Мобильные телефоны и в частности смартфоны приобретают популярность в обществе, в свою очередь потребность в мобильности распространяется и на цели преподавания и обучения. В данной публикации представлена предлагаемая структура мобильного обучения. Она состоит из четырех функциональных уровней: (1) приложения для мобильного обучения, (2) инфраструктура для мобильных пользователей, (3) мобильный протокол, (4) инфраструктура мобильной сети. Кроме того, в сущности, двумя основными вопросами в мобильном обучении являются управление знаниями и учебное сообщество. Фактически, это два уровня изменений в парадигме обучения, о которых пойдет речь в данной публикации.
Ключевые слова: обучение при помощи мобильных устройств
ВВЕДЕНИЕ
Мобильное обучение не отстает от развития беспроводных и мобильных сетей. Каким же образом должны изменяться беспроводные технологии, чтобы обеспечить поддержку этого способа обучения? Феноменальный рост электронного обучения продолжается, но главным образом его развитие затрагивает проводные инфраструктуры. Считается, что появляющиеся беспроводные и мобильные сети, быстрый рост величины проникновения смартфонов в обществе, обусловят создание новых приложений для мобильного обучения.
По приблизительным подсчетам, общее количество пользователей мобильных телефонов в мире в несколько раз больше количества пользователей Интернета. Одним из недавних и значительных изменений в среде обучения стала потребность в мобильности. Смартфоны становятся все дешевле и приобретают популярность в обществе. Вдобавок к этому, экспоненциальный рост беспроводных и мобильных сетей приводит к значительным изменениям в мобильных устройствах, развитии протоколов, стандартизации и сетевой реализации, приемлемости для пользователя.
Мобильное обучение осуществляется главным образом через беспроводную сеть. Возможна его быстрая адаптация для удовлетворения изменяющихся потребностей обучения.
Учащиеся имеют возможность находить и изучать то, что им требуется, в том темпе и в том месте, которое им подходит. Мобильные учащиеся могут работать совместно с преподавателями и другими учащимися, с тем, чтобы учиться лучше. При мобильном обучении учебные материалы могут предоставляться быстрым и экономичным способом в мультимедийном формате.
СТРУКТУРА МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Согласно текущим тенденциям, следующая фаза развития электронного обучения будет сосредоточена на мобильном обучении. Мобильное обучение - это та точка, в которой пересекаются мобильные компьютерные среды и электронное обучение, образуя в результате практику обучения в любое время, в любом месте. Ниже приводится предлагаемая структура для мобильного обучения.
Приложения для мобильного обучения |
Инфраструктура для мобильных пользователей |
Мобильный протокол |
Инфраструктура сети |
Рис. 1. Структура мобильного обучения
Данная структура мобильного обучения устанавливает несколько функциональных уровней, при этом упрощается проектирование и разработка, благодаря чему различные участники (например, продавцы, операторы связи, проектировщики) могут обращаться к индивидуальным уровням. За счет использования данной структуры отдельно взятому субъекту нет необходимости делать все для построения систем мобильного обучения, вместо этого он может отталкиваться от высшей степени функциональных возможностей, предоставляемых другими. Данная структура делится на четыре уровня. На уровне приложений для мобильного обучения становится возможным существование множества новых приложений, а многие из уже существующих приложений для электронного обучения могут быть модифицированы для мобильной среды. На уровне инфраструктуры для мобильных пользователей при проектировании новых приложений для мобильного обучения должны приниматься во внимание возможности пользовательских мобильных устройств. На уровне мобильного протокола ставится цель скрывать сведения об используемой сети от приложений, в то же время предоставляя единообразный и простой в использовании интерфейс. На уровне инфраструктуры мобильной сети качество обслуживания главным образом зависит от ресурсов и возможностей сети. В последующих параграфах дается детальное описание этих четырех уровней.
