Ловушка либерализма. К чему приводит излишняя свобода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 11.07.2021

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Куликов, А. А. Ловушка либерализма. К чему приводит излишняя свобода / А. А. Куликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83210/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается содержание понятия «свобода», какое выступает основным для либерализма. Раскрывается соотношение свободы и ответственности человека. Проведенное исследование предоставило возможность обнаружить представление относительно социальной свободы личности: свободе в качестве средства достижения иных целей. Свобода волновала значительную часть исследователей на протяжении всего существования философии, по этой причине принадлежит к таким образом именуемым извечным вопросам. В традиционном понимании свобода выражается в отсутствии каких бы то ни было ограничений, какие могут воздействовать на наши действия и устанавливать наше поведение: запреты родителей, точка зрения близких, приказы начальства, законы государства, моральные нормы и пр. Свобода человека нами определяется в качестве независимости от внешней надобности в ходе следования внутренней характеристики. Свобода является только одной стороны, определяющей социальное положение личности. Относительная сторона свободы отображается в ответственности человека перед иными людьми и социумом в целом.

Ключевые слова: свобода, либерализм, личность, формы свободы, общественные отношения, частная собственность.

К свободе духовной представляется возможным причислить выбор мировоззрения, идеологии, свободу их пропаганды. Специфичную роль в концепции духовной свободы играет то, что и в юридических актах, и в социально-философских источниках называется «свободой совести». Обычно при применении данного понятия предполагается выбор личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (быть атеистом), и кроме того свобода на религиозную либо атеистическую пропаганду.

Духовным развитием человека обеспечиваются культурные права. К ним принадлежат право на образование, свобода творчества, право принимать участие в культурной жизни, право на благоприятную окружающую среду.

Гражданская и политическая свободы также выступают предметом заинтересованности либералов. Но их необходимо уметь отличать. Политическая свобода является правом гражданина принимать участие в руководстве государством. Гражданская свобода, т. е. ключевые права, на признании коих выстроен гражданской строй, выступает самой высокой ценностью государства и его ключевым принципом, по этой причине политическая свобода исследуется в качестве дополнения свободы гражданской, ее требуют только в качестве гарантии для гражданской свободы.

К функциям свободы человека представляется возможным причислить и воздействие свободы на общественное становление. Это развитие реализуется в определенной исторической форме. Тем самым генезис становления свободы личности оказывается историей прогресса государственных форм. Прогресс в осознании надобности устанавливается в качестве истории становления от наименее свободных форм государственного механизма к наиболее свободным.

Зависимость между свободой и ответственностью человека является непосредственно пропорциональной: чем больше свободы дается личности обществом, тем больше и его ответственность за пользование данными свободами. Не менее значимой является свобода политическая, т. е. концепция гражданских прав, какая поддерживает оптимальную жизнедеятельность человека.

Раскроем понятие свободы и посредством призмы такого направления, как либерализм. С началом доминирования либеральной идеологии большее внимание уделяется свободе человека в хозяйственной деятельности.

Одним из ключевых идеологов либерализма Дж. Локком впервые поставлена ценность свободы и частной собственности наряду с ценностью жизни. без частной собственности, с точки зрения Локка, не представляется возможным удовлетворить ключевые надобности личности. Он полагал, что для естественного индивида всегда было свойственно обладать частной собственностью, что устанавливалось его эгоистическими наклонностями, характерными ему от природы [1, с. 24].

Развивая идеи английских либералов, Ж.-Ж. Руссо различалась свобода политическая и свобода естественная: взаимодействие людей требует перемены естественной свободы в свободу нравственную; эта перемена опирается на разум и поддерживает фундамент для доктрины политического права [4, с. 12].

Значительное воздействие на становление свободы личности оказало антиклерикальное движение, которое поддерживается большим числом философов эпохи Просвещения. Существенный вклад в секуляризацию сознания был внесен Вольтером, какому принадлежат слова, которые стали девизом толерантности и плюрализма: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».

Либерализмом утверждается, что единственной работающей и результативной концепцией человеческой совместной работы в социуме выступает частная собственность на средства производства. Специфичность либерализма в качестве социального явления заключается в том, что он ратует не просто за свободу и не просто за свободу каждого, а за предельную свободу, за становление в деле свободы, в соответствии с этим, при осуществлении собственной программы он не может органически перейти к консерватизму.

