Порядок совершения нотариальных действий в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.09.2021

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Шодманова, М. Ф. Порядок совершения нотариальных действий в Республике Узбекистан / М. Ф. Шодманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84132/ (дата обращения: 17.12.2024).



На сегодняшний день нотариальные договоры играют немаловажную роль в сфере нотариата в Республике Узбекистан. Порядок совершения нотариальных договоров определен постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года ПП-1602 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан».

Прежде всего следует отметить, что в соответствии со статьей 5 «О нотариате» (далее закон) нотариус независим в своей деятельности и при осуществлении деятельности руководствуется законодательством Республики Узбекистан. Согласно 23 статье нотариусы могут осуществлять следующие действия [1]:

удостоверяют сделки;

удостоверяют завещания;

выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

налагают и снимают запреты на отчуждение имущества;

выдают свидетельства о праве на наследство;

принимают меры к охране наследственного имущества;

свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

свидетельствуют подлинность подписи на документах;

выдают свидетельства о приобретении недвижимости с публичных торгов;

удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

удостоверяют время предъявления документов;

передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

принимают на хранение документы;

предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

совершают исполнительные надписи;

совершают протесты векселей;

совершают морские протесты;

выдают дубликаты нотариально удостоверенных документов и выписки из реестров.

Также нотариусы могут совершать и другие действия, если таковые предусмотрены законодательством. При этом нотариусу и лицам, которым стало известно о совершаемых нотариальных действиях, запрещается разглашать известные им сведения даже после прекращения трудового договора. Эти сведения могут быть выданы только лицам, от имени или поручению которых совершены эти действия. Также эти сведения могут быть выданы по требованию суда, прокуратуры, органов следствия, если есть связь с находящимися в их производстве. Сведения о стоимости имущества представляются в орган государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных законодательством. Справка о завещании выдается только после смерти завещателя. Информация об отсутствии запрета или ареста объекта выдается в кредитное бюро либо в риэлтерскую организацию по их запросам [1].

Каждый гражданин или юридическое лицо имеет право обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных статьями 37, 44, 51, 52, 59, 62, 63, 74, 82 и 93 Закона. Также каждое лицо имеет право, чтобы текст документа был устно или письменно переведен известным нотариусу или обратившемуся лицу переводчиком. При этом нотариус вносит в текст документа и в удостоверительную надпись запись о том, кем был сделан перевод, и о разъяснении текста документа, подписывает и проставляет печать. В данном случае лицо, которое обратилось к нотариусу, записывает свои фамилию, имя, отчество полностью и проставляет подпись на языке, которым оно владеет. Нотариальные действия совершаются в помещениях нотариальных контор. В отдельных случаях, когда гражданин вследствие болезни, инвалидности либо по другим причинам не может посетить нотариальную контору и нотариальные действия не могут быть совершены в нотариальной конторе, в данном случае нотариальные действия могу быть совершены по месту нахождения обратившегося гражданина, юридического лица или его представителя.

В случае если нотариальное действие совершается вне помещения нотариальной конторы, то для регистрации нотариальных действий (далее — реестр) указывается адрес места совершения нотариального действия. Нотариальные действия совершаются только после их оплаты в день представления всех необходимых документов. Однако в некоторых случаях совершение нотариального действия может быть отложено, к примеру, оно может быть отложено, если будет необходимость направления документов на экспертизу. Также может быть отложено, если в силу закона необходимо запросить у заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий. При этом срок, на который откладывается совершение нотариального действия, не может превышать одного месяца. Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, запросит постановление об отложении совершения нотариального действия, то это постановление должно быть выдано. Также в случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, которое оспаривает право или факт, об удостоверении которого просит другое лицо, в данном случае нотариальное действие приостанавливается до разрешения дела судом [2].

Нотариус должен установить личность обратившихся до совершения нотариального действия. Идентификация может быть совершена при помощи:

Национального паспорта — для граждан Узбекистана;

Свидетельства о рождении — для граждан, не достигших 16 летнего возраста;

Военного билета, выдаваемого командованием воинских частей и военных учреждений;

Национального паспорта — для иностранных граждан (при этом согласно законодательству Республики Узбекистан иностранные граждане должны пройти регистрацию в соответствующих органах внутренних дел);

Вида на жительство в Республике Узбекистан — для лиц без гражданства.

В случае если нотариальное действие совершается с юридическим лицом, то нужно проверить его учредительные документы, чтобы проверить правоспособность юридического лица. Согласно статье 43 Гражданского кодекса Республики Узбекистан учредительными документами юридического лица являются следующие документы:

Устав

Учредительный договор и устав

Учредительный договор

Положение

При совершении нотариальных действий от субъектов предпринимательства не требуется предоставления документов от государственных органов, в том числе справок об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, копий учредительных документов субъекта предпринимательства, лицензий и документов разрешительного характера. При этом нотариус должен известить участвующих в совершении нотариальных действий лиц о содержании документов и информации, полученных по межведомственному запросу, и указать об этом в удостоверительной надписи.

