В определении частных понятий педагогической практики в физической подготовке и спорте, а также подготовки студентов к ней опорным является принцип непрерывности. Поэтому теорию и практику следует рассматривать как различные степени человеческой деятельности. Общественная практика — высшая форма деятельности, направленная на непосредственную организацию природы, общества и конкретного человека. Теория в философском значении — лишь отражение действительности в сознании, без практики (в том числе и педагогической) не может преобразовать в окружающем мире ничего. Основной функцией теоретической деятельности является служение практике и обеспечение её ориентирующими программами.
Поэтому оказание непосредственного влияния на действительность в решении всех научных и практических вопросов, связанных с повышением качества и эффективности процесса подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в высших образовательных учреждениях физического воспитания различение теоретической и педагогической деятельности является истинным, объективным критерием, на который можно опираться.
Хотелось бы отметить недостаточность исследований в области совершенствования занятий физического воспитания в школе на уровне современных требований.
Непрерывная педагогическая практика как деятельность всех участников образовательного процесса по обучению способам социальной и профессиональной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыками должна соответствовать практической педагогической деятельности студентов. Однако в программах педагогической практики не всегда можно наблюдать такой подход. Данное состояние дел снижает эффективность и целенаправленность реального учебно-воспитательного процесса.
С философской точки зрения, педагогическая деятельность — это деятельность, проявляющаяся в полностью практических непосредственных отношениях. Однако анализ деятельности студентов в процессе педагогической практики показывает, что от 47,3 % до 52,4 % учебного времени тратится на организационную, методическую, аналитическую и другую деятельность.
Это время расходуется за счет времени на овладение опыта общения с детьми, их организации, формирование воспитательных навыков, вместе с тем развитие своих педагогических способностей. В результате чего практика теряет свою сущность. В период непрерывной педагогической практики в качестве учебно-воспитательного процесса должна иметь место теоретическая деятельность, однако она должна служить в качестве вспомогательной, способствующей реализации целей развития практической педагогической направленности, осознанности. Практическая, теоретическая и другие виды деятельности педагога в системе всегда взаимосвязаны, но они не тождественны, не могут заменить друг друга.
На всю работу по подготовке специалиста-педагога в области физического воспитания и физической культуры оказывают влияние педагогические цели, именно они связывают в одно единое все компоненты образовательного процесса. Конечные цели определяют эффективность педагогических действий, так как конечный результат любой деятельности человека зависит от разработки и ясности процесса направления к цели. К конечным целям педагогической практики можно отнести:
1) Проверку качества и уровень применения в учебно-воспитательной работе профессионально-педагогической подготовки, полученной в высшем образовательном учреждении;
2) Развития умений наблюдательных, аналитических умений, обобщения опыта учебно-воспитательной работы средней общеобразовательной школы, академического лицея и профессионального колледжа;
3) Совершенствование умений изучения учащихся и составления их психолого-педагогической характеристики;
4) Развитие основных навыков проведения учебной и внеклассной работы по специальным дисциплинам и др.
Педагогическая практика должна учить практическому применению полученных в вузе знаний, умений и навыков по специальным педагогическим, психологическим и методическим дисциплинам; проведению самостоятельно учебно-воспитательной работы с учащимися различных возрастных категорий; способствовать формированию навыков творческого решения задач; развитию интереса к педагогической работе; умений вести наблюдения и анализировать передовой опыт организации учебно-воспитательной работы с обучаемыми. Отражение основных целей педагогической практики в большинстве учебно-нормативных актах, на наш взгляд, не случайно.
В вышеизложенном больше говорилось не о целях, а о задачах педагогической практики как неотъемлемой части образовательного процесса в педагогических (физкультурных) высших образовательных учреждениях. При определении целей педагогической практики следует учитывать различия в уровнях педагогической практики, педагога, специалиста, и прежде всего, определить основу подготовки такого специалиста и на каком этапе профессиональной подготовки студенты могут ею овладеть.