Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 16.08.2021

Статья просмотрена: 1872 раза

Библиографическое описание:

Горелик, Е. А. Современное детство в руках цифровой эпохи: теория, исследование в Арктическом регионе, пути профилактики / Е. А. Горелик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 84-96. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83668/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся аргументы о негативных последствиях раннего и чрезмерного влияния цифровых технологий на растущий и созревающий организм. Рассмотрены результаты исследования в Арктическом регионе по данной теме. Предложены пути решения проблемы и меры профилактики гаджет-зависимости у детей.

Ключевые слова: ребенок, гаджет-зависимость, родители, виртуальный мир.

The article talks about the tendency of gadget-dependence among children. It describes the mechanism of it’s formation and clinical features; explains the importance of maintaining mental and physical well-being of a child due to the excess use of gadgets. The article is provided with the arguments about the negative consequences of the early and excessive influence of digital technology upon growing and maturing organism. The results of the research in the Artic Region are also considered in this article. As well as this, it suggests ways of solving those problems, and ways of prevention from digital addiction among children.

Keywords: a child, gadget-addiction, parents, virtual world.

Актуальность. Новейшие информационные технологии прочно вошли в жизнь человека и вызвали изменения во всех сферах его деятельности. Сегодня электронными устройствами начинают пользоваться с самого раннего возраста. Тенденция к детской гаджет-зависимости приобретает массовый характер. Замечено, что уровень развития детей в психо-речевой, двигательной сфере с годами снижается в каждом конкретном возрасте по сравнению с нормами, и это происходит несмотря на высокие темпы развития цифровых технологий. В настоящее время, когда растет поколение «экранных детей» тема становится все более актуальной. Однако ей уделяется недостаточно внимания работниками здравоохранения, образования и родителями.

Целью данного исследования является подтвердить факт, что среди современного поколения детей нарастает склонность к более раннему и чрезмерному взаимодействию с электронными устройствами, что может быть причиной некоторых нарушений физического и психо-речевого развития ребенка; оценить уровень значимости гаджетов в жизни здоровых детей и детей с различной патологией нервной системы, живущих на Севере; выявить различия в исследуемых группах по данной теме; привлечь внимание к проблеме широкий круг общественности; создать и внедрить профилактическую работу по гаджет-зависимости.

Задачи исследования: узнать, с какого возраста родители позволяют детям пользоваться гаджетами, сколько времени они проводят за ними в течение дня; играют ли дети в компьютерные игры и какие предпочтения есть в мультфильмах; определить количество детей и возраст, у которых клинически выражена зависимость от гаджетов; выяснить, насколько сегодня родители способствуют формированию неправильной пищевой привычки путем неотъемлемого сочетания кормления с просмотром планшета; изучить отношение родителей к данной проблеме и принимаемые меры для профилактики гаджет-зависимости.

Обзор предыдущих исследований показал, что публикаций по теме гаджет-зависимости среди детей дошкольного возраста в Арктическом регионе нет, поэтому результаты являются особенно ценными и имеют практическое подтверждение актуальности заданной темы.

Введение и теория. Сейчас виртуальный мир представляет много положительных возможностей — получать образование, покупать товары и зарабатывать на дому, контролировать местоположение и учебу детей, сохранять чистоту в доме, поддерживать общение на дальних расстояниях. Вместе с этим люди уже не так социализированы, как раньше. Вспоминая советское детство, за неимением изобилия игрушек дети много времени проводили во дворе, на свежем воздухе, где активно развивались двигательные, речевые навыки, мышление и речь, укреплялось физическое здоровье. Но на данном этапе жизни мы все чаще видим, как современные дети больше времени проводят у экранов планшетов и телефонов, поскольку электронный мир для них стал привлекательнее, чем живая среда. Разобщенность детей начинает проявляться с самого раннего возраста, поэтому минусы цифрового века становятся очевидными.

Причина вовлечения детей в электронный мир кроется в сформировавшейся зависимости на молекулярно-клеточном уровне. Ведущей гипотезой патогенеза болезней зависимости является дофаминовая теория, разработанная еще в 1988, 1992, 2001 д.м.н., профессором, академиком РАН Анохиной И. П. Основным нейромедиатром, работающим в «системе награды» является дофамин (ДА), хотя там представлены и норадреналин (НА), и серотонин (5-НТ). «ДА концепция» патогенеза болезней зависимости стала общепринятой и распространена в различных странах [1]. Нейрохимической основой являются длительные патологические изменения в работе дофаминовой нейротрансмиттерной системы мозга (мезокортиколимбическая система, система подкрепления или «награды»), повышение уровня метаболизма дофамина в структурах мозга, функционально связанных с системой подкрепления [2], нарушение его процессов синтеза и утилизации с формированием порочного круга дофаминовой зависимости. Предполагается, что механизмы зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) и остальных аддиктивных состояний (нехимические зависимости, поведенческие зависимости) схожи [2].

Так, телевизор, компьютер, планшет или телефон выступает раздражителем, разовый просмотр или игра на котором приводит к значительному повышению концентрации свободного дофамина. В физиологических условиях происходит выброс дофамина в межсинаптическую щель, стимуляция постсинаптических рецепторов, обратный захват избытка нейротрансмиттера определяет естественную «дозу удовольствия» для организма. Однако ежедневное, неконтролируемое длительное нахождение за гаджетами приводит к функциональному истощению системы, в результате которого концентрация дофамина снижается, толерантность растет, ребенку требуется все больше времени для получения удовлетворения от игры на планшете, формируется более высокий новый уровень системы и ускорение метаболического круговорота, далее происходит разбалансировка синтеза и утилизации нейромедиатора, когда избыток дофамина становится постоянным, что обуславливает огромное чувство удовольствия и эйфории. В итоге возникает «порочный круг» метаболизма дофамина в мезокортиколимбической системе подкрепления мозга, который является биологическим проявлением сформированной зависимости. Это новое функциональное состояние ДА системы обладает способностью к длительному существованию [2].

