с 01 июня 2019 года в отечественном праве появилось новое основание наследования — наследственный договор. Процесс наследования представляет собой, переход имущественной массы наследодателя к его наследникам. Таким образом, передача имущества, посредством заключения наследственного договора является новым институтом в гражданском праве, имеющим право на существование, поскольку наследственный договор предоставляет гражданам ряд преимуществ по вопросу распоряжения имуществом. В связи с этим, попробуем выяснить его практическое значение и цели введения.

Согласно статьи 1140.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию [1].

Действующее законодательство предусматривает ряд возможностей распоряжения имуществом, к которым можно отнести договор пожизненного содержания с иждивением и завещание. Данные конструкции предоставляют собственнику право определить будущую судьбу своего имущества. В связи с этим, возникает вопрос, действительно ли конструкция «наследственного договора» востребована и необходима отечественному законодательству, при наличии вышеуказанных конструкций.

Сравнив наследственный договор с договором пожизненного содержания с иждивением, можно выделить следующие различия:

Во-первых, это момент перехода прав на имущество. Согласно определению «наследственного договора», моментом перехода прав на имущественную массу наследодателя происходит после его смерти.

Исходя из определения договора пожизненного содержания с иждивением, передача имущества происходит с момента заключения данного договора. Таким образом, заключение наследственного договора позволяет наследодателю неограниченно пользоваться своим имуществом при жизни, поскольку до момента своей смерти, он является собственником всей имущественной массы.

Во-вторых, одним из отличий договоров является круг обязанностей возлагаемых на стороны. Так, по наследственному договору наследодатель может возложить на контрагента обязанности, которые необходимо исполнить при жизни (например, уход за наследодателем), а также после смерти наследодателя (например, обязанность похоронить наследодателя по определенному виду погребения). В свою очередь, на плательщика ренты возлагается обязанность обеспечить должный уход и содержание получателя ренты.

В-третьих, различие заключается в составе имущества, передаваемого собственником. В качестве имущественной массы по наследственному договору может выступать отдельная вещь или совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. По договору пожизненного содержания с иждивением в собственность плательщика может перейти только недвижимое имущество.

В-четвертых, с момента заключения наследственного договора на наследодателя не возлагаются ограничения, связанные с распоряжением его имущественной массы, указанной в договоре. В связи с этим, в литературе выделяют проблему практического характера, связанную с возможностью наследодателя заключать множество наследственных договоров с разными контрагентами по поводу одного и того же имущества, что в свою очередь породит конфликтные ситуации между участниками данных договоров. Решением данной проблемы, по-моему мнению, будет создание единого банка данных имущества, переданного по наследственному договору, по аналогии с реестром залогов недвижимого имущества, предполагающего по идентифицирующим признакам имущества определить, является ли данное имущество объектом другого наследственного договора, заключенного раннее.

Вместе с тем, по договору пожизненного содержания с иждивением рента является обременением недвижимого имущества, переданного под ее выплату.

Исходя из вышеизложенного, наследственный договор имеет ряд преимуществ и может рассматриваться в качестве альтернативного варианта договора пожизненной ренты, при котором наследодатель не лишается прав по распоряжению своим имуществом до момента, когда наследственный договор исполнен.

Вместе с тем, еще одним возможным способом распоряжения имуществом является составление завещания. Сравнив наследственный договор с завещанием, можно выделить следующие различия:

Во-первых, конструкция наследственного договора предполагает присутствие потенциальных наследников, которым наследодатель желает передать свое имущество, при удостоверении подлинности подписи на договоре. В связи с этим, наследникам становится известна воля наследодателя по распоряжению имуществом. Таким образом, открытость заключения наследственного договора позволит избежать оспаривания распоряжений наследодателя наследниками, что нередко возникает с завещаниями.

В рамках составления завещания, воля наследодателя никому не известна, кроме нотариуса (за исключением случаев составления закрытого завещания).

Во-вторых, действующее законодательство устанавливает требование нотариального удостоверения наследственного договора. Завещание, в свою очередь, может быть удостоверено нотариусом, а также иными лицами, в случаях, предусмотренных законом (например, главврач больницы).

В-третьих, наследственный договор, в отличие от завещания, не может быть изменен без согласия потенциального наследника. При отмене завещания, разрешения наследников не требуется, поскольку им не известно содержание того или иного завещания, составленного наследодателем, либо вообще не известно о факте его составления.

