Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конопаткин, А. В. Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / А. В. Конопаткин, А. Е. Остапенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83574/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о безмолвных героях Великой войны.

Ключевые слова: безмолвные герои, собаки, Великая Отечественная война, студенческая молодежь.

Применение частями и подразделениями Красной Армии собак на фронтах Великой Отечественной войны отличалось масштабностью и разнообразием. История не знает такого массового и эффективного использования служебных собак в военное время, как это было в Великую Отечественную войну. Опыт применения собаки в военной сфере остаётся актуальным и сегодня, через более, чем полвека после Великой Отечественной войны.

В наши дни всё более востребован гуманистический подход в отношениях с братьями нашими меньшими. В новую редакцию Конституции РФ вносятся поправки, направленные на формирования в обществе ответственного отношения к животным, что задаёт вектор воспитания следующих поколений. Это актуализирует исторический опыт взаимодействия с представителями животного мира, вызывает необходимость его переосмысления.

Более 60 000 собак в годы Великой Отечественной войны прошли славный боевой путь с нашими бойцами от Москвы до Берлина. Впервые собаки прошли рядом с человеком и на Параде Победы 24 июля 1945 года.

Авторы изучили вклад собак в достижение победы советского народа над фашистскими захватчиками, целью данной статьи является отражение некоторых выводов исследовательской работы. В военные годы собаки несли самую разную службу. Применение собак в военных целях позволило: во-первых, восполнить недостаток противотанковых средств в Красной Армии в самый сложный период войны, когда противник имел значительное преимущество в бронированной технике и применял массированные танковые атаки на позиции наших войск. Зачастую одно лишь появление на поле боя «подвижных мин” вынуждало гитлеровских командиров отказываться от наступления на данном участке фронта.

A picture containing grass, outdoor, field, military vehicle

Description automatically generated

A picture containing text, grass, outdoor, field

Description automatically generated

Рис. 1. «Подвижные мины»

Рис. 2. Обнаружение мин

Во-вторых, обеспечить быстрое продвижение войск, восстановление объектов тыла и сплошное разминирование местности в условиях массового применения противником различных минно-взрывных заграждений и устройств. Исключительное чутьё собак позволяло обнаруживать мины в местах, недоступных для миноискателей, имевшихся в инженерных частях Красной Армии. Особенно ценным было применение собак в городах, где устанавливались мины-«сюрпризы».

В-третьих, значительно сократить потери личного состава Красной Армии, обеспечив своевременную эвакуацию раненых с поля боя и доставку их на пункты оказания медицинской помощи.

Эвакуация раненых

Эвакуация раненых

Рис. 3. Эвакуация раненых

Использование ездово-нартовых упряжек для подвоза боевых грузов на передовую способствовали успешному решению стрелковыми подразделениями стоящих перед ними задач.

В-четвертых, поддерживать устойчивую связь между подразделениями и командными пунктами, своевременное доведение приказов и распоряжений в бою, когда применение других средств управления и связи было практически невозможно.

A picture containing dog, mammal, looking, staring

Description automatically generated

https://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/images/2016-05/146396132-3463.jpg

Рис. 4. Поддержание связи между подразделениями

Рис. 5. Участие в разведывательных группах

В-пятых, облегчить сбор разведывательной информации войсковой разведке, а также своевременное предупреждение о проникновении разведывательных групп противника в расположение наших войск в условиях ограниченной видимости, а также решение других, в том числе и диверсионных, задач.

В годы войны на различных фронтах служило свыше 60 тысяч четвероногих бойцов. Собаки-диверсанты пустили под откос десятки вражеских эшелонов. Более 300 единиц бронетехники противника уничтожили собаки-истребители танков. Псы-связисты доставили около 200 тысяч боевых донесений. На санитарных упряжках четвероногие помощники вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых красноармейцев и командиров. С помощью собак-саперов было разминировано 303 города и населенных пункта (в том числе Киев, Харьков, Львов, Одесса), обследована площадь в 15 153 квадратных километра. При этом обнаружено и обезврежено свыше четырех миллионов единиц вражеских мин и фугасов.

Применение собак позволило общевойсковым командирам не только значительно сократить отрыв личного состава от решения непосредственных боевых задач и ускорить их решение, но и избежать при этом больших потерь. Об этом важно помнить молодому поколению, ведь это знание безусловно способствует укреплению нравственности и соблюдению принципов гуманности при обращении с животными, что крайне актуально в наше время.

Великую Отечественную войну, этот страшный и трудный для нашей родины период, советский народ преодолел с присущими ему мужеством, храбростью и отвагой. Но кроме людей, чрезвычайную смелость и преданность проявили и собаки. Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней.

A picture containing text, tree, outdoor, forest

Description automatically generated

A statue of a kangaroo in the snow

Description automatically generated with medium confidence

Рис. 6. Памятник военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта

Рис. 7. Памятник фронтовой собаке

Авторы исследования также проводили социологический опрос среди студентов колледжа в целях выяснить, знают ли представители молодого поколения об участии животных в Великой Отечественной войне и их вкладе в победу; понять, как это знание или незнание коррелируется с их отношением к братьям нашим меньшим; на основе анализа результатов опроса подготовить классный час (тематическую беседу, стенд), чтобы познакомить учащихся с вкладом животных в победу в войне.