Портрет гаджет-зависимого ребенка специфичен и легко заметен: он большую часть времени может проводить за планшетом; занятия / игрушки / конструкторы не вызывают особого интереса; любая просьба, отрывающая от экрана провоцирует сопротивление и негативную реакцию в виде плача и протеста; после выполнения заданий снова появляется влечение к устройству; прием пищи, ожидание в очереди, медицинские манипуляции (проведение ингаляционной, инфузионной терапии) или другие мероприятия сопровождаются просмотром мультфильмов поскольку без данного способа ребенок раздражителен, неспокоен и препятствует совершению необходимых действий.

Признаки гаджет-зависимости описаны в литературе. Изменения касаются настроения, времени игры за гаджетом, ухода от проблем и отсутствия других интересов в жизни, взаимоотношений с родителями и сверстниками, учебы, здоровья и представлены ниже [3–5]:

1. Настроение

– ухудшение настроения, когда нет возможности пользоваться гаджетом или заканчивается время игры на нем,

– возникновение чувства эйфории, когда ребенок в предвкушении пребывания у экрана,

– ребенок чувствует себя счастливым больше, когда имеет возможность подержать в руках гаджет и играть в него,

– после пользования тем или иным техническим приспособлением проявляет раздражительность, агрессивность в общении;

2. Время

– постепенное увеличение времени, проводимого в гаджете,

– неудачные попытки контролировать время игры на устройстве,

– желание пользоваться им более 30 минут в день;

3. Уход от проблем

– использование гаджета с целью ухода от текущих проблем,

– игнорирование своих обязанностей,

– отсутствие других интересов, целей и стремлений,

– фанатичное отслеживание новинок техники и виртуальных игр, неконтролируемое желание их получить;

4. Взаимоотношения

– потеря весомых взаимоотношений вследствие использования гаджета, ссоры из-за длительного пребывания у экрана,

– пренебрежение семьей и друзьями: ребенок практически не общается с ними, а больше уходит в виртуальный мир;

5. Учеба

– при постоянном пользовании гаджетом возникают проблемы в обучении (в дошкольном или школьном) из-за нарушения формирования основных высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти,

– после игр на устройствах ребенок с трудом переключается на новый вид занятий, мыслями и вниманием застревая в прошлой деятельности;

6. Здоровье

– проблемы со здоровьем вследствие использования гаджета, связанные с влиянием на зрение, опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), эндокринную систему.

С точки зрения психологической безопасности ребенок не должен видеть включенный телевизор (даже если он работает фоном) и играть в гаджет до 3 лет [6]. Таких же возрастных рекомендаций придерживается Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [7]: младенцы и ранний возраст — запрещено, дошкольный возраст (3–7 лет) — до 30 минут в день, младший школьный возраст (7–10 лет) — 30–50 минут в день, старший школьный возраст (11–18 лет) — 1–3 часа в день.

Почему не стоит давать гаджеты ребенку до трех лет?

  1. Потому что этот период особенно важен, так как созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции, двигательная сфера [8].
  2. Развивается фантазия, творческие способности, внутренняя речь.
  3. Период до трех лет является наиболее оптимальным периодом для становления речи [9], поскольку в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются нейронные связи, которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения [10].
  4. Это период сензитивного развития человека, когда главными инструментами познания мира вообще и слов, в частности, являются ощущения. Ребенок должен иметь возможность получать как можно больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных) [11]. Если рассмотреть пирамиду обучения Вильямса и Шелебергера, то базой, на чем строится все развитие ребенка, является сенсорная система, и проблемы именно в ней могут послужить пусковым механизмом в нарушениях созревания других сфер. Возможно ли развитие всех ощущений посредством экрана? Мозг ребенка перенасыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях [12]. Поэтому для нормального психического развития ребенка необходимо создавать сенсорно-обогащенную среду с живым эмоциональным общением без использования гаджетов.
  5. Развитие детского организма при использовании гаджетов происходит под незримым воздействием электромагнитного излучения, неблагоприятное влияние которого изучено и возможные побочные симптомы описаны (остановимся на этом ниже).

Таким образом, рождаясь, мозг имеет огромный потенциал возможностей, но находясь в условиях, которые не отвечают требованиям для его физиологически нормального созревания и развития, формируются искусственно вызванные задержки в когнитивной, эмоционально-волевой, психо-речевой, двигательной сферах.

У гаджет-зависимых детей происходит отставание в развитии по всем направлениям. В литературе приводятся различные примеры патологических изменений и состояний, которые являются результатом гаджет-зависимости и будут описаны ниже. К ним относятся: расстройства аутистического спектра [13]; снижение фантазии и творческой активности [5]; недоразвитие внутренней речи. Как указывает Л. С. Выготский, без внутренней речи мышление не развивается или развивается дефектно [14]. Отсутствие внутренней речи, анализа, воображения у ребенка приводит к внутренней пустоте и постепенно общение со сверстниками оказывается все более поверхностным и неинтересным, самостоятельно занять себя и придумывать игры становится сложнее так как ребенок уже привык к «пассивному» дофамину, когда включая электронные устройства каких либо серьезных энергетических затрат не требуется, и в результате мозг все чаще «выбирает» гаджет нежели виды активного развлечения, где нужно прикладывать собственные знания и усилия. Далее в подростковом возрасте взамен на планшет придет другой вид легкого получения удовольствия — первый алкоголь, табак и курительные смеси, наркотики.

Появляются сложности восприятия информации на слух и дефицит концентрации [5], когда ребенку становится труднее удерживать внимание, быть вовлеченным в игру или занятие, переключаться с одного вида деятельности на другой. По моему наблюдению, дети с установленным диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) способны находиться у экрана телефона или планшета достаточно длительное время, что является одним из способов «удержания» ребенка на месте. В таком случае синдром еще больше закрепляется, поскольку гаджеты способствуют снижению концентрации внимания и дестабилизации нервной системы, которая имеет свои особенности при СДВГ. Двигательная расторможенность с импульсивностью поведения становится выражена сильнее после прекращения игр, а заболевание продолжает существовать, двигаясь по замкнутому кругу.