Либерализмом утверждается самоценность свободы человека. Подлинная свобода является правом свободного распоряжения собственным капиталом и собственными способностями, и такая свобода неминуемо сопряжена с риском и ответственностью.

С точек зрения либерализма социум, основанный на свободе для всех сотрудников, обеспечивает предельную производительность труда и обычно служит заинтересованностям всех. «Европейский рабочий на сегодняшний день живет в наиболее благоприятных и приемлемых внешних условиях, нежели жил когда-то египетский фараон, невзирая на то, что фараон руководил тысячами рабов, в то время как рабочий не находится в зависимости ни от чего, за исключением силы и умения собственных рук» [2, с. 86].

В XIX — начале XX в. были сформированы ключевые положения либерализма: гарантии права собственности, свобода частного предпринимательства и торговли, гражданское общество, правовое государство, демократические политические институты, права и свободы личности. Уже к началу XX столетия в значительной части государств ключевые программные требования либерализма были в большинстве осуществлены.

Марксистами измерялась мера свободы показателем становления общественного способа производства и связывали ее с классами и иными общественными группами. Отсюда следует, что с целью достижения свободы человека необходимо исследовать наряду со становлением социума. Кроме того, чтобы индивид смог завоевать свободу, с точки зрения К. Маркса, следует устранить институт частной собственности.

В гражданском строе как имущий, так и неимущий располагают равными правовыми возможностями — в данном случае не имеется запрета и положения, при каком индивид не смеет улучшить собственное состояние и свое положение. Либерализм с уважением относится к правам людей и полагает ключевой государственной задачей защиту прав и возможностей ими пользования.

Раскрывая сегодняшний либерализм, не представляется возможным не заострить интерес на системе К. Поппера и Ф. Хайека, какие повлияли на восточноевропейский сегодняшний либерализм. К. Поппером определяется либерализм в качестве «открытого общества», в качестве «общества, в каком индивидуумы вынуждены принимать личные решения» [3, с. 13]. Но такой социум приведет к полной безличности, отрицанию личных связей и контактов, люди смогут общаться друг с другом лишь с помощью технических средств (телефона, радио-связи и пр.). Поппером замечается, что если исследовать современный социум, то в нем «много людей, какие либо совсем не вступают в прямые личные связи, или вступают в них весьма редко, либо живут в скрытости и в одиночестве, и таким образом, в несчастье» [Там же, с. 14]. Но это было бы неверно. Люди нуждаются в личностном общении, принадлежат к действительным социальным группам, а современным обществом предлагается им только искусственные коммуникации. Проще говоря, Поппер считает, что в таком открытом социуме оптимально будут выражены составляющие разумной критики, какие будут сочетаться с иными составляющими и каким не страшны ни предрассудки, ни интриги, ни тем более административное беззаконие.

Если исследовать становление экономики в сколько-нибудь длительной перспективе, то оно требует отрицания личной инициативы, что, в собственную очередь, приводит к свободе личности и уважению прав индивида. Как свидетельствует практика, конкретно в данном — и, к сожалению, лишь в данном — скрывается причина успехов зарубежных идей финансовой и политической свободы и уважения прав личности.

Приоритет свободы личности у Ф. Хайека является ключевым принципом свободы. Свобода, с точки зрения Хайека, является отсутствием какого-либо ограничения либо принуждения со стороны государства. «Ведь свободой предполагается становление индивидуализма» [5, с. 36].

Индивидуализм в качестве основы европейской цивилизации — это не эгоизм, как общепринято полагать. Индивидуализм — главным образом уважение к личности, что уже считается ключевым приоритетом прав каждой личности, которая сможет реализовать себя в мире.

Становление сегодняшней цивилизации связывают со становлением торговли, рынка, в котором доминируют стихийные силы. Отсутствие ограничений привело к взлетам науки, изобретательства, предприимчивости, богатства. Идея естественной свободы стала составляющей сознания всех классов социума, а свободная деятельность — повседневной и всеобщей практикой.