Уровень 1 – Приложения для мобильного обучения
В условиях наличия неограниченного количества потенциальных приложений для мобильного обучения особый интерес представляют организация учебной деятельности при мобильном обучении и организация активного обучения. Существует множество видов учебной деятельности вне стен мест обучения. Например, учащиеся могут посещать музеи, или получать справочную информацию о производственной деятельности территориально распределенных предприятиях. Организация учебной деятельности при мобильном обучении позволяет проследить местоположение учащегося и оценить его потребности в конкретной ситуации, благодаря чему возможно соответствующим образом осуществить подачу материала учебного курса, таким образом корректируя и стимулируя учебные установки учащегося.
К примеру, при изучении учащимся неизвестного станка ему может потребоваться определенная информация для справки. Соответствующая информация загружается через мобильное устройство. В дополнение к этому, при перемещении от места к месту учащийся может получать информацию о специализации цехов, текущей их загруженности в режиме реального времени. Успешность организации учебной деятельности при мобильном обучении зависит от затрат, надежности беспроводной инфраструктуры и уровня удобства новой технологии для учащегося.
Такая система помогает учащимся осуществлять учебную деятельность без участия другого человека. В среде мобильного обучения учащиеся используют приложение, проводящее пользователя через последовательность действий, которая помогает ему выполнять учебные задания. В качестве примера можно привести интеллектуальные базы данных, применяемые для разрешения проблем с типичными учебными задачами, и карты хода исследований для руководства повседневной деятельностью. Система обеспечивает поддержку исполнения по запросу и указывает шаги, необходимые для выполнения учебного задания.
При упреждающем управлении обучением приложения собирают информацию о потребностях пользователя и затем сигнализируют обучающей системе для предоставления информации и знаний. Существует мнение, что адаптация, управляемая преподавателем, может повысить эффективность коммуникации. Преподаватель может адаптировать учебную информацию к ученику. Этого возможно достичь за счет сбора информации об учащемся в то время, когда он подключается к мобильным устройствам и взаимодействует с ними. Программа инициирует диалог, задает вопросы, а пользователь отвечает. Это может использоваться в реальном времени для адаптации формы и содержания коммуникации, привлекать внимание к определенным аспектам обучающих материалов, которые могли бы быть интересны для ученика с учетом его целей и интересов.
К примеру, приложение может собирать информацию о том, чем занимались учащиеся во время первой экскурсии по предприятию. После экскурсии учащиеся могут получить задание выполнить какую-либо работу, основываясь на такой информации. Преподаватели могут использовать информацию такого рода, чтобы лучше организовать содержание лекций в будущем. Такая подробная информация позволяет им ориентировать учебный курс на учащихся, которым может потребоваться определенный вид навыков и знаний на будущих уроках.
Уровень 2 – Инфраструктура для мобильных пользователей
Мобильные устройства и беспроводные сети могут обеспечивать передачу текстовых сообщений, видеоинформации, изображений и др. данных. Пользователям потребуется соответствующие мобильные устройства, в частности смартфоны, и высокоскоростные беспроводные сети. Важно наличие сетевого взаимодействия, так как разрывы связи существенно влияют на качество информационных услуг. Пользователю необходимы несколько функциональных компонентов для реализации этих приложений. Прежде всего, требуется мобильное устройство с достаточной памятью и вычислительной способностью, соответствующий дисплей и функциональные возможности средств связи. Это может быть карманный персональный компьютер (КПК) с беспроводным модемом или смартфон, предназначенный как для связи, так и для обработки данных.
В то время как такие устройства приобретают еще больше функций и наращивают память и возможности по обработке данных, необходима операционная система для управления ресурсами. В настоящее время наиболее популярны следующие операционные системы: Android, iPhone OS, Windows Phone, Bada, Symbian OS.
Уровень 3 – Мобильный протокол
Мобильный протокол соединяет различные приложения, инструменты, сети и технологии, создавая стандартный пользовательский интерфейс. Важно достичь независимости приложения от устройства и беспроводных технологий. На данный момент обилие операционных систем делает эту задачу сложно разрешимой. Для корректной работы приложения приходится разрабатывать отдельную версию для каждой операционной системы, что существенно усложняет внедрение универсальных решений. Помимо этой проблемы перед разработчиками стоит выбор: разрабатывать веб-приложение или нативное приложение. От этого выбора зависит доступ приложения к ресурсам смартфона, соответственно вычислительные возможности и качество персонализации учебных курсов.
