Некоторые вопросы семейно-родственных отношений в свете законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.09.2021

Статья просмотрена: 290 раз

Библиографическое описание:

Герцикова, Ингрид. Некоторые вопросы семейно-родственных отношений в свете законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве / Ингрид Герцикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84221/ (дата обращения: 17.12.2024).



Крестьянские (фермерские) хозяйства в Российской Федерации могут создаваться и функционировать как с образованием юридического лица, так и без его образования.

Анализируя нормы, регламентирующие положение крестьянского (фермерского) хозяйства, исследователи в качестве основного признака, характерного для крестьянских (фермерских) хозяйств, выделяют их семейный характер.

Тютерева Н. Н. указывает, что семейный признак крестьянского хозяйства заключается в том, что такое хозяйство исторически, традиционно создавалось членами одной семьи крестьян [1, с. 54].

Семейный характер крестьянского (фермерского) хозяйства отражен законодателем непосредственно в понятии крестьянского (фермерского) хозяйства, которое закреплено в Федеральном законе № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2]. Согласно статье 1 данного закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Статьей 3 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» закреплено кто именно может быть членом крестьянского (фермерского) хозяйства. Это могут быть: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства, однако их число строго ограничено — не более пяти человек.

Введение статьи 86.1 в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральным законом № 302-ФЗ от 30 декабря 2012 года «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ряд исследователей расценили как отказ законодателя от семейного признака крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно данной норме права крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемом в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Таким образом, законодатель, давая определение крестьянскому (фермерскому) хозяйству, создаваемому в качестве юридического лица, прямо не упоминает в нем семейный признак.

Илюшина М. Н. в связи с этим указывает, что с введением данной статьи в Гражданских кодекс Российской Федерации, наличие семейно-родственных связей осталось только в нормах Закона о фермерском хозяйстве для случаев его ведения в виде договорного объединения граждан или в форме индивидуального предпринимателя [3, С. 37].

Тютерева Н. Н. в свою очередь отмечает, что новая модель крестьянского (фермерского) хозяйства, сконструированная статьей 86.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, полностью противоречит традиционной сущности и крестьянского, и фермерского хозяйства, не содержит семейного признака как основного для данной формы хозяйствования, фактически подводит под понятие крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственные кооперативы [1, с. 55].

С данными мнениями сложно согласиться, поскольку статьей 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено условие, позволяющее создавать крестьянское (фермерское) хозяйство — юридическое лицо. Данное условие предполагает, что только граждане уже ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства имеют право создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Учитывая данное условие, доктор юридических наук, профессор Устюкова В. В. указывает: «согласно этой же статье организовать фермерское хозяйство — юридическое лицо могут только граждане, которые ранее уже создали хозяйство без образования юридического лица на основе соглашения, т. е. в соответствии Федеральный закон № 74-ФЗ, где семейный признак был доминирующим, а количество граждан, не состоящих в родстве с главой хозяйства, ограничивалось (не более 5 человек). Следовательно, если хозяйство без образования юридического лица состояло не из родственников (глава хозяйства и 5 «посторонних» ему граждан), то таким оно и будет в юридическом лице. Если же хозяйство создавалось на родственной основе, то и хозяйство — юридическое лицо будет семейно-трудовым объединением» [4, с. 9–10]. Данная позиция видится единственно верной.

Таким образом, можно говорить о том, что семейный признак одинаково присущ и крестьянскому (фермерскому) хозяйству, создаваемому без образования юридического лица, и крестьянскому (фермерскому) хозяйству — юридическому лицу. Наличие данного признака у разных видов крестьянских (фермерских) хозяйств в совокупности с другими признаками позволяет столь разным организационно-правовым формам носить одно название — крестьянское (фермерское) хозяйство.

Говоря о семейно-родственных отношениях в крестьянских (фермерских) хозяйствах нельзя не отметить, что исследователями ставятся под сомнения и другие нормы, регламентирующие положение крестьянских фермерских (хозяйств). Так, Золотовская Е. А. считает, что состав членов крестьянского (фермерского) хозяйства, закрепленный законодателем в статье 3 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сформулирован не корректно. В том числе это касается «гендерной оценки норм, содержащихся в данном пункте». Она указывает, что «законодатель полагает существенным половой признак, постоянно подчеркивая его: супругу — соответствует супруга, братьям — сестры, дедушке — бабушка. Однако возникает вопрос: почему мужскому роду существительного «внук» не соответствует женский род этого же существительного — «внучка»?». И предлагает дать новую формулировку данной статье, с указанием не только на внуков, но и на внучек [5].

Устюкова В. В. в свою очередь полагает, что данные рассуждения являются «надуманными», отмечая, что статья 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации также не содержит отдельного упоминания внучек наследодателя, однако это не становится для них проблемой при принятии и вступлении в наследство [4, с. 11].