Особую роль имеют игры на компьютере или сотовом телефоне, которые привлекают различными яркими сенсорными эффектами, простым сценарием и доступной способностью скрасить свой досуг. Большинство из них не требуетвысокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Настороженность вызывают игры ролевого характера, когда игрок принимает на себя роль виртуального спасителя и переносит правила электронного мира, способы действия в нем в настоящую жизнь. При этом его личность деформируется, так как играющий присваивает себе характерные черты своего персонажа [15], что влечет за собой проблемы в реальной действительности. Во время агрессивных игр происходит выработка и накопление гормона страха — адреналина и гормона стресса — кортизола, и в результате их избытка ребенок совершает злобные поступки в школьной или дворовой среде, поэтому чрезмерное время в играх с опасной воинственно-суровой тематикой вызывает повышение детской жестокости и агрессивности [5], особенно ярко заметное в подростковом возрасте, когда порочный круг дофаминовой гаджет-зависимости настолько сильный, что «разорвать» его получается сложнее. Родители, в попытках отвлечь ребенка от многочасового пребывания за компьютерными играми, бывают объектом эмоционального срыва и даже физического насилия, случаи которых можно увидеть в различных источниках средств массовой информации.

Гаджеты влияют на развитие памяти — она становится неглубокой и короткой, поскольку формируются другие механизмы запоминания и удержания информации, это так называемое «клиповое мышление» — мышление, построенное на образах, а не на логике [16]. Имея мгновенный доступ к необходимым материалам такого важного навыка как поиска информации, ее фильтра, обработки, при этом и запоминания полученных знаний не происходит. Изменения в головном мозге, связанные с расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией сегодня имеют общее название — «вирус цифрового слабоумия».

Посредством яркого синего цвета экрана гаджетов в головном мозге повышается патофизиологическое возбуждение и изменяется суточный биоритм человека путем нарушения секреции эпифизарного (центрального) мелатонина, 70 % суточного объема которого приходится на ночное время. Из-за отсутствия должного уровня темноты синтез гормона происходит в недостаточном количестве. Одновременно происходит перегрузка световыми, звуковыми стимулами с экрана и полноценного отдыха мозга для переработки поступающей информации не наступает. У ребенка появляются проблемы со сном (трудности с засыпанием, ночные пробуждения, появление страхов и ночных кошмаров), изменение поведения в виде капризности, плаксивости, раздражительности, а у взрослых — прогрессирование большинства возраст-ассоциированных заболеваний: возрастного гипогонадизма, ожирения, инсулинорезистентности, сахарного диабета 2 типа, никтурии, эндотелиальной дисфункции, а также ускорение биологического старения человека, и независимо от других причин повышается риски развития онкологических заболеваний [17]. Таким образом, использование гаджетов перед сном вызывает нарушения секреции эпифизарного мелатонина и в настоящее время становится одной из важнейших причин нарушений ночного сна у современного человека [17].

К сожалению, сегодня повсеместно распространяется тенденция к формированию неправильной пищевой привычки у детей, когда ребенка кормят только за мультиками в планшете или телефоне. Такой вид кормления чаще применяют если ребенок не хочет кушать, отказывается от еды или ведет себя недолжным образом за столом. Конечно, родителям очень важно накормить ребенка, порой даже прибегая к такого рода насильственному кормлению через отвлечение в виртуальный мир. В последующем привычка настолько сильно закрепляется, что при отсутствии гаджета прием пищи становится невозможным и проявляется бурной протестной реакцией. Что происходит в головном мозге ребенка, когда каждый раз одновременно с приемом пищи включают мультик? Согласно основным положениям нервно-рефлекторных процессов великого ученого И. П. Павлова и проводя аналогию его опыта с собакой, в головном мозге ребенка формируется стойкий условный рефлекс, выработанный при жизни, который закрепляется неразрывной связью между телевизором (экраном) и насыщением. С раннего детства определяется доминантная модель: «телевизор — еда — выработка желудочного сока». В будущем ребенок не сможет иначе принимать пищу. Причем осознания чувства радости, удовольствия, насыщения не происходит (ребенок не «слышит» потребности организма), так как все рецепторы и органы чувств погружены в экран, а не в процесс приема пищи. У детей старшего возраста просмотр ТВ часто сопровождается употреблением фастфуда, что в динамике проявляется заболеваниями ЖКТ и избытком масса тела.

Речевое развитие ребенка формируется под влиянием биологических и социально-педагогических факторов. Значение гаджетов в этом тонком процессе стало играть свою неблагоприятную роль. Логопедами и неврологами отмечается значительное повышение числа детей с задержкой речевого развития, что связано с их ростом и развитием в современных условиях, то есть в неконтролируемой информационной среде, где общение с родителем все чаще заменяется на планшет с мультфильмами, выступающий в роли няни. Известный Петербургский логопед, специалист высшей категории, шеф-редактор издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и журнала «Дошкольная педагогика», автор множества пособий по развитию речи у детей Н. В. Нищева говорит, что «речь ребенка развивается только при живом общении» [18], то есть в диалоге. Просмотр планшета является монологом, где представлены готовые образы и речевые шаблоны с быстрой сменой кадра и механической беглой речью, сложной для восприятия детским мозгом, речь малыша и мелкая моторика остаются в пассивном состоянии. Известно, что ребенок растет и учится через подражание, однако сегодня он меньше слышит настоящую живую тонально окрашенную речь родителя с песенками и потешками, и вместе с этим меньше видит, как произносятся звуки, поэтому развитие через подражание замедляет свои темпы. Давая телефон или планшет ребенку раннего возраста, создается препятствие для непосредственного речевого и эмоционального общения между родителями и детьми, диалога в полноценном объеме не происходит, что приводит к задержке речевого развития. Подобная замена прямого человеческого общения в семье представляет угрозу нормальному формированию социальной, психической и речевой культуры детей [19]. «Попутчиками» к задержке речи сегодня является так же длительное присутствие соски во рту ребенка, питье ребенком старше 1 года из бутылочки вместо кружки, необоснованно продолжительное грудное вскармливание, ограничение ребенка в формировании навыка ползания посредством использования манежей или ходунков, неправильное введение прикормов с отсутствием своевременно введенной твердой пищи (развитие жевательной мускулатуры, артикуляционного аппарата), долгое катание в коляске вместо пеших прогулок (старше 2–3 лет).