Уровень 4 – Инфраструктура мобильной сети
В отличие от мобильных устройств и протоколов, приложения для мобильного обучения зависят от сетевой поддержки. Два наиболее важных фактора - скорость передачи данных и зона покрытия. Повсеместное покрытие GPRS, 3G или WiFi – это обязательный фактор для успешного внедрения мобильного обучения. В общем, для мобильного обучения требуется беспроводное качество обслуживания, которое влияет на функционирование приложений для мобильного обучения в плане задержки, потерь и других атрибутов качества. Также необходимо управление местонахождениями, являющееся неотъемлемой частью многих приложений для мобильного обучения, в особенности тех, которые связаны с поисками места или учащегося. На данный момент подавляющее большинство смартфонов оборудованы модулем GPS, который позволяет получать хорошую точность при определении географических координат. Также используя технологии сотовой, связи можно получать сектор, в пределах которого находится пользователь мобильного телефона.
Таким образом, необходимы надежные и «живучие» беспроводные сети. Учащиеся могут осуществлять доступ к приложениям для мобильного обучения, даже при различных степенях ошибок сети. Наконец, роуминг позволяет учащимся осуществлять доступ к приложениям для мобильного обучения из любой точки, даже при неравномерном покрытии одиночной беспроводной сети.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И УЧЕБНОЕ СООБЩЕСТВО
Мобильное обучение оказывается всё более и более полезным и эффективным, продвигая и стимулируя усовершенствования для Интернета и мобильных сетей. Сферы, в которых это происходит, включают в себя информационные материалы, управление знаниями; построение сообщества; журналистику; преподавание, обучение; а также системы подготовки учебных курсов. Мобильное обучение обладает следующими характеристиками.
Мобильное обучение динамично. Оно предоставляет сегодняшние информационные материалы, а не устаревшие новости. Имеется доступ к специалистам, работающим в реальном времени, и самым лучшим источникам для непредвиденных случаев.
Мобильное обучение функционирует в реальном времени. Учащиеся получают то, что им нужно, и тогда, когда им это нужно.
Мобильное обучение основано на сотрудничестве, так как люди учатся друг у друга. Оно соединяет учащихся со специалистами, товарищами по работе и равными по профессиональному уровню.
Мобильное обучение индивидуально. Каждый учащийся выбирает род деятельности из персонального меню учебных возможностей, наиболее соответствующих его уровню на данный момент.
Мобильное обучение многогранно. Оно предлагает учебные мероприятия из многих источников, предоставляя учащимся возможность выбрать желаемый формат, или метод обучения, или
организатора обучения.
Мобильное обучение создает учебные сообщества, члены которых настойчиво продвигаются вперед.
Рис. 2. Изменение парадигм обучения
Сильной стороной мобильного обучения является его способность немедленно придать мысли форму. Можно получать идеи от других людей и в считанные секунды делиться ими со всем миром; получать ответную реакцию, уточнения, материалы и так далее. Также между мобильными учащимися без труда устанавливаются соединения и кросс-линки, образуя учебные сообщества. Преподаватели-новаторы поощряют учащихся создавать классные и персональные мобильные веб-сайты. Энтузиазм возрастает, когда учащиеся сами распоряжаются информационными материалами, которые они пишут, редактируют, рецензируют и публикуют. В будущем обучение сможет осуществляться путем формирования персональных цифровых наборов проектов.
Любое обучение – процесс социальный. В прошлом люди узнавали, каким образом можно добиться желаемого эффекта, посредством бесед друг с другом в повседневной жизни. Мобильное обучение предоставляет учащимся свободу, нерегламентированное время и таким образом стимул учиться. Предоставляются способы познания и множественный интеллект. Мобильное обучение не определяет единственно правильного метода преподавания данного конкретного урока данному человеку. Однако оно увеличивает шансы на успех, предоставляя несколько возможных путей для обучения. Его кредо – сосредоточенность на учащемся, ориентированность на учащегося и одержимость учащимся.