Однако в некоторых случаях документы для совершения нотариальных действий могут быть не приняты [2]:

Если в документе есть подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также надписи карандашом;

Документ изложен на нескольких листах, но не пронумерован и не прошнурован, не заверен подписью должностного лица и печатью организации, выдавшей документ.

Во время составления договора, проект документа по просьбе обратившегося лица может быть составлен нотариусом либо его помощником и (или) стажером. При этом если документ изложен в нескольких листах, то документ должен быть пронумерован, прошнурован и удостоверен подписью и печатью нотариальной конторы. При этом текст документа должен совершаться техническими средствами (на компьютера или на пишущей машинке) без подчисток. В случае если удостоверительная надпись не помещается на документе, она может быть продолжена или изложена полностью на прикрепленном к документу листе бумаги. Нотариальные действия, которые совершаются нотариусами, регистрируются в информационную систему «Нотариус» (далее — система), при этом каждое совершаемое дело должно быть пронумеровано под отдельным номером. В случае допущения ошибки при нумерации составляется отдельная справка, которая заверяется подписью и печатью нотариуса и приклеивается в реестр [2].

Удостоверяемый документ должен быть подписан нотариусом, заверен печатью и зарегистрирован в реестре после уплаты государственной пошлины, подписания сторонами (стороной) документа. При получении документа лицо, которое его получает, вносит в реестр свою фамилию, имя, отчество и ставит подпись [3].

При этом в государственных конторах, где работают два и более нотариуса, для каждого нотариуса следует ввести свой отдельный реестр. В данном случае каждому реестру присваивается независимый индекс. При этом существует порядок ведения реестров, к примеру, номера в реестре проставляются следующим образом: N 1–1, N 1–2. N 2–1 и т. д. Первый номер означает номер индекса, а второй номер означает порядковый номер записи. При этом номер индекса каждого реестра остается неизменным в течении года.

Для каждого определенного вида нотариального действия к индексу каждого реестра добавляется буква по наименованию соответствующего нотариального действия. Например N 1-K. N 2-K, N 3-И, N 4-H. Первый и второй реестры означают, что они заведены для регистрации надписей о засвидетельствовании верности копий документов, третий, — исполнительных надписей, а четвертый — для регистрации свидетельств о праве на наследство [2].

В случае утраты документов, выданных нотариусом, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям физических и юридических лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия или их законных представителей, выдаются дубликаты утраченных документов. При этом в тексте дубликата должен содержаться весь текст удостоверенного или выданного документа. Ксерокопия документа не может заменить подлинник (экземпляр) и дубликат документа.

Дубликат завещания выдается завещателю, а после его смерти наследникам по завещанию или наследникам по закону или их представителям после представления ими свидетельства о смерти завещателя. В случае смерти наследников дубликат выдается наследникам наследников, при предоставлении документа, который удостоверяет родственные связи наследников с завещателем.

В некоторых случаях подлинники документов, подтверждающих право собственности, не оставляются в государственной нотариальной конторе:

при распоряжении собственником частью принадлежащего ему жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (не полное распоряжение), а также при удостоверении сделок о распоряжении одним из собственников жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащего на основании общего документа (принадлежащей ему доли или части доли жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры);

при удостоверении договоров между участниками общей долевой собственности об определении конкретной доли жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, ее изменении или договоров между ними о порядке эксплуатации жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры;

при удостоверении договоров аренды;

при удостоверении договоров залога (ипотеки);

при выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга;

при выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

при внесении в уставный фонд (капитал) юридического лица недвижимого имущества и автомототранспортного средства;

при удостоверении договоров о распоряжении автомототранспортными средствами;

в других случаях, определенных связанными с имущественными отношениями законодательными актами. при распоряжении собственником частью принадлежащего ему жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (не полное распоряжение), а также при удостоверении сделок о распоряжении одним из собственников жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащего на основании общего документа (принадлежащей ему доли или части доли жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры);

при этом за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в части второй статьи 29, гражданского кодекса, могут совершать от их имени только родители, усыновители или опекуны. При этом несовершеннолетние при совершении сделки должны получить письменное разрешение родителей. В случае если родители или опекуны по какой-то причине (нахождение в командировке, проживание в другом месте и т. п.) не в состоянии дать согласие на удостоверение сделки, сделка может быть совершена при участии представителя органа опеки и попечительства. В данном случае руководствуются статьей 37 закона Республики Узбекистан «Об опеке и попечительстве» [1].

Литература:

  1. https://nrm.uz/contentf?doc=245293_instrukciya_o_poryadke_soversheniya_notarialnyh_deystviy_notariusami_(utverjdena_prikazom_ministra_yusticii_ot_30_03_2010_g_n_64-mh_zaregistrirovannym_myu_30_03_2010_g_n_2090)
  2. https://lex.uz/docs/57043
  3. https://parliament.gov.uz/ru/laws/adopted/85/3396/
Основные термины (генерируются автоматически): нотариальное действие, Узбекистан, документ, юридическое лицо, действие, нотариальная контора, нотариус, лицо, текст документа, удостоверительная надпись.


Задать вопрос