Важно учитывать особенности некоторых современных мультфильмов по сравнению с советскими мультиками: быстрая смена кадра (ребенок не успевает запомнить, понять и отследить сюжетную линию), картинки с непонятными персонажами, сюжет сомнительного характера, яркие цвета и резкие звуки, возбуждающие нервную систему ребенка, что впоследствии негативно отражается на его поведении и сне. Нездоровый современный контент с экранов телевизора и социальных сетей преподносит истинную патологию за абсолютную норму: больше пропагандируется неряшливая одежда, женоподобный образ мальчика с косичками и накрашенными ногтями. В мультфильмах показывают мужественных, сильных девушек-воинов, борющихся за спасение мира, а юношей — добрых и покладистых. Все это может серьезно деформировать гендерное поведение ребенка на подсознательном уровне, особенно в подростковом возрасте, когда дети начинают активно заявлять миру о себе и пытаться ярко выделиться из толпы. Как говорит Ирина Медведева, директор Общественного института демографической безопасности, «происходит искусственное психическое заражение общества» [20].

В настоящее время накоплено достаточно знаний, проведено много исследований о влиянии электромагнитного поля (ЭМП) на организм человека. Безопасность излучения от источников ЭМП — современных коммуникационных устройств (сотовых телефонов, компьютеров, планшетов) все больше опровергается. Сегодня уже определены критические системы организма, которые наиболее чувствительны к ЭМП. Это нервная, иммунная и эндокринная системы организма человека [21]. Потенциальный риск для здоровья детей очень высок: поглощение электромагнитной энергии в голове ребенка значительно выше, чем у взрослого (мозговая ткань детей обладает большей проводимостью, меньше размер головы, кости черепа тонки); детский организм обладает большей чувствительностью к ЭМП, чем взрослый; мозг детей имеет большую склонность к накоплению неблагоприятных реакций в условиях повторных облучений электромагнитным полем, которое влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности [22]. Нейропластичность — уникальное свойство созревающего головного мозга ребенка, это способность видоизменяться в зависимости от условий и воздействий окружающей среды, выстраивать новые нейронные связи — здоровые или патологические, и благодаря этому свойству он адаптируется к действию постоянного излучения, продолжая свое развитие, однако насколько оно будет здоровым покажет время. По мнению членов Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений (РНКЗНИ), следует ожидать возможные ближайшие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессовым реакциям, повышение эпилептической готовности [22]. Международное агентство по исследованию рака (МАИР) при ВОЗ классифицировало радиочастотные электромагнитные излучения, включая излучение сотовых телефонов, по группе 2В, как возможный канцерогенный фактор [23], который повышает риск развития глиом.

Пребывание у телевизора с ежедневным потоком негативной новостной информации способствует погружению психики человека в чувство страха и паники с последующей трансформацией в депрессивные состояния, обострение хронических заболеваний и появление психосоматических болезней на фоне постоянного стресса. «Одна из самых распространенных ошибок в наше технологичное время — оставлять включенными различные источники информации, особенно радио и телевизор… Когда он работает, все поглощены тем, что происходит на экране, не разговаривают друг с другом, не обсуждают свои дела, создается недружелюбная обстановка, уходит радость …», — пишет Брайан Трейси в своей книге «Don't worry, be happy, или Живи проще» [24]. Проводя вечера у телевизора, уменьшается время и качество общения с членами семьи, что ведет к постепенному отдалению друг от друга и разрушению семейных отношений.

К другим модификациям в организме относятся со стороны органа зрения «синдром сухого глаза» и нарушение аккомодации, со стороны опорно-двигательного аппарата — нарушения осанки, ЛОР — органов — поражение слуха, а также туннельный синдром (синдром карпального канала), который развивается при ущемлении и длительной компрессии срединного нерва внутри запястного канала в результате высокой нагрузки на кисть, в том числе при работе на клавиатуре или «мышкой».

Зависимости от виртуального мира больше подвержены те дети, у которых страдает привязанность между родителем и ребенком; нет взаимопонимания и доверительного отношения в семье (в подростковом возрасте особенно), а вместо этого — недостаток тепла и внимания; присутствуют сложные отношения с другими детьми в коллективе; имеется потребность в собственном контроле и в сильных эмоциях; низкая самооценка. При наличии этих факторов ребенок получает недостающие ощущения, находясь за гаджетами. Важно понимать, что полное ограничение ребенка от современных устройств также может привести к зависимости в будущем, поэтому сегодня очень важен осознанный подход и здоровый баланс в данной теме.

Источником детской гаджет-зависимости являются родители, поскольку первыми дают в руки ребенка телефон или планшет. Подобная игрушка сегодня стала универсальной «няней» для развлечения детей. Сами того не подозревая, родители подсаживают ребенка на острую иглу легко доступной дофаминовой гаджет-зависимости, таящей опасности отдаленных последствий на умственное и физическое развитие подрастающего поколения. На протяжении более двух десятилетий произошла значительная трансформация родительской фигуры, и сегодня становится легче дать «электронную» игрушку, чем заниматься и играть с ребенком. Причинами данного явления считаю ложную информацию о положительном (раннем) развитии ребенка с помощью мультфильмов, телепередач; синдром эмоционального выгорания мам (родителей); особенности характера и воспитания самой мамы (когда не сформирована материнская доминанта); недостаток знаний о развитии ребенка, в какие игры по возрасту нужно играть; зависимость от мнения окружающих, страх за неадекватное поведение ребенка в общественных местах и выход из своей зоны комфорта; сравнивание моделей воспитания и способов развития детей; собственные травмы детства (когда у родителя было недостаточно игрушек в детстве и сейчас он стремиться дать их своему ребенку максимально); попадание под маркетинговый ход, где главной целью является продать различные устройства, а влияние на здоровье отходит на последний план.

