Автор: Кузнецова Ольга Николаевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова О. Н. Тенденции в управлении отраслевыми рисками в промышленности // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 170-174. — URL https://moluch.ru/archive/38/4481/ (дата обращения: 17.12.2017).

Внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития, в январе-декабре 2011 года увеличился по сравнению с январем-декабрем 2010 года на 30,1% и составил 844,7 млрд. долларов США.

Динамика экспорта и импорта обусловила ускорение роста положительного внешнеторгового сальдо, которое в течение 2011 года поддерживалось экспортом нефти и природного газа, рост составил 30,6% относительно 2010 года. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,7%, импорта – 38,3 процента.

Значительный рост стоимостного объема российских экспортных поставок по-прежнему обусловлен ценовым фактором. В отличие от экспорта рост импорта определялся в основном увеличением его физических объемов, в то время как средние цены импорта росли медленнее.

В структуре экспорта России в январе-ноябре 2011 г. увеличился удельный вес топливно-энергетических товаров, снизилась доля металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сырья для их производства.

Экспорт наиболее значимой группы – топливно-энергетические товары – вырос на 34,9 процента. В январе-ноябре 2011 г. по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. стоимостной объем в целом по нефти увеличился на 35,0% за счет ценовой конъюнктуры, физические объемы экспорта нефти снизились на 3,6 процента.

Стоимость экспорта металлов и изделий из них в январе-ноябре 2011 г. увеличилась на 10,3% по отношению к январю-ноябрю 2010 г., за счет повышения средних контрактных цен, несмотря на снижение физических объемов почти всех основных товаров. Экспорт черных металлов вырос (по стоимости) на 16,2 %, за счет роста цен на 28,3% при сокращении физических объемов на 9,4 процента. Следует отметить существенное сокращение физических объемов поставок меди рафинированной (на 66,0%) и никеля необработанного (на 29,5%), физические объемы алюминия необработанного выросли на 3,8 процента.

Доля машин, оборудования и транспортных средств в стоимостных объемах экспорта в январе-ноябре 2011 г. снизилась до 4,2% (в январе-ноябре 2010 г. – 5,3 процента). Начиная со второго полугодия 2011 г. наблюдается замедление темпов роста стоимости экспорта этой группы, так в январе-июне стоимостные объемы экспорта увеличились на 22,5%, а в январе-ноябре - лишь на 3,2 процента. Замедление темпов роста стоимости машин, оборудования и транспортных средств вызвано существенным снижением роста стоимостных объемов экспорта летательных аппаратов и средств наземного транспорта.

Импорт товаров в январе-ноябре 2011 г. составил 276,9 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. на 35,7 процента. К росту импорта привело увеличение внутреннего спроса на товары зарубежного производства и повышение цен на ввозимые в страну товары.

В товарной структуре импорта в январе-ноябре 2011 г. продолжала увеличиваться доля машин, оборудования и транспортных средств, доли других товарных групп снизились.

Опережающими по сравнению с импортом в целом были темпы прироста ввоза машин, оборудования и транспортных средств (47,4%), их доля в стоимости совокупного импорта увеличилась с 44,0% до 47,8%, в том числе с 10,5% до 13,4% вырос удельный вес средств наземного транспорта. Стоимость импорта легковых автомобилей увеличилась в 1,7 раза, а физические объемы возросли в 1,5 раза, импорт грузовых автомобилей увеличился в 2 раза, физические объемы – в 1,9 раза. [1]

Классификация отраслей и термин отрасль промышленности

Отрасль промышленности – это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. 

Отраслевая классификация в России до 1 января 2003 г. определялась Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Ему на смену пришел Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). По характеру воздействия на предмет отрасли делятся на две группы: добывающие и обрабатывающие.

Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве. Таким образом, к добывающей промышленности относят горнодобывающие предприятия - по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относят предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий.

Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

  • доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

  • доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

  • коэффициент опережения;

  • соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

Коэффициент опережения [2] выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Тотр к темпу роста всей промышленности Тпром:

Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в экономике в страны.

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг). В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью - удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии.

Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.

Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны.