В-четвертых, принятие наследства по наследственному договору, в отличие от завещания, не требует от наследников шестимесячного ожидания. В связи с этим, в литературе выделяют проблему, связанную с недобросовестностью наследников. Наследственное право Франции расценивает конструкцию «наследственного договора» опасной, поскольку у наследников может возникнуть желание «поспособствовать» наступлению смерти наследодателя для скорейшего получения соответствующего наследственного имущества [2].

В-пятых, заключение наследственного договора, в отличие от завещания, предоставляет сторонам возможность предусмотреть в договоре условия, при которых наследник получит наследственное имущество.

Наследственный договор является новой конструкцией, предусмотренной в гражданском законодательстве. При этом данный договор имеет как преимущества, так и недостатки практического и теоретического характера.

В связи с вышеизложенным, наследственный договор позволит:

— сократить количество судебных споров, связанных с оспариванием действительности воли наследодателя по договору [3];

— защитить права и законные интересы наследодателя (например, лица пожилого возраста, нуждающегося в уходе и содержании). При этом наследодателю предоставляется свобода действий по распоряжению имущественной массы, указанной в договоре;

— в связи с тем, что конструкция «совместного завещания» распространяет свое действие только на супругов, для лиц, не состоящих друг с другом в браке, наследственный договор является хорошей альтернативой. На сегодняшний день, так называемый в обществе «гражданский брак» (то есть незарегистрированный союз мужчины и женщины), стал привычным явлением в российском обществе. На практике нередко встречаются пары, которые, проживая совместно и ведя общее хозяйство, приобретают имущество, заводят детей, считают себя супругами, но не регистрируют свой союз, в установленном законом порядке. В данной ситуации, наследственный договор является удобной конструкцией для сожителей, поскольку на их имущество не распространяется режим общей совместной собственности, а предметом наследственного договора, в данной ситуации, может быть имущество каждого из сожителей или их общая долевая собственность. Заключение наследственного договора между сожителями позволит, в случае смерти одного из них, избавить пережившего сожителя от необходимости доказывания факта приобретения имущества совместно и возникновения спорных ситуаций;

— получить имущество наследодателя сразу после его смерти, без ожидания шестимесячного срока для принятия наследства.

Введение в российское законодательство конструкции «наследственного договора», свидетельствует нам о применении договорных начал в наследственном праве.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федер. закон от 26 нояб. 2001 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
  2. Алиев Т. Т., Рябцев А. А. Проблемы правового регулирования наследственного договора в России / Т. Т. Алиев, А. А. Рябцев // Наследственное право. — 2019. — № 4. — С. 24–26.
  3. Рудик И. Е. Совместное завещание и наследственный договор как инструменты планирования наследства супругами / И. Е. Рудик // Наследственное право. — 2019. — № 2 — С. 22–25.
Основные термины (генерируются автоматически): наследственный договор, имущественная масса, имущество, пожизненное содержание, договор, недвижимое имущество, завещание, связь, момент заключения, момент перехода.


Похожие статьи

Отграничение злоупотребления правом от смежных гражданско-правовых институтов

Отграничение незаконного предпринимательства от смежных составов преступлений

Принцип права на защиту в системе паритета прав потерпевшего и обвиняемого

Зарубежный опыт договорного регулирования личных неимущественных отношений субъектов семейного права

Специфика разграничения института предварительного договора со смежными цивилистическими конструкциями

Аффилированность в праве: соотношение со смежными правовыми категориями

Отграничение негативного обязательства от отказа от права и ограничения в правоспособности

Участие иностранного элемента в брачно-семейных правоотношениях

Совершенствование института обеспечения иска в гражданском процессе

Лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права: сравнительный анализ, актуальные проблемы

Похожие статьи

Отграничение злоупотребления правом от смежных гражданско-правовых институтов

Отграничение незаконного предпринимательства от смежных составов преступлений

Принцип права на защиту в системе паритета прав потерпевшего и обвиняемого

Зарубежный опыт договорного регулирования личных неимущественных отношений субъектов семейного права

Специфика разграничения института предварительного договора со смежными цивилистическими конструкциями

Аффилированность в праве: соотношение со смежными правовыми категориями

Отграничение негативного обязательства от отказа от права и ограничения в правоспособности

Участие иностранного элемента в брачно-семейных правоотношениях

Совершенствование института обеспечения иска в гражданском процессе

Лицензионный договор и договор об отчуждении исключительного права: сравнительный анализ, актуальные проблемы

Задать вопрос