К сожалению, школьное обучение все больше переходит на использование цифровых и дистанционных технологий. На каждом уроке дети смотрят интерактивные доски или мониторы, тем самым через зрительный и слуховой анализаторы, накапливая в организме последствия «цифровой интоксикации» в виде головной боли, усталости, апатии, пониженного настроения и отсутствия интереса к чему-либо, особенно к нормальному общению со сверстниками через игры и совместные мероприятия. Нахождение у экранов приводит к малоподвижному образу жизни в период учебного года, вследствие чего страдает выносливость и общая тренированность организма, в частности, мышечного каркаса, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а вместе с этим снижается сопротивляемость организма к различным инфекционным (респираторным или кишечным) агентам.

В настоящее время мир создает особые тенденции в формировании личности школьника, а далее во взрослой жизни откладывает отпечаток на развитие профессиональных навыков, становление специалиста высокого уровня и его востребованность. Сегодня очень ценным являются следующие качества личности: умение из большого потока информации выделить самое главное; быть грамотным в теоретической и практической составляющей своей специализации, сохранять концентрацию внимания, выносливость; обладать правильной речью, ораторским искусством и вести диалог; вкладывать творческий подход в свою работу. Зачатки всего этого начинают формироваться в детстве, однако, находясь в условиях искусственной окружающей среды, рост личности современного масштаба становится затруднительным. Таким образом, избыточная и ранняя доступность гаджетов способствует нарушению гармоничного нервно-психического, речевого и физического развития, нарушению детско-родительской привязанности и взаимосвязи, а также создает условия для развития эмоциональной «тупости» [25].

Учитывая все вышеперечисленные негативные стороны влияния гаджетов на ценнейшие ресурсы растущего детского организма в Арктическом регионе проведено исследование.

Исходная гипотеза. Предполагается, что с развитием технических устройств и современного темпа жизни, а также высокой занятости и накопленной усталости родителей уровень детской зависимости от гаджетов (телефонов, планшетов, компьютеров, телевизора) становится масштабным, возраст начала пребывания за ними — более ранним, а безопасность воздействия на организм и его гармоничное развитие ставится под сомнение.

Детям позволяют пользоваться гаджетами с младенчества, формируя и закрепляя порочный круг зависимости, которой подвержены как дети со здоровой нервной системой, так и с ее патологией. Учитывая данное наблюдение, объектом исследования выбраны три группы детей: здоровые дети возрасте 2–3 лет и 6–7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения общеобразовательного вида; дети 3–9 лет, посещающие детские дошкольные учреждения и группы компенсирующего вида, где обучаются дети с задержкой психического развития, задержкой речевого развития, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), аутизмом, ДЦП; дети в возрасте 3–7 лет с патологией зрения (дети — инвалиды по зрению, с амблиопией, косоглазием и другой зрительной патологией). Исследование проводилось в Арктическом регионе — городе Архангельске и городе Нарьян-Маре.

В научной работе приняли участие следующие дошкольные образовательные учреждения: в городе Архангельске МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 56 «Туесок», МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 162 «Рекорд» (для детей с задержкой психо-речевого развития и другими заболеваниями), МБДОУ «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Песенка» (для детей с патологией зрения). В городе Нарьян-Маре опрос проводился на базе общеразвивающих дошкольных учреждений, в которых есть группы и компенсирующего вида: ГБДОУ НАО «Центр развития ребёнка — детский сад «Радуга», ГБДОУ НАО «Центр развития ребёнка — детский сад «Солнышко», ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка — детский сад «Умка», ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик», ГБДОУ НАО «Детский сад «Теремок».

Предметом исследования является проблема нарастающей детской гаджет-зависимости.

Научная новизна. Проведенное исследование демонстрирует наглядность пользования детей гаджетами, а именно: возраст начала пребывания за ними, количество времени, наличие признаков зависимости, а также раскрывает ряд других детальных вопросов по заявленной теме. При обзоре литературы выявлено, что сравнительных исследований по гаджет-зависимости среди детей Севера, различных по уровню здоровья, не проводилось. Таким образом, полученная информация откроет новый взгляд на проблему, поможет увидеть уровень истинной цифровизации детей, разработать меры профилактики гаджет-зависимости и грамотного осознанного подхода к информационным технологиям среди родителей.

Методом исследования стало анонимное анкетирование родителей в опрашиваемых группах. Обработано 292 анкеты.

Результаты. Выявлено, что основной возраст введения гаджетов в жизнь ребенка с года до трех лет (рис.1), однако некоторые родители позволяют пользоваться электронными устройствами уже до 1 года как в группах здоровых детей (36 %), так и в группах компенсирующего направления (34,9 %) в обоих исследуемых регионах. Радует, что во всех исследуемых группах есть родители, которые знакомят детей с цифровым миром после 3 лет.

При сравнении показателей частоты пребывания за гаджетами здоровых детей и детей с заболеваниями (рис.2) выявлено, что ежедневно проводят время перед экраном более 72.4 % детей. У групп компенсирующего вида показатели существенно не отличаются.

Анализ времени пребывания за гаджетами показывает рисунок 3, где видно, что в основном дети находятся у экрана от 30 до 60 минут в день во всех опрашиваемых группах, однако есть те, кто теряет время до 3 часов и даже целого дня.

По рисунку 4 видно, что дети с различной патологией нервной системы играют в компьютерные игры больше, чем группы здоровых детей: самый высокий показатель в группах компенсирующего вида г. Нарьян-Мара — 34,5 %, в г. Архангельске — 26,4 %, тогда как группы здоровых детей играют меньше: 18,4 % детей в г. Нарьян-Маре и 25,8 % детей в г. Архангельск. Группа детей с заболеваниями органа зрения тоже проводит время за компьютерными играми — 25,5 %.

