Самонаправленное обучение языкам с использованием мобильных приложений: оценка результативности и перспективы внедрения в учебный процесс в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 22.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Дуванов, М. Н. Самонаправленное обучение языкам с использованием мобильных приложений: оценка результативности и перспективы внедрения в учебный процесс в вузе / М. Н. Дуванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116023/ (дата обращения: 16.07.2024).



В статье рассматриваются перспективы самонаправленного обучения языкам с использованием мобильных приложений, описываются методы оценки его эффективности, возможности интеграции в учебный процесс вузов и возможности для совершенствования метода самонаправленного обучения с помощью мобильных приложений. Подчеркивается потенциал мобильных приложений в совершенствовании образовательных процессов и необходимость дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: самонаправленное обучение, мобильные приложения, изучение языков, цифровое образование, гибридные модели обучения.

В современной образовательной среде всё большее значение приобретает концепция самонаправленного обучения. Самонаправленное обучение — это процесс, в котором обучающиеся берут на себя инициативу в планировании, выполнении и оценке своих результатов. Речь идёт об активном участии обучающихся в определении своих образовательных целей, выборе стратегий обучения и оценке своего прогресса. [13]

В контексте быстрого развития технологий и всеобщей цифровизации, мобильные приложения становятся всё более важным инструментом для самонаправленного обучения, особенно в области изучения иностранных языков. Мобильные приложения предлагаются как удобный и гибкий способ изучения языка, который может быть адаптирован под индивидуальные потребности и предпочтения каждого ученика.

Самонаправленное обучение начинается с определения целей обучения и выбора подходящего мобильного приложения. Пользователь может выбрать приложение, которое наилучшим образом соответствует его потребностям и предпочтениям. В некоторых приложениях предложены курсы для начинающих и продвинутых уровней изучения, в то время как в других фокусируются на конкретных аспектах языка, таких как грамматика, словарный запас или произношение. [12]

После выбора приложения пользователь может начать изучение языка, выполняя различные предлагаемые упражнения и задания. В большинстве из них предложены интерактивные упражнения, при помощи которых можно улучшить навыки чтения, письма, аудирования и говорения. Кроме того, во многих приложениях используются технологии распознавания речи для оценки правильности произношения пользователя. [10]

Примеры успешного использования мобильных приложений для изучения языков — Duolingo и Quizlet. В этих приложениях собран широкий спектр обучающих материалов и интерактивных упражнений, которые подойдут огромному множеству учеников. [12]

В Duoligno и Quizlet предложены различные формы обучения, включая карточки для запоминания, тесты, игры и даже социальные элементы, которые позволяют ученикам соревноваться с друзьями и другими пользователями. Эти функции делают процесс обучения более интерактивным и вовлекающим, что может повысить уровень мотивации к обучению.

Важной частью образовательного процесса является оценка результативности самонаправленного обучения. С её помощью становится возможным определить эффективность использования мобильных приложений для формирования универсальных компетенций у студентов. [8]

Одним из основных преимуществ мобильного обучения является мгновенный доступ к различного рода информации. Это позволяет ученикам получить доступ к нужной информации в любое время и в любом месте, что делает процесс обучения более гибким и удобным. [12]

Одной из основных проблем является техническая доступность. Не все ученики имеют доступ к современным мобильным устройствам или стабильному интернет-соединению, что может ограничить их возможности использования мобильных приложений для обучения. [5]

Еще одной проблемой является мотивация студентов. Несмотря на то, что мобильные приложения могут сделать обучение более интерактивным и вовлекающим, некоторые студенты могут испытывать трудности с самостоятельной мотивацией для обучения.

Качество образовательного контента в мобильных приложениях также может быть проблемой. Не все приложения предлагают высококачественные обучающие материалы, а некоторые могут содержать недостоверную или устаревшую информацию.

Для совершенствования технологий самонаправленного обучения в изучении иностранных языков возможно провести работу в следующих аспектах:

— Создателям мобильных приложений следует продолжить работу над развитием адаптивных алгоритмов, благодаря которым учебный материал подстраивают под уровень знаний и индивидуальные потребности учащегося. Использование машинного обучения и искусственного интеллекта позволит более точно анализировать прогресс пользователей и предлагать персонализированные рекомендации, что повысит эффективность самонаправленного обучения.

— Внедрение VR и AR технологий в мобильные приложения для изучения языков может значительно улучшить качество обучения, создавая иммерсивные образовательные среды. Использование таких технологий позволяет ученикам практиковать язык в различных контекстах и ситуациях, приближенных к реальным, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.

— Для улучшения качества обратной связи необходимо улучшение технологий распознавания речи и продвинутых методов анализа текста. Это позволит приложениям более точно определять ошибки пользователей и предоставлять более детализированные рекомендации по их исправлению, что крайне важно на всех этапах изучения языка.

— Создание и развитие имеющихся платформ, которые стимулируют взаимодействие между пользователями, обмен опытом и совместное обучение, может значительно повысить мотивацию и эффективность учебного процесса. Внедрение социальных функций, групповых заданий и онлайн-сообществ способствует развитию коммуникативных навыков и поддерживает чувство общности среди учащихся.