Изменила ли техника что-либо в преподавании и обучении? (см. рис. 2) При применении компьютеров в сфере образования в той или иной форме на протяжении более чем 30 лет существовала тенденция воспроизведения условий учебного класса дистанционно. Это виртуальные или онлайновые уроки, модули и проверочные вопросы. Фактически большинство новшеств имитируют те подходы, которые они заменяют. Однако большинство видов компьютеризированного обучения являлись отображением традиционного преподавания и обучения. В прошлом существовали технические проблемы в вопросах несовместимости - например, элемент обучающего программного обеспечения, не соответствующий целям пользователя и работе с аппаратным обеспечением. Но это не подавляло энтузиазма, за которым почти всегда следовало разочарование.
Внедрение информационных технологий, включая Интернет и беспроводные сети, создает общую, удобную для пользователя и общедоступную платформу, которая практически избавлена от проблем совместимости. При Интернет-обучении и мобильном обучении в центр внимания ставится не только обеспечение доступа к информации и знаниям. Модель, ориентированная на преподавателя, постепенно заменяется моделью, ориентированной на ученика, и выходит за рамки только классного и дистанционного обучения, охватывая гораздо более обширную структуру онлайн-ресурсов. Фактически, сосредоточивая внимание на организации информации и используя средства (мобильное обучение и веб-сайты) для того, чтобы сделать эти знания доступными, мы имеем дело с управлением знаниями.
Управление знаниями включает в себя способность собирать, архивировать, организовывать, оценивать и распространять информацию по всему учебному сообществу. При этом задействуется техническое оборудование, но успех зависит в основном от взаимодействия с человеком. При поиске учащимся какой-либо информации или суммы знаний центральным является человеческий компонент, то есть потребность в получении каких-либо знаний.
Учащиеся в учебном сообществе имеют прагматический подход и хотят изучать то, что им нужно для выполнения определенных заданий. У каждого ученика имеется свой персональный стиль или система предпочтений, каждый учится в своем собственном темпе. Не все учатся одинаково. Интерес к познанию нового может сильно различаться. Учащиеся предпочитают сами руководить своим обучением, а не подчиняться в этом вопросе преподавателю. Передача знаний в учебном сообществе в значительной степени является функцией качества и прочности личных отношений.
Учащимся необходимо предоставлять возможности находить друг друга и общаться на регулярной основе. Люди учатся друг у друга чаще, чем у любых других источников, и это остается неизменным. Мобильное обучение выводит преподавание и обучение за пределы физических ограничений учебного класса и образовательных ресурсов. Управление знаниями приносит информацию и знания любому человеку в любом месте незамедлительно и в режиме реального времени. Совместно то и другое характеризуют мобильное обучение таким образом, что оно становится более приемлемым, и скорее частью культуры обучения, чем приложением к ней, что является ключевым фактором успеха мобильного обучения.
В мобильном учебном сообществе, когда учащемуся необходима информация, он может получить ее путем совместной работы с другими учащимися. С этой точки зрения обучение представляет собой не столько получение новой информации, сколько контакты с людьми, которые помогают поместить эту информацию в контекст и предлагают новые пути ее осмысления. Этот социальный аспект является центральным в том, каким образом происходит обучение в мобильном учебном сообществе. Фактически это – центральное свойство образовательной культуры.
Залог успеха заключается в сообществе, в котором люди делятся своим опытом. Обучение и приведение своих подходов в соответствие происходит не только путем получения фактов, но и путем получения необходимой информации от других. Попытка заменить сообщество техникой приведет к изоляции той общественной системы, которая ускоряет обучение. Наше обучение может стимулироваться бесчисленными достижениями техники, но в культуре, не допускающей обучения в контексте, технические средства ничего не добавляют. Техника не может полностью заменить собой культуру обучения. Она представляет собой всего лишь инструмент, применяемый в учебном сообществе. Использование технических средств не побуждает учиться больше, но является отражением того, насколько активной могла бы быть культура обучения. Таким образом, технология мобильного обучения является зеркалом культуры организации в отношении обучения, а не стимулом для ее преобразования.
