Пути повышения эффективности организации педагогической практики студентов высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 1705 раз

Библиографическое описание:

Набиуллин, Р. Р. Пути повышения эффективности организации педагогической практики студентов высших учебных заведений / Р. Р. Набиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4401/ (дата обращения: 19.12.2024).

Педагогическая практика в институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» является неотъемлемой частью образовательной деятельности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности.

Образование по физической культуре – это есть часть общего образования, процесс формирования физической культуры личности. Физическая культура состоит из двух частей. Первое – формирование двигательной культуры человека, то есть формировать двигательную образованность. Второе – формирование культуры тела (культура телосложения, развитие мышечной мускулатуры тела, антропометрические показатели).

Образование по физической культуре состоит из двух взаимосвязанных частей: на первом этапе происходит вооружение обучающихся знаниями умениями и двигательными навыками, когда студенты занимаются на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Однако этим не заканчивается образовательная деятельность студента-специалиста. Человек считается образованным только тогда, когда он обучает приобретенными самим собой знаниям и двигательным умениям других, то есть своих воспитанников. Поэтому в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования предусматривается 20-и недельная педагогическая практика, которая разделяется по трем последним курсам обучения в высшем учебном заведении.

Основной целью педагогической практики является использование, приобретенных в процессе теоретического обучения, знаний, умений и навыков студентов в организации учебно-воспитательной и внеклассной деятельности с учащимися разных возрастов в роли педагога по физической культуре и учителя по основам безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении. В процессе организации педагогической практики решаются следующие задачи:

  • ознакомить студентов с основными направлениями деятельности образовательных учреждений в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности;

  • содействовать формированию педагогических умений и навыков, позволяющих самостоятельно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе профессиональной деятельности педагога по физической культуре и учителя по основам безопасности жизнедеятельности;

  • способствовать формированию профессиональных качеств личности, обусловливающих интерес к деятельности педагога образовательного учреждения.

Педагогическая практика студентов Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины организуется в образовательных учреждениях разного типа: «Школа», «Гимназия», «Лицей», «Спортивная школа», «Колледж», «Техникум» и т.д. Местами прохождения педагогической практики студентов-практикантов являются образовательные учреждения, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности методиста учебной подгруппы на период педагогической практики.

Педагогическая практика студентов организуется в соответствии с программой практики в форме выполнения учебных заданий студентами. Студенты ИФКСиВМ уже на лабораторных и практических занятиях в рамках изучения дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» составляют пробные документы планирования учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Проводятся ознакомительные занятия с учебными нормативами по педагогической практике. Для студентов-практикантов, методистов института и педагогов образовательных учреждений нами было разработано методическое пособие. В пособии отражены объем учебных заданий по педагогической практике на каждый курс, примерное содержание учебных заданий, образцы заполнения отчетных документов по итогам прохождения практики. Кроме этого, каждый студент в день проведения установочной конференции имеет возможность получить электронную версию шаблонов заполнения отчетных документов по педагогической практике.

Для каждого курса и отдельных специальностей в первый день педагогической практике в Институте физической культуры, спорта и восстановительной медицины организуется установочная конференция. На конференции обсуждаются такие вопросы, как ознакомление студентов с базовыми образовательными учреждениями, с содержанием программы практики, учебными заданиями по направлениям, проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности во время нахождения в образовательном учреждении и организации мероприятий с учащимися разных возрастов. Традиционно выступают директор ИФКСиВМ, начальник отдела практик ФГАОУ ВПО КФУ, заместитель директора по образовательной деятельности, методисты института и общих кафедр педагогики и психологии.

Еженедельно, по пятницам, в Институте проводятся рабочие совещания студентов-практикантов совместно с методистами. На еженедельных совещаниях каждая подгруппа письменно отчитается по итогам прошедшей учебной недели и получает план заданий на следующую неделю педагогической практики. Каждый методист также информирует коллег о состоянии дел в прикрепленной группе, о проблемных студентах, если таких имеются. Обсуждаются общие вопросы организации педагогической практики, согласно по планам проведения мероприятий образовательных учреждений и районных отделов образования.

Педагогическая практика заканчивается итоговой конференцией, где выступают в основном студенты-практиканты. Каждый студент сдает оформленный в папке отчет по педагогической практике, подгруппа готовит отчетный доклад и выступает с презентацией на конференции.

Непосредственное руководство студентами-практикантами осуществляется методистами институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины из числа профессорско-преподавательского состава и педагогами по физической культуре и ОБЖ базовых образовательных учреждений.

В процессе педагогической практики в образовательном учреждении, студент обязан:

  1. Настроить себя на психологически активный «перевод» из ранга воспитуемого и обучаемого в статус педагога, призванного осуществлять воспитание и обучение учащихся.

  2. В период педагогической практики организовать свою деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения и общими требованиями, выполнять неукоснительно распоряжения администрации, методиста ИФКСиВМ, учителей-предметников, педагога-тренера, классного руководителя и старосты подгруппы.

  3. В образовательном учреждении достойно представлять свой институт и себя как будущего квалифицированного специалиста в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, обладающего высокими профессиональными, гражданскими и нравственными качествами.