Для иллюстрации применения оценки отраслевых рисков и выявления тенденций в управлении отраслевыми рисками, из значимых отраслей промышленности или промышленных комплексов выберем промышленность ориентированную на экспорт и промышленность ориентированную на внутренний рынок. В данном случае нашим критериям будут удовлетворять нефтяная промышленность, являющаяся крупнейшим экспортером страны и отрасль машиностроения, как отрасль, ориентированная в силу ряда причин, на внутренний рынок или даже импортоориентированная отрасль промышленности, при всем при том являющаяся наиболее значимой с точки зрения здоровой структуры развития экономики.

Управление риском строится на нескольких основных этапах, таких как выделение факторов риска и их классификации, оценки факторов риска и выбором метода воздействия на риск. Подход к анализу и оценке отраслевых рисков основывается на разработанной автором классификации отраслевых рисков.

Схема 1. Классификация отраслевых рисков







Структурный риск – возникающий в отрасли как таковой. Структурный риск отражает детальное описание уровня риска отрасли через измерение семи ключевых показателей. Ключевыми показателями являются: барьеры вхождения в отрасль, внутриотраслевая конкуренция, экспорт и импорт в отрасли, уровень государственной поддержки, жизненный цикл, в котором находится отрасль, волатильность отрасли. Риск чувствительности к внешней среде, а именно к внешним влияниям на отрасль. Примером внешних факторов чувствительности могут быть, например, курсы валют, процентная ставка, цены на сырьевые товары. Систематический риск, т.е. уровень колебаний или отклонения, в результатах деятельности отрасли по отношению к результатам деятельности рынка или всей экономики.

В современной предпринимательской и инвестиционной действительности наиболее распространенным является оценка риска перспективы или роста. Многие аналитические и рейтинговые агентства и аналитики основываются именно на оценке данного типа отраслевого риска.

Значение риска перспективы или роста рассчитывается на основе прогнознах данных о росте оборотов отрасли, основанных на предыдущем уровне роста отрасли и в сравнении с другими отраслями. Высокий уровень прогнозируемого роста отрасли свидетельствует о низком уровне риска для предприятий данной отрасли, так как общество любой страны стремится к экономическому росту, а также полной занятости и устойчивому уровню цен. Технический прогресс, быстрое увеличение производственных мощностей и жизненного уровня являются главным направлением развития экономики в любой стране.

Прогнозные данные роста рассчитываются на основе так называемого «драйвера роста», свойственного для той или иной отрасли промышленности. Драйвер роста – это основной ресурс, показатель, влияющий на рост отрасли промышленности. Как правило, драйверами роста отраслей является объем производства по отношению к предыдущему периоду, уровень цен на товары или сырье, спрос на мировых рынках.

По данным экспертов «РИА-Аналитика» [3] промышленность оказалась одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики в 2010 году – рост промышленного производства составил 8.2%. Это один из самых высоких результатов в новейшей истории России. Более высокий результат был отмечен только в 2000 и 2003 годах. Такой существенный прирост в 2010 году во многом обусловлен фактором низкой базы после кризиса, но промышленности удалось в большей степени восстановить докризисный уровень, чем это наблюдалось в отношении ВВП, инвестиций, строительства и ряда других экономических показателей.

В то же время динамика промышленного производства в отраслевом разрезе была неоднородной. Если одни отрасли показали очень существенный рост, то динамика других была относительно скромной. Так, например, если производство транспортных средств и оборудования выросло на 32.2%, то добыча полезных ископаемых – лишь на 3.6%. Данные объемы производства противоположны показателям по отраслям в структуре внешнеторгового оборота России. Какие же показатели учитывать и на каких драйверах роста строить инвестиционную политику и есть ли на текущий момент драйвера роста в российской промышленности?

