Административно-правовой статус юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 19.07.2021

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Шкодин, Г. Ю. Административно-правовой статус юридических лиц / Г. Ю. Шкодин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 140-141. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83269/ (дата обращения: 29.11.2021).



В статье автор определяет особенности административно-правового статуса юридических лиц. Также рассмотрены понятие юридического лица, основания и признаки проведения классификации. Изучена классификация юридических лиц, конкретно рассмотрена каждая группа. Приведены выводы.

Ключевые слова: административно-правовой статус, юридическое лицо, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Keywords: administrative and legal status, legal entity, legal personality, legal capacity, legal capacity, delinquency.

Рассмотрим понятие административно-правовой статус — это правовое положение объекта в отношении с субъектами исполнительной власти, урегулированное законами и другими нормативно-правовыми актами.

Юридические лица, как субъекты правоотношений, различаются друг от друга своей организационной формой, видом и целями. Для некоторых разновидностей юридических лиц необходимо принятие отдельных нормативно-правовых актов, а для некоторых это, наоборот, нецелесообразно. Часто в различных странах юридические лица объединены понятиями «корпорация» и «ассоциация», среди которых в свою очередь выделяются иные образования. Право каждой страны имеет свое определение относительно данного понятия. Часто к юридическим лицам ученые относят государство, субъекты федераций и муниципальные образования, однако законодательно данные положения не имеют закрепления. Согласно существующему законодательству, государственные и муниципальные органы и учреждения отграничены от некоммерческих организаций, как разновидность юридических лиц. Классификация юридических лиц в РФ происходит по трем основаниям.

Во-первых, необходимо анализировать нормативный материал, регулирующий деятельность юридических лиц. Понятие юридического лица закреплено в ст.48 ГК РФ, согласно которой, «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [2]. Однако данное определение может не подходить определенным видам юридических лиц ввиду их особенностей. Рассматривая каждый отдельно вид юридического лица, следует ссылаться на существующие в законодательстве нормы. Например, в ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ определены основные понятия, цели, деятельность некоммерческих организация; в ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ определено понятие политической партии.

Такая аналогия прослеживается относительно и других видов юридических лиц. В законах и иных правовых актах о конкретных юридических лицах есть необходимые отправные положения для классификации. Гражданское правоотношение является системным явлением, а система предполагает обязательную связь между элементами, составляющими систему [4, c. 58].

Во-вторых, анализу подлежат практика деятельности юридических лиц и судебная практика.

В-третьих, необходимо полагаться на научные исследования и работы. Наиболее общие признаки правового статуса юридических лиц, входящих в ту или иную группу, позволяют определить тот или иной род юридического лица публичного права [3, с. 16].

Основными признаками для классификации юридического лица являются:

— способы отношений и связей с публичной властью;

— организационно-правовая форма юр. лица;

— порядок создания;

— способ деятельности.

В целом, все юридические лица делятся на пять групп [5, c.75].

1) Государство и государственные образования.

Государство представляет собой универсальное юридическое лицо публичного права. Его деятельность, власть распространяются на территорию всего государства. Оно осуществляет представительную функцию, то есть выступает в общественных отношениях от имени всего народа. Также государство осуществляет функции социально-политического арбитра, то есть устанавливает обязательные правила поведения, санкции за их несоблюдение, выполняет управленческие функции. Государство обладает государственным аппаратом — специализированной группой людей, выполняющих ряд полномочий в пределах своих компетенций. Исключительно государство обладает суверенитетом и государственной собственностью.

2) Территориальные публичные коллективы. Данные образования созданы в рамках территориальных образований, которые по традиции называются административно-территориальными единицами. Все субъекты РФ обладают своей собственностью, участвуют в решении различных вопросов в пределах своих компетенций, имеют свои собственные нормативно-правовые акты, которые не должны противоречить уже существующим законам. Органы местного самоуправления, как известно, не входят в систему органов государственной власти и основным нормативно-правовым актом, регулирующим их деятельность, является ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

3) Органы публичной власти. Орган публичной власти — образование, созданное с целью осуществления управленческой функции. Органы государства и муниципальных образований в общественных отношениях выступают, как законные представители государства. Органы публичной власти обладают гражданской правосубъектностью и несут публично-правовую ответственность.

4) Учреждения публичной власти. Каждое учреждение публичной власти действует в отношении определенной группы лиц. В отличие от органов публичной власти, данное юридическое лицо имеет право применения публичной власти, оказывая публичные услуги.

5) Некоммерческие организации общественного характера. К числу юридических лиц публичного права относятся некоммерческие организации, за исключением религиозных организаций. Некоммерческие организации различны по своему виду, форме, способу организации деятельности. Ключевым сходством является то, что целью всех некоммерческих организаций является не достижение прибыли, а достижение общественных благ.

Также в отличие от государственных органов и органов местного самоуправления некоммерческие общественные организации создаются не для осуществления публичной власти. В свою очередь, каждая из этих групп включает в себя определенную разновидность юридического лица.

Особенности административно-правового статуса юридических лиц заключается в том, что каждое юридическое лицо руководствуется определёнными законами и нормативно-правовыми актами, в результате чего, у каждого юридического лица формируются свои права и обязанности, в зависимости от классификации юридического лица [6, c.58].

Административная правосубъектность юридических лиц наступает с момента его регистрации. Право заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии. Для этого юридическое лицо должно обладать тремя основными элементами правосубъектности, которые в совокупности входят в административно-правовой статус юридического лица:

1) правоспособностью — способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей

2) дееспособностью — это способность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы.

3) деликтоспособностью — способность лица нести обязательства за причинённый вред.

Подведем итог. Особенность административно-правового статуса юридического лица заключается в том, что каждое юридическое лицо руководствуется определёнными законами и нормативно-правовыми актами, в результате чего, у каждого юридического лица формируются свои права и обязанности, основанные на трёх основных элементах: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Алтухова С. М. Специфика гражданско-правовой ответственности лиц, входящих в состав органа юридического лица // Вестник Пермского университета. — 2015. — № 4 (22). — С. 16–26.
  4. Гражданское право. Учебник. В 2-х томах./ Под ред. Суханова Е. А. Т. 1. — М., Волтер Клувер. — 2015. — 672 с.
  5. Дудченко А. Ю. К вопросу о классификации юридических лиц // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2015. — № 6–7. — С. 75–77.
  6. Золотарь А. А., Валуйсков Н. В. Нормативно-правовое регулирование гражданско-правовой обязанности в структуре гражданского правоотношения // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142). — С. 58–62.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, публичная власть, административно-правовой статус, лицо, местное самоуправление, орган, акт, вид, РФ, способность лица.


Задать вопрос