Была составлена анкета по соответствующей теме, проанализирована полученная информация и сделан вывод об уровне знаний современной молодёжи (на примере учащихся КГБ ПОУ «ХТТБПТ») о событиях прошедшей войны.

Знаете ли вы, что собаки участвовали в ВОВ?

Рис. 8. Знаете ли вы, что собаки участвовали в ВОВ?

Авторы выяснили, что студенты знают про то, что собаки принимали активное участие в Великой Отечественной войне, но раскрыть подробно, как и для каких целей использовались собаки или рассказать о конкретных подвигах четвероногих участников войны опрошенные не смогли.

Знаете ли вы о каких-либо подвигах, которые совершили собаки во время ВОВ?

Рис. 9. Знаете ли вы о каких-либо подвигах, которые совершили собаки во время ВОВ?

Большинство считают, что собаки оказали большую помощь в победе над противником, но 20 % опрошенных так не считали, и рассказ об участии собак в ВОВ заставил их задуматься.

Считаете ли вы, что собаки оказали большую помощь в победе над врагом?

Рис. 10. Считаете ли вы, что собаки оказали большую помощь в победе над врагом?

В целом, многие опрошенные отметили, что информация, представленная в исследовании, является для них новой и заставляет пересмотреть во многом отношение к животным, формирует стремление строить своё отношение ко всему живому в соответствии с нравственными нормами и ценностями, рождает желание заботиться о живых существа и готовность нести ответственность за домашних животных, которые на протяжении тысячелетий верой и правдой служат человечеству.

Литература:

  1. Дмитриев Ю. Д. На Великой Отечественной: домашние животные / Ю. Д. Дмитриев. — М., 1997. — С. 101–105.
  2. Козлов М. М. Служебные собаки: энциклопедия / М. М. Козлов // Великая Отечественная война. 1941–1945. — М., 1985. — 660 с.
  3. Малышев А. А. Звери в плену: невыдуманные истории / А. А. Малышев. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1972. — 48 с.
  4. Островская Г. Устный журнал «О животных-бойцах, защищавших нас в годы войны» / Г. Островская // Воспитательная работа в школе. — 2012. — № 1. — С. 125–128.
  5. Петров А. Н. Собаки на войне / А. Н. Петров // Боевые животные. — Минск, 1997. — С. 360–397.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, собака, Красная Армия, личной состав, молодое поколение, поле боя, советский народ, участие собак, эффективное использование.


Похожие статьи

Форпост Героев-дальневосточников: события Великой Отечественной Войны глазами студентов

Статья посвящена описанию вклада Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной войне.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания студентов, использование примеров спортсменов участников Великой Отечественной войны в целях патриотической воспитательной работы.

Анализ поисковой работы поисковым отрядом «Рейд» за 2021–2022 гг.

Данная статья посвящена вопросу правового регулирования порядка захоронения погибших при защите Отечества во время проведения поисковых работ. Проанализирован результат поисковая работа поисковым отрядом «Рейд» (г. Санкт-Петербург)

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Повседневная жизнь летчиков воинской части «Нормандия — Неман» во время пребывания на территории Калужской области

В работе рассматривается образование эскадрильи «Нормандия»; боевой путь лётчиков, их быт и свободное времяпрепровождение на территории Калужской области во время Великой Отечественной войны.

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны

В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Раскрывается роль подмосковного тыла в достижении Победы. Показано значение городов Московской области в организации обороны Москвы. Выбранная тема исследования имеет огром...

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Особенности военной повседневности

В статье автор анализирует и раскрывает изменения повседневности людей в военное время.

Похожие статьи

Форпост Героев-дальневосточников: события Великой Отечественной Войны глазами студентов

Статья посвящена описанию вклада Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной войне.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся спортсменов-участников Великой Отечественной войны

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания студентов, использование примеров спортсменов участников Великой Отечественной войны в целях патриотической воспитательной работы.

Анализ поисковой работы поисковым отрядом «Рейд» за 2021–2022 гг.

Данная статья посвящена вопросу правового регулирования порядка захоронения погибших при защите Отечества во время проведения поисковых работ. Проанализирован результат поисковая работа поисковым отрядом «Рейд» (г. Санкт-Петербург)

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Повседневная жизнь летчиков воинской части «Нормандия — Неман» во время пребывания на территории Калужской области

В работе рассматривается образование эскадрильи «Нормандия»; боевой путь лётчиков, их быт и свободное времяпрепровождение на территории Калужской области во время Великой Отечественной войны.

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны

В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Раскрывается роль подмосковного тыла в достижении Победы. Показано значение городов Московской области в организации обороны Москвы. Выбранная тема исследования имеет огром...

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Особенности военной повседневности

В статье автор анализирует и раскрывает изменения повседневности людей в военное время.

Задать вопрос