— Для оценки результативности самонаправленного обучения необходимо использовать данные, собранные мобильными приложениями, такие как количество завершенных уроков, время, затраченное на обучение, уровень достижения целей и прогресс в выполнении заданий. Эти метрики позволяют объективно оценить эффективность учебного процесса и выявить области, требующие улучшения.

— Проведение опросов и интервью с пользователями мобильных приложений позволит получить ценные данные о их опыте, удовлетворенности и восприятии эффективности обучения. Качественные исследования помогут выявить субъективные факторы, влияющие на мотивацию и успехи в обучении.

— Организация экспериментальных исследований, в которых группы учащихся, использующие мобильные приложения, сравниваются с контрольными группами, обучающимися традиционными методами, позволит оценить относительную эффективность самонаправленного обучения. Такие исследования должны включать как количественные, так и качественные методы анализа.

Среди перспектив интеграции мобильных приложений для самонаправленного обучения иностранным языкам в ВУЗы можно выделить следующие:

— Члены администраций вузов могут интегрировать мобильные приложения в учебные программы в качестве дополнительного инструмента, поддерживающего формальное обучение. Это позволит студентам продолжать обучение вне классов, получать дополнительные практические навыки и укреплять свои знания.

— Сочетание традиционных методик обучения с мобильными приложениями позволить создать новые гибридные модели обучения, использование которых поможет повысить эффективность учебного процесса. Такие модели могут включать самостоятельное изучение материалов с последующим обсуждением и практическим применением на занятиях.

— Для успешного внедрения мобильных технологий в учебный процесс необходимо обучать преподавателей использованию этих инструментов и поддерживать их профессиональное развитие. Преподаватели должны быть ознакомлены с возможностями мобильных приложений и уметь интегрировать их в свои учебные планы.

— В вузах следует разработать системы мониторинга и оценки внедрения мобильных приложений, чтобы отслеживать их влияние на учебный процесс и результаты студентов. Это позволит своевременно выявлять и устранять проблемы, а также адаптировать стратегии использования мобильных технологий.

Таким образом, мобильные приложения могут стать важным инструментом, способствующим более гибкому, персонализированному и эффективному изучению иностранных языков, что подчеркивает необходимость дальнейших исследований и внедрения данных технологий в образовательную практику вузов.

Литература:

  1. Бисимбаева П. М., Илюшкина М. Ю. Мобильные приложения в обучении иностранному языку как компонент системы вузовского образования [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnye-prilozheniya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-kak-komponent-sistemy-vuzovskogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.06.2024).
  2. Бобылева Г. А., Бормосова Н. Е. Применение мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]// Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 10 (200). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mobilnyh-prilozheniy-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 12.06.2024).
  3. Василиженко М. В., Коротков Е. А. Геймификация как современный метод обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]// Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-sovremennyy-metod-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 12.06.2024).
  4. Данилина Е. К. Анализ опыта внедрения мобильных технологий для обучения иностранному языку на университетском уровне в России и за рубежом [Электронный ресурс]// Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-vnedreniya-mobilnyh-tehnologiy-dlya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-na-universitetskom-urovne-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 12.06.2024).
  5. Данилова Л. К. Цифровизация обучения иностранным языкам в вузе: возможности и риски [Электронный ресурс]// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-vuze-vozmozhnosti-i-riski (дата обращения: 12.06.2024).
  6. Жилина А. И., Чепуренко Г. П. Мобильное обучение как педагогическая инновация в системе управления знаниями [Электронный ресурс]// Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-pedagogicheskaya-innovatsiya-v-sisteme-upravleniya-znaniyami (дата обращения: 12.06.2024).
  7. Зайналова Д. А. Инновационные технологии преподавания иностранных языков [Электронный ресурс]// Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 12.06.2024).
  8. Кудрявцева М. В. Самоуправляемое обучение как важное условие эффективной реализации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]// Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoupravlyaemoe-obuchenie-kak-vazhnoe-uslovie-effektivnoy-realizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 12.06.2024).
  9. Одинокая М. А., Коллерова М. В. Роль образовательных мобильных приложений в изучении английского языка [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovatelnyh-mobilnyh-prilozheniy-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 12.06.2024).
  10. Чиркова В. М. Интеграция мобильных приложений в электронную образовательную среду в процессе изучения иностранных языков [Электронный ресурс]// БГЖ. 2021. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-mobilnyh-prilozheniy-v-elektronnuyu-obrazovatelnuyu-sredu-v-protsesse-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 12.06.2024).
  11. Чоль К. Е., Енсук К. Теоретические аспекты и сущность самоуправляемого обучения [Электронный ресурс]// Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-i-suschnost-samoupravlyaemogo-obucheniya (дата обращения: 12.06.2024).
  12. Шобонова Л. Ю., Смоловик О. В. Использование мобильных приложений при обучении иностранному языку студентов вуза [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mobilnyh-prilozheniy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-vuza (дата обращения: 12.06.2024).
  13. Knowles M. S. Self-directed learning: A guide for learners and teacher. New York: Associated Press, 1975. pp 1–10.
Основные термины (генерируются автоматически): самонаправленное обучение, приложение, учебный процесс, изучение языков, обучение, гибридная модель обучения, оценка результативности, пользователь, процесс обучения, ученик.


Ключевые слова

Мобильные приложения, цифровое образование, самонаправленное обучение, изучение языков, гибридные модели обучения

Похожие статьи

Задать вопрос