Отсутствие значительной разницы в показателях просмотра ТВ и гаджетов между группами говорит о незнании родителей вреда от чрезмерного и раннего пребывания детей у экрана, временных норм, а так же того, что патология центральной нервной системы, речевого и зрительного аппарата для скорейшей нормализации функций требует ограничения и даже прекращения пользования ребенком телефоном и планшетом. Дети, посещающие группы компенсирующего вида занимаются по особой программе, где воспитатели и логопеды прилагают усилия, но в одностороннем порядке процесс двигается медленнее, необходима комплексная работа не только специалистов ДДУ, неврологов, педиатров, но и в первую очередь родителей по созданию условий для развития ребенка в сенсорно-обогащенной среде с максимально живым общением.

Предпочтения в выборе мультфильмов у современных детей можно увидеть на рисунке 5, где более 58,6 % детей всех опрошенных групп смотрят мультфильмы смешанного производства, в меньшей доле родители включают только «Союзмультфильм».

Подтверждение родителями возникновения у ребенка капризного поведения, плача, ссор и разногласий после выключения гаджета может свидетельствовать в пользу сформировавшейся гаджет-зависимости, показатели которой представлены на рисунке 6.

Так, в группах здоровых детей г. Нарьян-Мара и г. Архангельска родители отметили возникновение данных симптомов — 48,7 % и 39,6 % соответственно. В группах компенсирующего вида г. Нарьян-Мара эти признаки отмечались у 53,5 %, у детей с патологией зрения — 57,5 % и у 45,3 % детей ДС «Рекорд». Повышение данных показателей в группах компенсирующего вида объясняется тем, что нервная система обучающихся больше подвержена воздействию психотравмирующих факторов, которые не только усугубляют течение основного заболевания, но и создают дополнительную дофаминовую зависимость от электронных игрушек.

Рисунок 7 показывает тенденцию к формированию неправильной пищевой привычки. Среди опрошенных групп показатели варьируют от 19,2 % (ДС «Песенка») до 34 % (ДС «Рекорд»). 26,3 % родителей здоровых детей г. Нарьян-Мара и 22,4 % той же группы г. Архангельска способствуют формированию неправильной пищевой привычки у детей. Это может быть связано с незнанием применения традиционного русского метода при кормлении (потешки, прибаутки), а также дефицит времени и терпения.

Вопрос о фоновой работе ТВ (рис.8) в семье задавался родителям опрашиваемых групп г. Нарьян-Мара, поскольку анкета была дополнена данным пунктом. Так, выявлено, что 40,8 % детей из здоровой группы находятся под воздействием фоновой работы ТВ, а вот детей из групп компенсирующего вида намного больше — 59,2 %.

Сводная диаграмма (рис.9) по согласию родителей с проблемой гаджет-зависимости у детей показывает, что более 64,2 % родителей согласны, что такая проблема есть (нижние разноцветные столбцы) и более 81 % родителей (верхние фиолетовые столбцы в каждой опрашиваемой группе) отметили, что принимают меры по профилактике данной зависимости в виде различных занятий с ребенком (спортивные секции, настольные игры, чтение книг, прогулки). Некоторые родители отрицали наличие данной проблему, но указывали, что действия по ограничению пользования гаджетами у ребенка проводят.

Заключение. Подводя итоги, можно сделать главный вывод — информационные технологии, изначально предназначенные для улучшения качества жизни взрослого человека, сегодня прочно заняли свое место среди детского населения с самого раннего возраста. Уровень значимости гаджетов в жизни современного ребенка довольно высок, о чем свидетельствуют показатели ежедневного, и в некоторых случаях длительного пребывания у экрана. Существенных различий в группе здоровых детей и детей компенсирующих групп нет, при этом некоторые показатели в последней группе даже выше.

Поколение родителей 1970–1980-х годов, проводив свое детство в играх со сверстниками при настоящем живом общении и активной физической деятельности вместо транслирования и передачи этих хороших примеров способствует формированию гаджет-зависимости у своих детей. Многие не знают о негативном влиянии информационных технологий на здоровье ребенка, при этом подвергая воздействию электромагнитного облучения и формированию патологических состояний в организме как у здоровых, так и у детей с патологией центральной нервной системы, речевого и зрительного аппарата.

Согласно информационным источникам, «отцы» цифровой эпохи, ключевые фигуры технологической индустрии в новейшей истории — Стив Джобс (основатель компании Apple) и Билл Гейтс (компания Microsoft) редко разрешали своим детям играть с продуктами, разработанными в их компаниях [26], другие представители цифрового мира так же вводили ограничения пользования гаджетами для своих детей, например, Крис Андерсон, исполнительный директор 3D Robotics, настроил девайсы таким образом, чтобы каждый из членов своей семьи не могли пользоваться более пары часов в сутки. Алекс Константинополь, директор OutCast Agency, говорит, что ее пятилетний сын вообще не использует гаджеты в будние дни. Двое других детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день. Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что у двух его сыновей тоже есть такие ограничения [27]. Все эти яркие личности понимали уже на истоке зарождения компьютеров и социальных сетей, что гаджеты могут вызывать непреодолимое гипнотическое влечение и изменения в организме.

Сегодня особой ценностью является настоящее живое общение и классическое очное обучение, а длительное время у экранов все чаще рассматривается как нездоровая тенденция и трата времени. В итоге получается, что пока богатые дети растут с меньшим временем у гаджетов, бедные дети обращаются к ним все чаще [28]. К какому истинному классу принадлежит семья решать только родителям.

При выявлении признаков гаджет-зависимости у ребенка, в том числе непреодолимой тяге к компьютерным играм, родителям нужно понять причину (самостоятельно или с помощью специалиста), по которой виртуальный мир его привлекает больше, чем реальный; обратиться к семейному и детскому психологу, специализирующемуся на работе с гаджет-зависимостью у детей и к детско-подростковому психиатру для диагностики и решения вопроса о необходимости терапевтической поддержки, тем самым организуя комплексный подход к детальному пониманию возникновения зависимости, проработки ее на глубоком уровне и лечению.

