В данной статье автор предлагает рассмотреть основополагающие понятия «член семьи» и «состав семьи» применительно к жилищно-правовой сфере регулирования. К исследованию представлен анализ Жилищного кодекса РФ и других нормативных актов, определяющих членов семьи как субъектов жилищного права. Особо подчеркивается на слабой разработанности обозначенной темы в российской юридической науке.
Ключевые слова: семья, член семьи, собственник жилого помещения, вселение в жилое помещение, наниматель жилого помещения, бывший собственник жилого помещения.
В мировой практике право на жилье не является одним из базовых видов прав человека. Тем не менее, в нашей стране, в силу установившейся в течение десятилетий традиции, человеку «гарантирована» реализация права на жилое помещение. Более того, в отечественном жилищном праве действует так называемый принцип цивилизованности в подходе регулирования жилищных правоотношений. Данный принцип предполагает, что человек, он же собственник жилья, и его семья неразделимы и представляют собой некий единый субъект отношений в области жилищного законодательства. Подобная трактовка становится причиной ряда разночтений в академической среде. Добавим также, что принципы права, наравне с понятиями предмет и объект права, представляют собой комплекс нерешенных до настоящего времени вопросов [1].
Итак, при решении различных споров, особенно в целях обеспечения баланса прав граждан на жилье, важным и зачастую решающим фактором является принадлежность лица к членам конкретной семьи.
Среди социологов и филологов существует разное понимание семьи. Так, известный энциклопедист В. И. Даль определяет понятие семьи как «совокупность близких родственников, живущих вместе; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью» [2]. Нет четкого понимания категории семья и среди юристов. Так, исследование законодательства Российской Федерации приводит к выводу, что, на сегодняшний день не существует единого понятия семьи, а равно и определения понятия члена семейства. Как это ни парадоксально, но Гражданский Кодекс РФ (особенно в сфере наследования по закону — ст. 1142–1145 ГК РФ) и Жилищный Кодекс РФ относят к членам семьи специфически больший круг лиц, чем Семейный Кодекс РФ.
Жилищный кодекс определяет перечень таких лиц, которые могут быть вселены в качестве членов семьи следующим образом. Статья 31 ЖК РФ в пункте 1 относит к членам семьи собственника и проживающих совместно с ним лиц установленной степени родства. Это супруга или супруги — лицо, с которым у собственника заключен брак в органах записи актов гражданского состояния; дети — в том числе проживающие с собственниками дети от других браков, а также дети, достигшие совершеннолетия; родители собственника. Дети собственника от других браков относятся к числу детей по ЖК РФ если на них установлено отцовство, независимо от того зарегистрирован брак или нет.
Далее, согласно ЖК РФ, законодатель относит других лиц приравненных к числу членов семьи. Это могут быть другие родственники — бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие. Примечательно, что нетрудоспособные иждивенцы, перечень которых определен в статьях Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и иные лица тоже могут быть вселены в качестве членов семейства.
Добавим, что нетрудоспособные иждивенцы, находящиеся под опекой или попечительством собственника жилья или члена его семьи, а также несовершеннолетние имеют особую степень правовой охраны в случае отчуждения жилых помещений или иного изменения жилищных прав. Любые подобные действия должны совершаться исключительно с согласия органов опеки и попечительства.
С момента вселения и регистрации члены семьи, как титульные пользователи жилого помещения получают равные возможности на осуществления права на данное жилье. При этом они имеют право на заключение соглашения между собой и с собственником в целях определения порядка пользования жилым помещением. В жилищных правоотношениях членство в семье связывается с возможностью реализации гражданами права на жилище, провозглашённое в статье 40 Конституции РФ и в п.1, ст.1 ЖК РФ. При этом члены семьи собственников выделяются в отдельную категорию пользователей жилых помещений, наряду с самими собственниками или же нанимателями жилого помещения по договору социального найма.
Стоит отметить, что по отношению к нанимателю законодатель устанавливает несколько другой подход к определению категории семья. Прежде всего это обуславливается тем, что в договоре социального найма наниматель имеет право указать любого человека как члена семьи при наличии согласия на это других членов семьи и наймодателя или признавать их членами семьи в судебном порядке (ст. 70 ЖК РФ). Указание на них в договоре обязательно независимо от того, вселились они вместе с нанимателем или были вселены после заключения договора [3].
На наш взгляд, интересно также указание в ЖК РФ на обязательность условия ведения совместно с членами семьи общего хозяйства. В данном контексте, как правило, возникает необходимость у лиц в предоставлении доказательств содержания волеизъявления на вселение в жилое помещение (п. 1 ст. 69 ЖК РФ). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к ведению общего хозяйства относятся, в частности, наличие совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т. п.
Отдельным моментом является вопрос, связанный с прекращением семейных взаимоотношений. Согласно ЖК РФ для бывших членов семьи прекращается право пользования жилым помещением. Однако существует возможность сохранить данное право в судебном порядке, особенно если у лица — бывшего члена семьи нет возможности обеспечить себя жильем.
Наличие статуса члена семьи дает значительные преимущества перед временными жильцами или поднанимателями (исходя из специфики подобных правоотношений). Несмотря на это, исследование понятия член семьи в жилищном праве в современных условиях продолжает оставаться актуальным. Учитывая разнообразные механизмы помощи, предлагаемые государством, вопрос определения правового статуса члена семьи так и остается не решенным, что вызывает сложности в определении правового режима пользования жилым помещением.
Литература:
- Нуриев Б. Д. Объектно-предметные отношения в юридической науке и в праве (на примере финансового права) // Евразийский юридический журнал. — 2017. — № 2. — С. 229–232.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т 4, М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 576 с.
- Селиванова Е. С. Понятие члена семьи в жилищном праве // Бизнес в законе. — 2009. -№ 4. — С.217–220.