Электронные средства связи вызвали сдвиг от основанного на местоположении сообщества к онлайновому учебному сообществу, где возникли новые онлайновые образы и личности. Велика вероятность того, что больше времени затрачивается на внутреннюю обработку информации, а не на взаимодействие в обстановке диалога. Однако каким же образом происходит построение сообщества в сетевых группах при отсутствии взаимодействия в диалоге? Возможно ли построение сообщества без этого? Каким образом закладывается основа сообщества, которое базируется на таких идеалах, как моральные принципы, цели, ответственность и нормы общественного поведения, при том, что люди не видят друг друга? Отсутствие взаимной поддержки и участия в группах подавляет дистанционное обучение. Впрочем, при применении простых гуманистических подходов, таких как обнаружение общих интересов, обсуждение личных вопросов и проявление гибкости со стороны преподавателей, впоследствии появится более эффективный опыт дистанционного обучения, который приведет к возникновению более сильного и жизнеспособного мобильного учебного сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения происходят непрерывно, существует постоянная необходимость предоставлять обучающимся образование и знания на уровне современных требований. Людям свойственно концентрировать внимание на постоянном усовершенствовании своих навыков, поэтому среда с комплексной программой мобильного обучения будет для них привлекательной. Экономическая эффективность мобильного обучения также немаловажна. При традиционном аудиторном обучении немалые средства затрачиваются на доставку учащихся к месту проведения занятий и обратно, отрыв от производственного процесса порой делает невозможным сам факт традиционного обучения, а при мобильном обучении значительная часть затрат сокращается. Мобильное обучение рассматривается как более поддающееся учету и измерению, так как благодаря ему предоставляется необходимое обучение именно тем людям, которым оно нужно, в максимально сжатые сроки, и выполняется измерение результатов, для того чтобы удостовериться в достижении поставленных целей.
Однако было бы недальновидным полагать, что мобильное обучение заменит собой традиционное аудиторное обучение. В традиционном учебном классе люди имеют возможность знакомиться друг с другом и развивать отношения. Мобильная связь привела к смещению от привязанной к месту среды обучения к мобильной. В силу того, что больше времени затрачивается на самостоятельную обработку информации, а не на взаимодействие в условиях диалога, такое средство, естественно, подходит более интровертированным людям. Однако без взаимодействия в диалоге и наставничества мобильное обучение становится очень холодным и безличным. Учащимся необходима возможность обращаться к преподавателям и другим учащимся, чтобы задавать вопросы и получать указания. Требуется обеспечение идеальной обстановки, при которой учащиеся смогут выполнять некоторые части учебного курса посредством мобильного обучения, но в стратегически важные моменты собираться вместе в условиях учебного центра.
В самых лучших системах мобильного обучения должны применяться как педагогические, так и информационные подходы. Необходимо сосредоточить внимание и на информации, и на преподавании, и искать возможности внедрить концепцию управления знаниями. Технология является важным инструментом реализации мобильного обучения, но основные задачи, скорее всего, будут заключаться в информационных материалах, стратегии и трансформационных изменениях. В конечном счете, обучение – это деятельность, осуществляемая «от человека к человеку». Благодаря обучению люди получают знания, нужные им, когда в них возникает потребность.
Не следует заменять традиционные учебные классы на мобильное обучение. Для максимизации педагогической эффективности мобильного обучения потребуется развитие новых навыков и методов. Знания - наиболее важный ресурс будущего социального и экономического развития. Дистанционное образование (в том числе мобильное обучение) является решением некоторых из проблем сегодняшнего образования. Оно представляет собой инновационное средство для нового поколения учащихся, которые могут самостоятельно ориентироваться в возрастающих сложностях нашего информационного общества.