В том же рейтинге «РИА-Аналитика» по группе «финансовая устойчивость» первую позицию в рейтинге занимает отрасль "производство кокса и нефтепродуктов", которая была лидером рейтинга и в 2009 году. Наибольшее влияние на отраслевые результаты в данном случае оказала нефтепереработка, которая имеет наибольший вес в отрасли (в суммарном сальдированном финансовом результате отрасли на долю производства нефтепродуктов приходится 98.9%). По объемам производства нефтепереработка в 2010 году вышла на рекордный уровень по всем группам продукции (первичная переработка, производство бензина, дизельного топлива и топочного мазута). Рост производства в отрасли в 2010 году был обусловлен увеличением спроса на внешнем рынке, а также существенным увеличением экспорта российского мазута и дизельного топлива. Высокие цены на топливо обусловили высокий уровень выручки и прибыли отрасли, что нашло отражение в высоких показателях рентабельности и самой высокой в рейтинге производительности труда.

Отрасль "производство машин и оборудования", которую можно считать зеркалом процессов модернизации и инноваций, занимает в рейтинге скромное 12 место, сдав две позиции по сравнению с 2009 годом. Несмотря на сравнительно высокий темп роста (12.2%), объем производства в этой отрасли существенно отставал от докризисного уровня. При этом в отдельных секторах отрасли ситуация еще более ухудшилась. В частности, в сельскохозяйственном машиностроении спад по сравнению с 2009 годом составил 20%, а по сравнению с 2008 годом – 40%. Также отмечены очень низкие объемы производства строительной и дорожно-строительной техники, металлургического оборудования.

В 2010 году отрасль "производство транспортных средств и оборудования" продемонстрировала высокие темпы роста (индекс промышленного производства в отрасли составил 132.2% к уровню предыдущего года). Большой вклад в позитивную динамику отрасли внесли автопроизводители – производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 70.4%, а в числе лидеров были производители легковых автомобилей (рост – в 2 раза). Немаловажную роль здесь сыграли стимулирующие меры правительства. Как пример – это растущий спрос на автомобили АВТОВАЗа. Утилизационная программа позволила существенно разогреть потребительский спрос и повысить объемы продаж автомобилестроительных заводов. В то же время сам по себе такой высокий рост является не чем иным, как результатом эффекта низкой базы 2009 года, а по абсолютному объему производства отрасль пока не вышла на докризисный уровень. Поэтому говорить о том, что это привело к существенному улучшению финансовых показателей автомобилестроительных заводов не приходится. Речь, скорее, идет о частичном восстановлении существенно пошатнувшихся позиций в кризис. Рентабельность в отрасли остается на низком уровне, а уровень долговой нагрузки (отношение заемных средств к обороту) самый высокий среди отраслей промышленности.

Таким образом, при построении прогнозов относительно уровня риска, основываясь на драйверах роста - объем производства по отношению к предыдущему периоду, уровень цен на товары или сырье, спрос на мировых рынках – необходимо учитывать базу, от которой ведется отсчет. Драйвер роста основывается на фактических данных за предыдущие периоды, а не на прогнозных значениях и специфике отрасли промышленности.

Отраслевой риск перспективы или роста следует оценивать с учетом теории циклов, кроме того, необходимо принимать во внимание вероятность отраслевого кризиса. Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др.

Отраслевые риски значительно более сложное и многогранное явление, требующее комплексных способов оценки, основанных не только и не столько на оценке риска перспективы или роста, но с учетом структурного риска, риска чувствительности к внешней среде (например, изменение курса валют) и системном риске.

Только определив полную карту риска отрасли промышленности и оценив вероятность риска, можно использовать общепринятые способы воздействия на риск: избегание, сохранение, передача или снижение риска.


Литература:

  1. Министерство экономического развития Российской Федерации. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 году. [официальный сайт] URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения 29.02.2012).

  2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  3. Центр экономических исследований "РИА-Аналитика". Экономические итоги 2011 года – аналитический обзор. [официальный сайт] URL: http://www.ria.ru (дата обращения 29.02.2012).

Основные термины (генерируются автоматически): отрасли промышленности, транспортных средств, промышленного производства, роста отрасли, отраслевой структуры промышленности, объеме промышленного производства, отраслей промышленности, риска отрасли, физические объемы, общем объеме промышленного, физических объемов, темпов роста стоимости, темп роста отрасли, отрасль промышленности, риска отрасли промышленности, рост отрасли промышленности, объем производства, уровне роста отрасли, риска перспективы, уровня риска отрасли.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос