Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фанина, А. А. Содержание работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами народных игр / А. А. Фанина, В. А. Глебова, Н. Е. Тертичная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83510/ (дата обращения: 19.01.2022).



Ключевые слова: нравственное воспитание, народные игры.

Задачами по нравственному воспитанию младших школьников, поставленными перед учителем перед проведением внеклассных занятий с использованием народных игр является:

– воспитание у младших школьников любви и привязанности к своей семье, дому, городу, улице;

– воспитание трудолюбия;

– формирование интереса к русским традициям;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

– формирование чувства коллективизма [3, с.22].

Ожидаемым результатом было следующее — использование народных игр для нравственного воспитания младших школьников позволит:

– заложить основу патриотического воспитания у младших школьников, привить любовь к Родине;

– приобщить младших школьников к труду;

– воспитать у младших школьников чувство коллективизма.

Народная игра рассматривается в качестве эффективного средства нравственного воспитания, в частности как эффективное средство развития таких нравственных качеств личности как отношение к труду (трудолюбие), отношение к людям (коллективизм) и отношение к обществу (патриотизм) [1, с.143].

Посещение с обучающимися Белгородского государственный музея народной культуры является важным аспектом, так как вниманию младших школьников представляется следующее: когда появилась область, какие народы заселялись на нашей территории, а также представление о том, что такое народная одежда. Рассказывая младшим школьникам о далеком прошлом, о детстве дедушек и бабушек, мы знакомим с прошлым нашей родины, начиная с традиционных праздников и обрядом. У младших школьников развиваются такие интегративные качества как любознательность, интерес к истории народных промыслов, знание обрядов и праздников, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, народных игр.

Используются специально организуемые игры. Все они проводятся после уроков на свежем воздухе. Учитель вместе с обучающимися выходит на площадку и выстраивает внеклассное занятие таким образом, чтобы были задействованы все обучающиеся. Предлагаются следующие игры: «Жмурки», «Горелки», «Третий лишний», «Каравай», «Пустое место» и др.

При организации и проведении игр нами соблюдался ряд условий. Если во время занятия проводилось несколько игр сразу, то важно было не допускать того, чтобы учащиеся устали. Для того, чтобы у младших школьников вырабатывалось чувство коллективизма, товарищества, дружеские отношения, они самостоятельно выбирали для себя подходящую команду, возникновение конфликтных ситуаций также допускалось. Учитель выступал в качестве организатора и наблюдателя.

Мы учитывали при подборе народных игр то, что они должны нести в себе воспитательный потенциал, а также оказывать влияние на изменение личности младших школьников, воспитывать у младших школьников чувство трудолюбия, чувство любви к Родине, формировать чувство коллективизма.

В ходе используемых игр младшие школьники проявляют большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняют игровые задания.

Внеклассное занятие по теме «Русские народные игры. Подвижная игра Жмурки» проводилось после уроков на детской площадке. Целью данного внеклассного занятия является приобщение учащихся к формированию у них чувства коллективизма, трудолюбия, чувства любви к Родине, а именно уважительного отношения к традициям русского народа.

Далее следует предварительная беседа. Учитель предлагает обучающимся отправиться в путешествие в прошлое к русскому народу, чтобы посмотреть, в какие игры играли наши предки. Учитель рассказывает о том, что русские народные игры имеют многовековую историю и по сей день передаются из поколения в поколение. Но для того, чтобы перенестись в прошлое, обучающиеся должны надеть волшебные головные уборы, сделанные специально для этой игры на уроке (мальчики надевают фуражки, а девочки — косынки). И все вместе, закрыв глаза, отправляются в путешествие.

Учитель рассказывает учащимся о том, что первая их остановка: Медвежья. Учащиеся под руководством учителя разучивают правила русской народной игры «У медведя во бору», предварительно послушав о ее истории. Это игра, которая отражает отношение людей к природным богатствам. Русский народ всегда с любовью относился к природе, оберегал ее, а также прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке — все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит. Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Учащиеся двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, обучающиеся произносят специальные слова.

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал — тот становится медведем, и игра повторяется.

Слово учителя: Дети, посмотрите, не успели мы и глазом моргнуть, как оказались на остановке «Жмурки». Учитель рассказывает об этой игре, что русская народная игра «Жмурки» — это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200–300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице, и в помещении. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему — Жмурке завязывают глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

Учитель знакомит учащихся с правилами игры: Одному из играющих — жмурке — завязывают глаза, отводят его на середину площадки и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры: Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие кричат «Огонь».

Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

В ходе проведения данной игры можно заметить, что у младших школьников формируется чувство коллективизма, все они работают дружно и слаженно, поддерживают друг друга, помогают разобраться с правилами игры. Также в ходе внеклассного занятия младшие школьники многое узнали об истории народных игр. До начала игры обучающиеся вместе с учителем работали над созданием головных уборов.

Непосредственно в ходе игры с помощью руководства учителя, младшие школьники усваивали правила поведения, учились самостоятельно оценивать собственные действия и поступки.

После проведения внеклассных занятий с использованием народных игр, мы пришли к выводу о том, что уровень воспитанности младших школьников повысил качественную результативность. Обучающиеся стали работать слаженно, сообща, стали проявлять большой интерес к физическому труду, помогая учителю и сверстникам. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит обучающихся к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше [2, с.184].

Используется комплекс народных игр, направленных на развитие таких нравственных качеств как отношение к труду (трудолюбие), отношение к людям (коллективизм) и отношение к обществу (патриотизм), а также наблюдение, которое показывает, как дети применяют полученные знания в игровых и реальных ситуациях.

Литература:

  1. Осокина Т. И. Детские подвижные игры / Т. И. Осокина. — М.: Изд-во «Просвещение», 2003.
  2. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры / Е. А. Покровский. — Спб.: Изд-во «Речь», 2011.
  3. Прихожан А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей / А. М. Прихожан // Вопросы психологии. — 1981.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, чувство коллективизма, школьник, внеклассное занятие, нравственное воспитание, обучающийся, правило игры, русский народ, учитель, подвижная игра.


Задать вопрос