  4. В образовательном учреждении ежедневно практиковаться не менее 6 часов и упражняться в приобретении основополагающих педагогических умений, необходимых практически в любой учебно-воспитательной деятельности.

  5. Под руководством методиста института разработать индивидуальный план прохождения педагогической практики и выполнить все содержащиеся в нем задания по учебной, воспитательной, оздоровительной, методической и физкультурно-массовой работе.

  6. Тщательно готовиться к проведению учебных занятий по предметам и учебно-тренировочных занятий в прикрепленном классе и в дополнительной группе.

  7. Выполнить весь объем работы согласно по индивидуальному плану.

  8. Разрабатывать развернутые план-конспекты всех проводимых уроков или занятий в спортивных секциях и предоставить их для согласования и утверждения педагогу и методисту института, соответственно, до проведения намеченного мероприятия. Без плана-конспекта студент не допускается к проведению урочного или учебно-тренировочного занятия.

  9. Принять активное участие в обсуждении уроков и учебно-тренировочных занятий, проводимых товарищами по подгруппе, как одной из необходимых форм профессионального совершенствования.

  10. Участвовать в методических занятиях, проводимых методистом ИФКСиВМ, учителями-предметниками, тренером-педагогом по спорту и ответственными преподавателями других кафедр.

  11. Систематически вести учет и оценивание проделанной работы в дневнике студента по педагогической практике.

  12. Профессионально грамотно разработать и своевременно сдать методисту ИФКСиВМ отчетные документы по педагогической практике.

Студент, назначенный старостой подгруппы, дополнительно выполняет под руководством методиста ИФКСиВМ следующую работу:

  • оказывает помощь методисту и педагогу в обеспечении дисциплины в подгруппе;

  • отвечает за оформление «Стенда педагогической практики»;

  • ведет ежедневный учет успеваемости и контроль посещаемости студентами базовых образовательных учреждений;

  • еженедельно составляет отчет, согласует с методистом и предоставляет руководителю педагогической практикой ИФКСиВМ.

  • выполняет распоряжения методиста института и учителей-предметников или педагога-тренера (составление расписания уроков, назначение помощников педагога и анализирующих, распределение обязанностей между практикантами, осуществляет связь с отделом практики и т.д.).

Методист института осуществляет непосредственную организацию педагогической практики в подгруппе и контроль за педагогической деятельностью студентов, систематически посещает базовое образовательное учреждение для оперативного осуществления функциональных обязанностей. Тем самым, в процессе прохождения педагогической практики, методист способствует формированию у студентов-практикантов необходимых педагогических умений в области профессионального ведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре и безопасности жизнедеятельности. Методист несет ответственность за качество выполнения студентами-практикантами всех учебных заданий по педагогической практике.

В этих целях методист института должен в день проведения установочной конференции в институте прибыть с подгруппой студентов-практикантов в образовательное учреждение и организовать ознакомительную встречу для беседы с руководителем образовательного учреждения, педагогами и врачом, назначить старосты подгруппы. В первый же день практики необходимо ознакомить студентов с содержанием педагогической практики и консультировать их в составлении отчетных документов по педагогической практике. Также методист распределяет студентов-практикантов по классам (группам) и спортивным секциям, поручая им выполнение отдельных учебных заданий по внеклассно-воспитательной работе. Методистом определяется недельный объем педагогической деятельности студента-практиканта в образовательном учреждении. В школе организуется, совместно с педагогом, оформление студентами-практикантами стенда по педагогической практике. Методист осуществляет непосредственное руководство каждым студентом-практикантом, обучая его наиболее эффективным методам ведения учебно-воспитательного процесса и внеклассной работы в образовательном учреждении. На протяжении всей практики методист консультирует студентов в решении вопросов по организации педагогической практики в образовательном учреждении, присутствует на урочных занятиях, а также внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, организует анализ и оценку педагогической деятельности практикантов. На еженедельных совещаниях он проверяет и утверждает составленных планов и отчетных документов студентов-практикантов, направляя и корректируя их педагогическую деятельность, а также заслушивает отчеты студентов-практикантов о выполненной работе по недельному плану. Самое важное – методист личным примером осуществляет воспитательное воздействие на студентов, проявляя должный педагогический такт и внимательное отношение к практикантам.


Литература:

  1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р.А.Абзалов. – Казань: изд-во "Матбугат йорты", 2002.- 206 с.

  2. Программа по учебному предмету «Физическая культура» для средних общеобразовательных учреждений. – Казань: «Магариф», 2005. – 50 с.

  3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений // Ж.К.Холодов, B.C.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, физическая культура, образовательное учреждение, методист, методист института, безопасность жизнедеятельности, восстановительная медицина, студент, староста подгруппы, установочная конференция.


Похожие статьи

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников

Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

Психология управления инновационным развитием высшего учебного заведения

Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической работе

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

О методах и результатах исследования педагогических профессиональных установок

К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы

Похожие статьи

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников

Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике

Современные технологии обучения в образовательных учреждениях

Психология управления инновационным развитием высшего учебного заведения

Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической работе

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

О методах и результатах исследования педагогических профессиональных установок

К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы

Задать вопрос