Учитывая прогрессирующую тенденцию к гаджет-зависимости у детей, необходимо принимать глобальные профилактические меры, а именно:

– активно информировать население о минусах раннего и чрезмерного пользования гаджетами на развитие ребенка путем создания социальных видеороликов, плакатов, учебных фильмов для родителей;

– проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания у родителей;

– осуществлять пропаганду живого общения внутри семьи как фундамента для благоприятного гармоничного физического и психического развития ребенка путем проведения качественного семейного досуга, путешествий, семейных традиций, бесед о здоровых ориентирах и ценностях жизни; самим родителям быть примером, используя девайсы благоразумно и контролируя поток информации как у себя, так и у детей, особенно старшего возраста. По поводу потери времени и семейных отношений перед ТВ Брайан Трейси дает совет: — «Когда вы ужинаете с семьей, а ужинать дома следует как можно чаще, оставьте телевизор выключенным. Этот ящик разрушает семейные взаимоотношения» [24];

– с самого раннего возраста родителям нужно работать над интеллектуальным, речевым, творческим развитием ребенка, формируя правильный фундамент и здоровые нейронные связи: создать сенсорно-обогащенную живую среду; разговаривать с малышом, петь песенки и танцевать (логоритмика); читать книжки в течение дня и перед сном, передавая с детства любовь к чтению; играть с ребенком в игры по возрасту, а так же поощрять сюжетно-ролевую игру («дочки-матери», «доктор», «магазин») и игры на мелкую моторику (лепка из пластилина и теста, песочные игры, шнуровка, сортировка предметов, прищепки, пальчиковая гимнастика и многие другие); совершать пешие прогулки, рассматривая окружающий мир и природу. Специалистам, встречающимся с молодой мамой (акушер-гинеколог, участковый педиатр), необходимо больше разговаривать, направлять родителей на здоровые пути роста и формирования подрастающего поколения, напоминать о том, что ребенку раннего возраста не нужна «цифровая игрушка», а необходимо родительское внимание, любовь и общение, которое ни один гаджет не сможет заменить.

– Родительство — особая «тонкая» наука, которую постигают в течение всего периода взросления ребенка и даже когда он вступил во взрослую жизнь. Детская психология сделала большой скачок в своем развитии и совершила много открытий, которые доступно описаны в качественной познавательной литературе. Поэтому для понимания норм развития ребенка, детских кризисов, его поведения и потребностей, необходимых игр по возрасту мамам и папам нужно получать знания из книг или на курсах детских педагогов-психологов, созданных специально для родителей;

– внедрение осознанного отношения к современным цифровым технологиям путем правильного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач: придерживаться рекомендаций психологов по возрасту (старше 3 лет) и времени начала пребывания ребенка у экрана (рекомендации ВОЗ написаны выше) с учетом состояния здоровья (нежелательно при задержке психического и речевого развития, СДВГ); предпочтение отдавать мультфильмам советского производства; при желании родителей познакомить ребенка с современными мультфильмами или кино выбор стоит останавливать на самых качественных по картинкам, звуку с правильным духовно-нравственным сюжетом и смыслом; у детей старшего возраста для расширения кругозора по интересующим их темам помимо книжной литературы возможен просмотр интересных познавательных передач, где требуется «включение» логического мышления;

– на мой взгляд подход к мультфильмам может быть следующим: сначала чтение детской книжки с рассмотрением картинок, проговариванием сюжета, рассуждением и включением ребенка в активный диалог (это будет способствовать развитию речи, фантазии, мышления), а далее просмотр одноименного мультфильма — широкий спектр «Союзмультфильма» даст возможность это сделать. Данный способ позволит ребенку более детально и глубоко понять сюжетную линию, попытаться осмыслить причинно-следственные связи и получить настоящее удовольствие от мультика — все это станет полезным времяпрепровождением или даже особым ритуалом с родителем, нежели находясь в постоянном изобильном потоке экрана, значимость которого становится обыденностью, воспринимается как должное и впоследствии обесценивается ребенком;

– с целью сохранения здоровой психики и адекватного поведения у детей особенно настороженно нужно относиться к содержанию компьютерных игр, как можно дольше оберегая от игр воинственного содержания и заменяя их на другой активный досуг, например, спортивные секции, где ребенок будет получать тот же спектр эмоций, но положительного характера. Такие игры как «шахматы», «шашки», «мемо» способствуют развитию мыслительных операций и памяти, но необходимы установленные временные границы пребывания у экрана;

– не стоит поддаваться на рекламу дешевого безлимитного интернета, которая направлена на привлечение внимания не только взрослых, но и детей;

– для улучшения качества ночного сна необходимо создавать условия тишины и полной темноты посредством использования светонепроницаемых штор, стараться прекращать работу за гаджетами за два часа до сна;

– в школах необходимо способствовать общению между учениками без финансово-пренебрежительной составляющей путем ограничения пользования гаджетами, создания внутриклассных и школьных мероприятий;

– в современных условиях очень важно отстаивать право ребенка на здоровое живое школьное обучение путем прекращения внедрения и использования дистанционного образования, которое юридически не является верным при очной форме обучения [29] школьников, поскольку это всего лишь форма передачи информации и применение ее к детям считаю невозможным. Необходимо возвращать, укреплять школьную социальную среду и активное взаимодействие с учителем-наставником, чей образ нужно активно популяризировать;

– с целью снижения негативного влияния ЭМП на здоровье необходимо исключить ношение устройств мобильной связи на шее, поясе; сокращать время контакта по мобильному телефону; вести разговоры по громкой связи или с помощью гарнитуры; размещать устройства мобильной связи во время сна на расстоянии более 2 метров от головы. Стоит объяснять ребенку данные правила для формирования устойчивых правильных привычек на всю жизнь. РНКЗНИ рекомендует не использовать сотовые телефоны детям и подросткам до 16 лет, а также беременным [23]. В школах ограничить применение интерактивных досок на уроках и строго соблюдать нормативы по работе с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) согласно Санитарным правилам и нормам, в которых рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ (видеодисплейный терминал), на уроке не должна превышать: — для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.; — для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.; — для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.; — для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I — IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V — VIII классах — 2 урока, для обучающихся в IX — XI классах — 3 урока. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий [30];

– не использовать гаджеты как средство манипуляции над ребенком за хорошие поступки, выполнение домашних дел или отличную учебу в школе, поскольку в таком случае они приобретают особую сверхценность и повышают желание обладать ими, что далее снижает естественную мотивацию к познанию мира и общению со сверстниками, формирует материально-зависимые отношения в семье.

