Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 04.08.2021

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Чалый, С. В. Организация мероприятия по социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома / С. В. Чалый. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83495/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье представлены практические аспекты социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на примере Бюджетного учреждения Воронежской области «Бутурлиновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Рассмотрены современные проблемы социальной реабилитации детей с умственной отсталостью в условиях детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова : умственная отсталость, ребенок, социальная реабилитация детей, попечение родителей, Бутурлиновский детский дом-интернат.

The practical aspects of social rehabilitation of children with moderate and severe mental retardation on the example of the Budgetary institution of the Voronezh region «Buturlinovsky boarding school for mentally retarded children» are presented in the article. The current problems of social rehabilitation of children with moderate and severe mental retardation in the orphanage for orphans and children left without parental care are discussed. parental care.

Key words: mental retardation, child, social rehabilitation of children, parental care, Buturlinovsky boarding school.

Проблема включения детей с умственной отсталостью в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей.

Социальную реабилитацию мы понимаем, как комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма детей и утраченных ребенком социальных связей [1]

Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей, врачей, инструкторов по труду, социальных работников. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической коррекции. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.

Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и т. д.) [2].

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с умственной отсталостью и отказ от представлений о «необучаемых детях» привели к тому, что проблема оказания помощи данным детям в нашей стране привлекает все больше внимание специалистов, различных организаций, общественности. Это вызвано и такими факторами, как многочисленность контингента детей с умственной отсталостью, и если не абсолютный, то относительный его рост. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1 % (при некотором преобладании лиц мужского пола). Но это усредненные количественные показатели, они не отражают истинного числа таких детей и молодых людей в любой отдельно взятой стране [3]. При этом многие специалисты отмечают увеличение количества детей с умственной отсталостью.

Идея провести нестандартное, неплановое, запоминающееся для детей мероприятие на базе Бутурлиновского детского дома-интерната родилась 6 лет назад. На сегодняшний день летнее спортивно-развлекательной мероприятие мало того, что стало традиционным, так еще и стало массовым. Проект обрел свой флаг и девиз. Каждый год к нему присоединяется все больше и больше не зачерствевших душой людей, которые заняли свое место в сердцах детей.

Самым первым совместным мероприятием, летом 2015 года, был футбольный матч между командой воспитанников интерната и участниками православного мотообъединения «Россия. Православие. Народ». Участники мотообъединения живут не только в Воронежской области, но и за ее пределами, однако, невзирая на расстояние и занятость, откликнулись очень многие и приехали поиграть в футбол и порадоваться вместе с детьми. С тех пор появление байкеров на территории интерната, чрезвычайно ожидаемое событие для воспитанников.

В следующем 2016 году на «Озорную эстафету», которая проходила в июле, к мероприятию присоединились сотрудники Бутурлиновского культурно — досугового центра. Появились ростовые куклы и интересное музыкальное сопровождение. На эстафету пригласили корреспондента местной районной газеты, а заодно и пополнили ряды неравнодушными людьми.

В 2017 году в состав организаторов вошло волонтерское движение «Общие дети», а также присоединились обычные школьники, тренирующиеся в секциях физкультурно-оздоровительного комплекса во главе с их тренером. Дети моментально подружились между собой, незаметно для них самих, преодолев психологический барьер. Спортивное мероприятие прошло интересно, весело и занимательно для постоянных участников и вновь прибывших гостей.

В этом году администрация детского дома поставила несколько целей. Одна, из которых укрепить дружбу воспитанников интерната с обычными детьми, создать некий затянувшийся «момент инклюзии». В течение года сотрудники детского дома неоднократно участвовали в беседах тренера ФОКа и родителей, объясняя то, что наших детей не надо бояться, их просто нужно полюбить и принять всем сердцем. Старания не прошли даром и летом 2018 года участники команд отправились в веселый «Туристический марафон». Было придумано множество веселых тематических конкурсов — ставили палатки, преодолевали препятствия, вытаскивали бегемота из болота, варили кашу из соли и небольшого количества крупы, а еще взявшись за руки, пели и плясали.

Эмоции переполняли всех участников и гостей, дети летали словно на крыльях, некоторые обменивались телефонами. А мы в свою очередь как организаторы радовались тому, что старания не напрасны. И лучшее тому доказательство — озорной детский смех. Будем продолжать эту традицию и надеемся, что в скором времени мероприятие учреждения перерастет в фестиваль под девизом «Дружба».

Качественное предоставление услуг в детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет способствовать интеграции детей с умственной отсталостью в социум.

Литература:

  1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авт.-сост. А. Н. Нигаев [и др.] — 2-е изд., стер. — Екатеринбург, 2003. — 118 с
  2. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; под ред. Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.
  3. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта: учебное пособие / Л. М. Шипицына. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. —496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, Бутурлиновский детский дом-интернат, попечение родителей, социальная реабилитация детей, Воронежская область, центральная нервная система.


Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении

Рассматривается проблема организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации с детьми — инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено обеспечению домашнего образования детям-инвалида...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада

В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад ...

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении

Рассматривается проблема организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации с детьми — инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено обеспечению домашнего образования детям-инвалида...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада

В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад ...

Задать вопрос