Использование новых технологий в образовании становится возможным благодаря их постоянному развитию. Уже сейчас технологии изменили способ преподавания и обучения, например, мы можем использовать карманные персональные компьютеры (КПК), ноутбуки, смартфоны и планшеты для достижения учебных целей. Словарный запас является одним из важнейших и фундаментальных компонентов языка: благодаря ему ученики способны понимать устную и письменную речь. Было проведено множество исследований, направленных на повышение способностей учащихся к изучению лексики посредством мобильных технологий. Они мотивируют учащихся на самостоятельное обучение и позволяют выбирать тот подход, который нравится им. В статье описаны особенности использования мобильных технологий при изучении английского языка, их влияние на лексические навыки школьников.
Ключевые слова: мобильные приложения; лексика; словарный запас; английский язык.
Известно, что мобильные телефоны предоставляют лёгкий доступ к материалам и возможность практиковаться в любое время и в любом месте. Ещё одним преимуществом является ограниченный размер экрана, что позволяет управлять количеством контента, в отличие от других учебных материалов [2, с.20]. Мобильные технологии предоставляет школьникам возможность задействовать четыре навыка: чтение, аудирование, говорение и письмо на английском языке. Помимо этого, учащиеся становятся мотивированными к изучению языка и более вовлечёнными в учебный процесс. В свою очередь, учителя должны мотивировать школьников применять технологии в обучении и предоставить возможность использовать их на уроках в классе. Учащиеся могут использовать мобильные технологии в различных типах обучения [5, с.4].
Новые слова можно прорабатывать в контексте и отдельно. Знакомство с новой лексикой должно осуществляться с помощью речи, произносимой учителем на иностранном языке, а также с использованием различных видов визуального сопровождения. Для формирования лексических навыков применяются упражнения для разминки и речевые упражнения, которые затем необходимо использовать при общении для развития у учащихся навыков восприятия, таких как аудирование и чтение. Упражнения для развития лексических навыков активизируют умственную деятельность учащихся и направлены на уменьшение количества лексических ошибок при выполнении коммуникативных заданий.
Для развития лексических навыков на уроках английского языка ученикам необходимо знание ситуационных, социальных и контекстных правил, которые широко используются носителями языка. Существует много техник, позволяющих учащимся запомнить новые слова и правильно использовать их в своей речи:
− выделение слов в коллокации;
− поиск новых слов и фраз в тексте;
− группирование слов на разные темы;
− поиск синонимов, антонимов и др.
В то же время на занятиях целесообразно проводить учебные упражнения на основе работы с текстом [1].
Современная методология предлагает различные методы и приёмы для представления словарного запаса и его активизации в речи учащихся. Выбирая конкретный метод обучения, учитель должен учитывать несколько факторов: возраст учащихся, их знание языка, цели и задачи урока, а также тип изучаемой лексики. В старших классах развитие учениками навыков самостоятельно выбирать наиболее эффективные методы организации изучения словарного запаса становится обязательным. Школьники также должны иметь возможность свободно применять изученную лексику в ситуациях из реальной жизни.
После ознакомления с новой лексикой необходимо провести серию тренировочных упражнений для первичного закрепления введенного словарного запаса. Задачи этого типа носят традиционный характер:
− сопоставление;
− заполнение пропусков;
− multiple choice;
− завершение предложений;
− замена.
Работа по дальнейшему закреплению полученной лексики обычно проводится на следующем уроке. На этом этапе учитель должен организовать деятельность учащихся, направленную на обучение навыкам использования новой лексики как в восприимчивых типах речевой деятельности (чтение и аудирование), так и в продуктивных типах (письмо и говорение). Важно следовать логической последовательности при выборе задач для представления, первичного и дальнейшего закрепления словарного запаса.
С развитием технологий, на место компьютеров, когда-то доминирующих учебных технологий в классах, приходят планшеты и приложения. Поскольку интерес овладеть той или иной лексикой растёт, становятся доступны различные виды вспомогательных средств, среди которых мобильные приложения являются одним из самых эффективных и популярных. Невозможно отрицать значимость исследований концепций и учебных вопросов, связанных с мобильным обучением. Основываясь на отзывах о мобильных приложениях и их эффективности, а также анкетировании, разработчики приложений могут увидеть, как их приложения влияют на успеваемость учащихся в реальной жизни, выявить их слабые стороны. Приложения могут стать частью новых методов обучения, которые подразумевают использование приложений в качестве домашней работы или выполнение последующего тестирования для оценки результатов. Мультимедийные средства полезны в различных аспектах образования, особенно в овладении языком. Они снижают стресс и беспокойство учеников, мотивируют учеников, предоставляя интересную платформу для представления контента, а также повышения коммуникативной компетентности [3].
Стратегии расширения словарного запаса, применимые к мобильным приложениям: [4, с.133].
− группировка слов;
− формирование образов;
− стратегия повторений.
Группировка слов — это важный аспект запоминания слов, который включает в себя организацию слов в соответствии с группами, эти группы слов обычно связаны общей темой или какой-либо другой характеристикой. Этот метод полезен для расширения словарного запаса, т. к. уменьшает количество отдельных элементов и связывает новое слово с понятием из родного языка.
Образы: они делятся на визуальные и слуховые; визуальные образы основаны на связи между картинкой и словом, которое необходимо запомнить. Ученики связывают понятия в памяти посредством значимых визуальных образов, которые делают процесс изучения слова более эффективным. Люди обычно легко устанавливают связь между словесными и визуальными символами. Ученики могут связывать слова не только с изображением, но и со звуками, создавая слуховые образы. Они делают вербальное обучение более эффективным, связывая новые звуки с теми, которые ученики уже знают. Например, учащиеся могут установить связь между немецким словом «катце» и английским словом «кот».
Стратегия повторений. Повторения важны для учеников, изучающих второй язык, особенно для тех, которые испытывают трудности с запоминанием.
В традиционной системе обучения среда обучения состоит из учебных пособий, досок и книг, самих учащихся и учителя, с помощью которого происходит приобретение знаний. Учителя могут расширить знания иноязычной лексики школьников, используя мобильные приложения. Проанализировав результаты нескольких исследований, было подтверждено, что применение мобильных приложений помогает в закреплении лексики. В частности, можно сделать вывод о том, что данный способ является эффективным за счёт представления содержания в компактном виде с помощью графики и звукового сопровождения при демонстрации значений слов и помогает ученикам при их запоминании. При этом учащиеся проявляют большую мотивацию к изучению, благодаря использованию приложений в качестве средства визуализации материала.
Литература:
- Herrel, A. L. Fifty strategies for teaching English language learners / A. L. Herrel // An ESL teacher‘s tool kit. 2nd ed. Winnipeg. — Canada. Penguin Publishers, 2004;
- Reinders, H., Twenty Ideas for Mobile Phones in the Language Classroom. Teaching English Forum, 2010;
- Rezaei, Azadeh & Neo, Mai & Pesaranghader, Ahmad, The Effect of Mobile Applications on English Vocabulary Acquisition, 2014;
- Schmitt, Vocabulary in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2000;
- Schofield, et al., Going Mobile in Executive Education. How mobile technologies are changing the executive learning landscape, 2015.