Развитие музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 22.08.2021

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Баландина, К. В. Развитие музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики / К. В. Баландина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 124-125. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83782/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье рассматриваются особенности развития музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики. Раскрыты понятия «одарённость», «музыкально-ритмические движения», «ритмопластика».

Ключевые слова: одарённость, музыкально-ритмические движения, ритм, ритмопластика, музыкально-ритмическая одарённость.

В настоящее время одаренность выступает в виде «состояния личностного психологического ресурса, которое дарит возможность креативной деятельности в той или иной профессиональной сфере (т. е. деятельности, совокупной с формированием субъективно и объективно новейшего, применением уникальных подходов в исследовании вопросов, сензитивностью к ключевым, далеко идущим путям решения той или иной отрасли, доступностью всем инновациям и т. д.) 4.

Следует отметить, что одаренность выделяет интегральные качества личности. Так, например, В. Д. Шадриков определяет одаренность как интегральное проявление способностей в разных видах деятельности. Беспристрастным началом для интеграции отдельных способностей, согласно автору, является деятельность (ее психологическая структура). Именно деятельность является той формой, которая создает количество умений, обязательных для ее благополучного выполнения 6.

Понятие одаренности как единой особенности зафиксировано и в коллективной монографии ведущих российских экспертов в области исследования способностей и одаренности «Рабочей концепции одаренности». Следуя актуальному «рабочему» понятию, одаренность — это «единое, формирующееся в течение жизни качество психики, которое находит способ достижения человеком гораздо максимальных (необычных, незаурядных) показателей в одном или нескольких видах деятельности по аналогии с другими людьми» 2.

В большей мере это указывает на то, что одаренность одного и того же вида может иметь исключительный, особый характер, потому как уникальные элементы одаренности у многих личностей могут проявляться по-разному. Наиболее яркая одаренность (или талант) указывает на наличие большого потенциала во всех видах деятельности, а также о силе интеграционного развития «внутри» личности, увлекающего его индивидуальную сферу.

С позиции отечественных психологов, одаренность — это комплекс умений и навыков, создающих успешность (уровень и своеобразие) реализации поставленных задач. При этом весь комплекс компонентов одаренности, должен составлять единую функциональную структуру, контактировать друг с другом.

Музыкально-ритмическая одаренность по своей природе многозначна и показывает природу одаренности как феномен меняющегося, превращающегося, многомерного. Одаренные музыкально-ритмическими способностями дети, уже в раннем возрасте, отличаются от своих сверстников мгновенным и твёрдым усвоением музыки. У таких детей весьма рано обнаруживается способность подбирать на инструменте по слуху (к примеру, композитор А. Даргомыжский стремился подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно на шестом году).

При формировании музыкально-ритмических способностей, следует предоставить ребенку шанс поверить себя в разных формах музыкального творчества, к примеру — музыкальном движении 3, с.67. Услышать длительность музыкального предложения, почувствовать характер произведения, передать особенности развития музыкального произведения и выразить себя в самостоятельном решении, вот что дают ребенку, музыкально-ритмические движения.

Одной из разновидностей деятельности, тесно связанной с музыкально-ритмическими движениями, является ритмопластика. Ритмопластика способствует формированию у детей музыкальности, кинетических качеств и умений, чувства ритма, темпа, креативности, нравственно-эстетических качеств, психологической раскованности. Ритмопластика улучшает референтивные навыки, моторику и концентрирует эмоциональный мир ребенка, динамично влияет на центральную нервную систему и состояние высших психических функций. Именно в этом заключается актуальность данной темы [1].

Б. М. Теплов сделал вывод, что моторика — это целостная составляющая чувствования ритма, а не параллельное по взаимосвязи к нему проявление. Он отмечает, что ритм в музыке ощущается всеми клетками организма, слухом и сознанием. Во время восприятия музыкальных произведений у человека интуитивно появляется тяготение к движению. Ритм в музыке в большей степени действует на эмоциональность человека. Чувствование ритма — это динамичный процесс, непосредственно относящийся к восприятию музыки [5].

Суть ритмопластики содержится в погружении и разграничении средств музыкальной экспрессии, формы, изобразительности, образности и развития выразительности движения.

Таким образом, функция ритмопластики как действенного средства формирования музыкально-ритмической одаренности, состоит в индивидуальной особенности ритмопластики — полнота влияния на организм и на все качества личности ребенка. Задача педагога в ритмопластике, заключается в развитии чувства темпа-ритма, функция которых, в большей мере значима для усвоения программных умений. Создание комфортной атмосферы для детей во время занятия по ритмопластике, это гарантия достижения положительного результата [1].

Миссия педагогов заключается в том, чтобы сформировать у детей навык к восприятию нового материала, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети обучаются творческому методу решения задач и не только музыкальных. Главное — укрепить в ребенке его скрытые возможности, чтобы в будущем он стал уверенным и счастливым человеком.

Литература:

  1. Аджимуратова, З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 655–658.
  2. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993.- 153с.
  3. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Н. Г. Пантелеев и др.; под ред. Н. Г. Ветлугиной. — М.: «Просвещение», 1989. — 79с.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  5. Теплов, Б. М. Способности и одаренность: в 2 т./ Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. Т.1. С.15–41.
  6. Цагарелли, Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: автореф. дисс.… канд. психол. наук / Ю. А. Цагарелли. — Л., 1981. — 34с.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренность, ребенок, большая мера, вид деятельности, движение, музыкально-ритмическая одаренность, особенность развития, ритмопластика, способность, чувствование ритма.


Ключевые слова

ритм, ритмопластика, одаренность, музыкально-ритмические движения, музыкально-ритмическая одарённость

Похожие статьи

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Определено влияние ритмопластики на развитие чувства темпо-ритма у детей старшего

 Статья посвящена проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного

Ритмопластика — это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения...

Развитие творческих способностей детей посредством...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку

С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не в коей мере не утратила...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Особенности развития музыкальных способностей детей...

Библиографическое описание: Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного

В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного...

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей...

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая

На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью...

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют своиособенности и возможности проявления себя как в танцевальных движениях, так и в восприятии ритма и пространственных...

Похожие статьи

Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма...

Определено влияние ритмопластики на развитие чувства темпо-ритма у детей старшего

 Статья посвящена проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного

Ритмопластика — это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения...

Развитие творческих способностей детей посредством...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку

С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не в коей мере не утратила...

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Особенности развития музыкальных способностей детей...

Библиографическое описание: Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного

В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного...

В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности.

Развитие музыкально-ритмических способностей детей...

Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая

На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью...

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

И чем одареннее ребенок, тем выше его творческий потенциал. Грамотно выстроенная музыкально-художественная деятельность дает дошкольникам широкие возможности для проявления и развития музыкальной одаренности в детском музыкальном творчестве.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей...

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и...

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через...

Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном уровне происходит различно, ведь каждому возрастусоответствуют своиособенности и возможности проявления себя как в танцевальных движениях, так и в восприятии ритма и пространственных...

Задать вопрос