Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями)
Авторы: Языкина Елена Анатольевна, Митрофанова Раиса Николаевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 26.05.2020
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Языкина, Е. А. Формирование нравственно-патриотических чувств детей через взаимодействие с семьёй (из опыта работы с родителями) / Е. А. Языкина, Р. Н. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5301/ (дата обращения: 22.12.2024).
Формирование у подрастающего поколения высоких нравственных и гражданских качеств становится все более проблематичным в современном потребительском обществе. От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, зависит, какое мы вырастим поколение. В ребенке необходимо взращивать осознание себя частью великого целого — своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, задумываться о будущем. В этом служит ориентиром наша авторская дополнительная программа по познавательному развитию духовно — нравственной направленности «Музей из бабушкиного сундука». Целью, которой является воспитание духовно — нравственных ценностей, патриотизма, уважение к культурному прошлому России. [2]
Одним из разделов программы является «Этот праздник со слезами на глазах». Где мы знакомим детей с историей страны, расширяем знания о победе нашей страны в ВОВ. Формируем преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев ВОВ; закрепляем знания как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, как люди хранят память о них. Воспитываем уважение к ветеранам ВОВ, к их героизму, мужеству, стойкости, готовности совершать подвиги во имя Родины.
В своей работе мы используем разнообразные методы, формы и приемы:
− Рассказ воспитателя: «Как началась война?», «Дети — герои войны» и т. д.;
− Беседы: «Великая Отечественная война», «Они ковали Победу» и т. д.;
− Свободное общение «Можно ли стать героем в наше время?», «Нужно ли защитникам отечества быть здоровыми;
− Непосредственно образовательная деятельность: «История Георгиевской ленточки», «9 мая — День Победы», «Праздничный салют» (рисование), «Вечный огонь» (лепка), «Военная техника» (конструирование), «Цветы для ветеранов» (аппликация);
− Дидактические игры: «Собери картинку», «Военное лото», «Собери военную технику из геометрических фигур», «Что лежит у солдата в вещевом мешке» и т. д.;
− Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «На параде», «Саперы наводят переправы», «Военный полигон» и т. д.;
− Подвижные игры: «Самолеты», «На воде, на земле, в воздухе» и т. д.;
− Слайдовые презентации: «Блокадный Ленинград», «Парад Победы на Красной Площади»;
− Экскурсии в библиотеку;
− Экскурсии в музей: «Зал боевой славы», «Они остались в памяти народной» (экспозиции), «Они ковали Победу» (интерактивное занятие);
− Экскурсии к вечному огню, памятникам героям войны и обелискам с возложением цветов; минута памяти;
− Разучивание, слушание, пение песен о ВОВ.
− Музыкально-спортивные досуги «Бравые солдаты», «Героям войны посвящается»;
− Встречи с ветеранами ВОВ;
− Участие в международных и всероссийских акциях «Читаем детям о войне», «Бессмертный полк»;
− Работа с родителями: оформление стенгазет, альбомов, буклетов; выставка рисунков и фотографий; просмотр семейных архивов; виртуальное общение в сети интернета («Как рассказать ребенку о войне», «Образовательный маршрут на тему «День Победы»)
Участвуя в международной акции «Читаем детям о войне», мы познакомили детей с произведением А.Митяева «Мешок овсянки». Этот рассказ вызвал у ребят большой интерес к четвероногим героям ВОВ. Страшный период в истории страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям — животным, в частности, собакам («Собаки — санитары», «Собаки-связисты»). Для собак, спасших наибольшее количество человеческих жизней во время военного времени, были воздвигнуты памятники и учреждена специальная медаль «Мы тоже служим Родине». Эта награда считается одной из самых почётных в зверином мире.
Мы рекомендовали родителям знакомить детей с историями из жизни животных в годы Великой Отечественной войны, используя ресурсы интернета, подбор и чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов и мультфильмов, презентаций. Затем, уже в группе ребятишки с большой охотой рассказывали о подвигах животных в военное время.
Дети совместно с родителями собрали много информации об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Они узнали о том, что собаки несли самую разную службу, были:
− ездовые собаки, подвозившие на небольших телегах боеприпасы и увозившие на них же раненных солдат. За годы войны ими было вывезено с линии огня около 700 тысяч раненых и доставлено около 3500 тонн боеприпасов.
− собаки-связисты, доставлявшие важные поручения и донесения через самое пекло боевых действий. За годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений.
− собаки-миноискатели. Это была одна из самых востребованных собачьих «профессий». Благодаря им, было обнаружено и обезврежено около 4 млн. мин, фугасов и прочих боеприпасов.
− собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах наших раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми необходимыми медикаментами, необходимыми для оказания ПМП.
− собаки — истребители танков. Не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни — подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минами. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.
− собаки разведывательной службы помогали нашим разведчикам успешно проходить через передовые позиции врага. Также они четко и слажено работали со своим проводником при захвате «языка».