Необходимо добавить, что законодатель, перечисляя членов крестьянского (фермерского) хозяйства, останавливаясь на внуках и не добавляя внучек, действует в рамках правил русского языка. Обращаясь к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой: внук в единственном числе — это сын сына или дочери, а во множественном числе — это дети сына или дочери [6]. Таким образом, никакой речи о «гендерном неравенстве» применительно к статье 3 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» идти не может.

Корректность данной нормы права также ставится под сомнение исследователями в контексте того, что стремясь придать крестьянскому (фермерскому) хозяйству статус семейного объединения, законодатель не учитывает так называемых фактических реалий. Речь идет о демографической ситуации на селе, участившихся случаях расторжения браков, и иных изменениях в составе семей. Так Мигулина Д. А. считает излишними предусмотренные ограничения по вступлению в члены фермерского хозяйства, полагая, что они носят искусственный характер. Она указывает на утопичность расчета на доверительные, родственные отношения между членами хозяйства как основу ведения хозяйственной, предпринимательской деятельности, и предлагает внести изменения в Федеральный закон № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которым наличие родственных связей будет носить рекомендательный, а не обязательный характер [7, с. 69].

С таким выводом сложно согласиться. С одной стороны считаем, что закон все-таки не может носить рекомендательного характера, а с другой стороны значение семейного признака крестьянских (фермерских) хозяйств нельзя недооценивать. Так, Попова О. В. указывает, что данный признак содержит в себе большой потенциал семейных и социальных ценностей, что должно быть поддержано государством и обществом [8, с. 44].

Гришина Я. С. отмечает достоинства семейного бизнеса как особой формы малого предпринимательства, подчеркивая, что он:

— является основой формирования среднего класса;

— способен не только обеспечить эффективную самозанятость, но и создавать новые рабочие места;

— быстрее реагирует на изменяющиеся социально-имущественные потребности; более гибок по отношению к среднему и крупному бизнесу;

— более приспособлен к раскрытию внутреннего потенциала личности при выходе из трудной жизненной ситуации;

— дает возможность сочетать предпринимательскую деятельность с домашним трудом и воспитанием детей;

— помогает обеспечению преемственности поколений путем передачи производственных секретов детям [9, с. 20].

Кроме того полагаем, что исключение данного признака для крестьянских (фермерских) хозяйств будет означать лишь одно — их превращение в сельскохозяйственные производственные кооперативы. Анализируя действующее законодательство Российской Федерации становится очевидной значимость семейно-родственных отношений в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшем развитии.

Литература:

1. Тютерева Н. Н. Актуальные проблемы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства // Право и экономика. — 2018. — № 12 (370) — С. 53–59.

2. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. 16 июня. — № 24.

3. Илюшина М. Н. Реформа ГК России: правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2015. — № 7 — С. 36–39.

4. Устюкова В. В. Крестьянское (фермерское) хозяйство — юридическое лицо как семейно-трудовое объединение // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 5 (185) — С. 9–12.

5. Золотовская Е. А. К вопросу о гражданско-правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства и правовом режиме его имущества [Электронный ресурс]. // Административное и муниципальное право. — 2019 — № 2. — С. 36–41. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29018 (Дата обращения 25.08.2021).

6. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: АЗЪ, 1999. — 944 с.

7. Мигулина Д. А. О признаках крестьянского (фермерского) хозяйства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2012. — № 3(22) — С. 68–73.

8. Попова О. В. Признаки крестьянского (фермерского) хозяйства // Юрист. — 2018. — № 5 — С. 44–50.

9. Гришина Я. С. Правовые средства обеспечения социально-предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Российская юстиция. — 2014. — № 3 — С. 19–22.

Основные термины (генерируются автоматически): хозяйство, юридическое лицо, Российская Федерация, семейный признак, Гражданский кодекс, фермерское хозяйство, личное участие, предпринимательская деятельность, русский язык, сельское хозяйство.


Похожие статьи

Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений добровольного медицинского страхования

О проблемах правового регулирования фактических брачных отношений

О проблеме определения процессуального положения органов опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве

Историко-правовой аспект регулирования личных неимущественных отношений супругов в России

Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения

К вопросу о правовой природе мирового соглашения в делах о несостоятельности (банкротстве): современные научные подходы

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании

Похожие статьи

Проблемы определения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства

Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике

Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений добровольного медицинского страхования

О проблемах правового регулирования фактических брачных отношений

О проблеме определения процессуального положения органов опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве

Историко-правовой аспект регулирования личных неимущественных отношений супругов в России

Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения

К вопросу о правовой природе мирового соглашения в делах о несостоятельности (банкротстве): современные научные подходы

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании

Задать вопрос