Таким образом, тесное сотрудничество специалистов разных заинтересованных областей и родителей откроет новый взгляд на проблему обществу, поможет вырастить подрастающее поколение детей России и Арктики здоровым, психологически свободным от гаджет-зависимости и ее негативных последствий, а также адаптивным к современным условиям жизни.

Литература:

1. Анохина И. П. Журнал Вопросы наркологии № 2 (162) Проблемные статьи. «Удовольствие и патогенез болезней зависимости», стр.22–34, 2018г.

2. Кибитов А. О., Анохина И. П. Национальный научный центр наркологии Минздрава России. Генетические основы и патогенез болезней зависимости. Москва, 2013г.

3. Сенько Е. П. Социально-педагогическая профилактика гаджет-зависимости у подростков. В сборнике: Гуманизация образовательного пространства Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. 2016. С. 910–917.

4. Тимофеева А. М. Влияние современных гаджетов на детей и подростков. В сборнике: Образование и наука в современных реалиях Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2017. С. 178–179.

5. Короткова А. Л., Хабибуллина К. Н. Влияние гаджетов на развитие личности и психическое здоровье детей дошкольного возраста. В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы. Материалы ежегодной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ». 2016. С. 186–190.

6. Детский и семейный психолог Ирэна Похомова http://academypn.ru/tv-against-children

7. https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13374&sphrase_id=1899755

8. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — М.: В.Секачев, 2013. — 264с., цветная вклейка 12с. Стр.92.

9. Зилов В. Г., Смиров В. М. Физиология детей и подростков: Учебное пособие. — М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. — 472 с.: ил. Стр.472.

10. В. М. Смирнов Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. 3-е издание, исправленное и дополненное. Москва Издательский центр «Академия» 2007г С.380.

11. Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов» Изд.В.Секачев, 2016г. Стр.100.

12. Елуева Э. З. Влияние гаджетов на психику детей. Вестник Науки и Творчества. 2017. № 5 (17). С. 22–25. С.24

13. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс] Журнал практическая медицина. 2014. № 9 (85) с.109. URL: https://www.elibrary.u/download/elibrary_22597082_97960336.pdf (дата обращения 25.03.2020)

14. Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов» Изд.В.Секачев, 2016г. Стр.93.

15. Уварова, Л. Н. Влияние компьютерных игр на развитие ребенка / Л. Н. Уварова, Р. Р. Исмагилова // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей международной научно-практической конференции, Киров, 05 июня 2016года. — Киров: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. — Р. 186–187.

16. Белоусова А. В. Профилактика гаджет-зависимости у детей В сборнике: Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица: в 2-х частях. 2014. С 67–71URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24255621_66525704.pdf (дата обращения 22.03.2020) Стр.67–71. С.68–69.

17. Калиниченко С. Ю., Тюзиков И. А. Дефицит мелатонина, инсулинорезистентность: очевидные и неочевидные взаимосвязи. Журнал Вопросы диетологии. 2017. Т. 7. № 2. С. 23–32. С.27.

18. Н. В. Нищева, логопед высшей категории, шеф-редактор «ДЕТСТВО-ПРЕСС» стр. 10 https://www.arhcity.ru/data/455/96_11_12_2019_AGVS.pdf

19. Дундукова Е. В., Шаукенова Э. Ш., Роль гаджетов в жизни ребенка и их использование в логопедической практике Стр.54–56. С.55.

20. http://sotsium.kg/происходит-искусственное-психическо/

21. Доклад Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений «Санитарно-гигиеническая оценка сотовых телефонов в России: Современные проблемы и пути их решения» г. Москва, 2001г. стр.1.

22. Мясникова О. С. Социально-экологические риски от электромагнитного воздействия сотовой связи на детей Журнал Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2009г. Стр.118–121. С.120.

23. Жаворонков Л. П. Петин В. Г., Влияние электромагнитных излучений сотовых телефонов на здоровье. Журнал «Радиация и риск». 2016г. Том 25. № 2. Стр. 43–56. С.43.

24. Брайан Трейси книга «Don't worry, be happy, или Живи проще» 2007г. Стр.36.

25. Климанова Н. Г., Климанова А. В., Социально-психологические особенности взросления детей при активном использовании гаджетов в сборнике Теория и практика современной науки и образования: российский и зарубежный опыт. Стр.2.

26. https://rb.ru/story/tech-influences-teen-brain/

27. https://econet.ru/articles/59008-pochemu-stiv-dzhobs-zapreschal-svoim-detyam-ayfony

28. http://katyusha.org/view?id=11712

29. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) Статья 17, Пункт 2.

30. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 21.06.2016) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2003 N 4673). Приложение 7. 4. Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста. Пункт 4.1, 4.2. Приложение 12.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гаджет, родитель, группа, нарьян-мар, игра, компенсирующий вид, виртуальный мир, Детский сад, живое общение.


Похожие статьи

Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков

В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Так...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей

В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены резуль...

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

Статья посвящена проблемам защиты детей в Интернет-пространстве, дана характеристика общего спектра виртуальных угроз, а также рассмотрены проблемы подростковых суицидов, совершаемых посредством «групп смерти» в сети Интернет. Приведен зарубежный и о...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Похожие статьи

Социальная рефлексия как фактор формирования пищевого поведения: анализ влияния цифрового контента на пищевое поведение подростков

В статье автор рассматривает влияние социальной рефлексии на формирование пищевого поведения подростков. Анализирует роль социальных медиа, блогов и онлайн-платформ в создании и распространении пищевых трендов, идеалов тела и моделей потребления. Так...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей

В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены резуль...

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы

В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве

Статья посвящена проблемам защиты детей в Интернет-пространстве, дана характеристика общего спектра виртуальных угроз, а также рассмотрены проблемы подростковых суицидов, совершаемых посредством «групп смерти» в сети Интернет. Приведен зарубежный и о...

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Задать вопрос