− собаки диверсионной службы занимались подрывом мостов и немецких поездов. [5]
Полученные знания дети отражали в рисунках, поделках (выставка творческих работ), в оформлении выставки книг, в сюжетно — ролевых играх.
Родители вместе с детьми оформили альбом «Четвероногие герои», стенгазету «Собаки — герои», пополнили групповую библиотеку книгами. А одна семья написала свою сказку «Книга воспоминаний», которую дети слушали с удовольствием.
Сказка «Книга воспоминаний»
Однажды решили птицы, насекомые, жуки и животные написать книгу воспоминаний о том какую помощь животные оказывали людям во время войны.
Старый светлячок, который еще в годы прошлой войны научился читать, вспомнил, что в годы Первой Мировой войны тысячи светлячков были посажены в банки, чтобы обеспечивать освещение в окопах для чтения писем, карт и сообщений разведки.
Старый фронтовой пес рассказал о том, как собаки помогали солдатам на фронте, оставаясь верными своим хозяевам до конца. Такая зубастая армия однажды спасла наших солдат почти в безвыходной ситуации. В селе Легедзино, на Украине, был страшный бой. Наших солдат было пятьсот. А фашистов — целый полк! Наши бились храбро, но немцы побеждали. И тогда командир послал в рукопашный бой пограничников с собаками. Сто пятьдесят овчарок бросились на врага. Противник, покусанный собаками и порубанный солдатскими штыками, отступил. А уцелевшие псы до конца остались верны своим хозяевам.
А еще рассказал песосвоем друге — Джульбарсе. Джульбарс — известная собака-герой. Этот пес в годы Великой Отечественной войны служил в армии. Есть такие собаки, которых тренируют искать взрывчатку, мины и снаряды. И вот Джульбарс умел это делать как никто другой! Он сумел обнаружить 7 тысяч мин и 150 снарядов. И за это его наградили медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. В конце войны Джульбарс был ранен и не мог ходить. А впереди- Парад Победы в Москве. И тогда было принято решение — пронести боевого пса по Красной площади на руках, что и сделал командир 37-го отдельного батальона разминирования.
Каждый знает, что собака — друг человека. А друзья, как говориться, познаются в беде. В военные годы собаки несли самую разную службу. Собаки-санитары, в свою очередь, находили самых тяжелораненых. Животные помогали искать нуждавшихся в помощи людей, как под завалами, так и на полях сражений. Собаки-связисты доносили важнейшие сообщения. Зачастую их работа проходила непосредственно в центре боевых действий.
—МЯУ, — вмешался в разговор недовольный кот Барсик.
— Можно подумать, только вы, собаки герои войны и много страдали? Мы тоже помогали людям, и тоже должны быть героями вашей книжки.
В годы блокады Ленинград полностью лишился кошек, потому в скором времени город заполонили крысы. Грызуны атаковали и без того скудные запасы с провиантом, вновь обрекая жителей на голод. На помощь подоспели целые вагоны с усатыми и хвостатыми охотниками. Кошек завозили из городов Сибири. Очередь за питомцами составляла конкуренцию только очередь за хлебом.
Тут на веточку сел голубь, волнуясь, заворковал.
—Нас называют символом мира и вестником войны. Мы тоже должны быть в вашей книге. Я много могу рассказать о своих товарищах-голубях, погибших и от голода, и под бомбежками, и выполняя задания людей.
Ведь мы, голуби, были когда-то самым оперативным средством связи. В годы Великой Отечественной войны нас использовали как стационарную голубиную станцию для срочных сообщений.
А еще нас тренировали садиться на взрывоопасные объекты. Пернатая бомбардировка проходила так: голубь, оснащённый зажигательным снарядом нажимного действия, садился на необходимый объект. Устройство откреплялось от тела птицы, после чего голубь улетал, а бомба оставалась.
Многие животные вспоминали о тех событиях, захотели поместить в книгу воспоминаний свои рассказы, которые происходили с ними во время Великой Отечественной войны.
Эту книгу звери передали леснику, который понимал звериный язык, смог прочитать ее, и рассказать людям, что четвероногие и пернатые герои, не жалея себя, спасали жизни людей во время войны.
Эти неизвестные бойцы достойны, чтобы о них не только знали, но и уважали и помнили.
Так мы воспитываем чувство гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войны через военные истории отдельных людей, членов семьи дошколят, подвиги городов-героев, земляков, всей страны и даже через подвиги животных.
Литература:
- А. Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» — СПб.: «ООО Изд. «Детство — пресс» 2010г.
- Авторская общеобразовательная программа по познавательному развитию духовно-нравственной направленности «Музей из бабушкиного сундука». Авторы: Е. А. Языкина, Р. Н. Митрофанова.
- Ссылка на видеофильм для дошкольников о Великой Отечественной войне: https://www.youtube.com/watch?v=AfpyaBY3BKg
- Ссылка на художественную литературу: https://peskarlib.ru/~vov/page-5/
5. Ссылка «Собаки-герои на фронтах Великой Отечественной войны»:https://tailytales.ru/2017/05/08/9138/