Полностью осуществить программу, которая создана политиками, финансистами, социологами и является базой социальной и финансовой стратегии рыночного государства, не удалось нигде. Не исключение и Британия, являющаяся родиной и образцом либерализма. Сторонники либеральной стратегии так и не сумели реализовать собственные требования. Что же касается иных государств, то в одних принимались отдельные части либеральной программы, а в иных — значимые части или первоначально не отыскали понимания, или были не осуществлены, даже через некоторый период времени.

Современный социум в большинстве базируется на либеральной традиции, и конкретно в нем коренится ключевая проблема свободы. С нашей точки зрения, недостатком либерализма выступает его сосредоточение только на социальной свободе и провозглашении ее ключевой ценностью личности.

Свобода личности в сегодняшнем социуме подразумевает ее ответственность, какая содержит в себе ответственность перед социумом, и кроме того личные риски. Причина этого располагается в наличии тесной связи между индивидом и социумом, который не лишь лишает его части социальной свободы, однако и берет на себя часть ответственности и рисков. Со становлением человека происходит индивидуализация, что приводит к разрыву первичных связей. В данном состоянии человеком испытывается сильное чувство одиночества и бессилия и желает от него избавиться.

Следовательно, представляется возможным сделать вывод о том, что либерализм, появившись в европейских государствах в XVII–XVIII вв. и провозгласив принцип гражданских, политических и финансовых свобод, в собственном становлении прошел ряд стадий. Сформировалось последующее представление относительно свободы личности: свобода в качестве средства для достижения иных целей. От свободы личности находятся в зависимости ее роль в становлении социума, ее воздействие на ход истории. Подлинной свободой личности является право свободного распоряжения собственным капиталом и собственными способностями, и такая свобода непременно сопряжена с риском и ответственностью. Свободу личности нами определяется посредством условий, созданных в социуме для осуществления внутренней потенции личности. Либерализм с уважением относится к правам людей и полагает ключевой государственной задачей защиту прав и возможностей ими пользования.

Литература:

1. Локк Дж. Сочинения в 3 т. — М.: Мысль, 2018. Т. 3.

2. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. — М.: Начала-Пресс, 2019.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги / пер. с англ. в.Н. Садовского. — М.: Феникс, 2017. Т. 1.

4. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М.: Наука, 2019.

5. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. — М.: Новое издательство, 2020.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, свобода личности, частная собственность, либерализм, политическая свобода, ответственность человека, социум, гражданская свобода, естественная свобода, ключевая государственная задача.


Похожие статьи

Радикальный правовой морализм — законнический морализм

При издании нормативно-правового акта законодатель всегда озабочен последующим его исполнением. Будет ли выполнен тот или иной акт, напрямую зависит от его признания народом, на что в большой мере влияют этические воззрения. Именно вопросу обязательн...

Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина

В данной статье рассматриваются особенности формирования прав и свобод человека и гражданина, которое представляет собой долгий и сложный путь, полный различных вызовов и угроз. Стремление человека к нормальной жизни и преодолению этих угроз является...

Воля личности в современной психологии

В статье исследуются воля и волевая регуляция личности. Используя научные наработки современных ученых, авторы выделяют механизмы волевых процессов. Отмечается, что волевые качества личности в рамках профессиональной деятельности проявляются по-разно...

Роль волевых процессов в формировании личности

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В...

Целостное восприятие душевного и телесного в человеке на основе учения Ибн Сины (Авиценны)

Автор, рассматривая некоторые аспекты определения души в философии Ибн Сины, подчеркивает необходимость переосмысления части подходов в разных научных дисциплинах. Взгляд на человека как на интегральную сущность, где материальное и духовное, телесное...

Ответственность в системе управления образовательными организациями и определение лидерства в образовании

Управление образованием и понятие лидера в образовании являются центральными понятиями в понимании организации в образовательных учреждениях, но их значение, разница между ними и их ценность в образовательной организации остаются предметом дискуссий....

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый и...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей

Статья анализирует восприятие идей деятельности и идей социальных отношений Л. С. Выготского в современной педагогике. Рассматриваются как государственные ресурсы, так и мнения отдельных ученых и деятелей о роли Л. С. Выготского в гуманитарном знании...

Похожие статьи

Радикальный правовой морализм — законнический морализм

При издании нормативно-правового акта законодатель всегда озабочен последующим его исполнением. Будет ли выполнен тот или иной акт, напрямую зависит от его признания народом, на что в большой мере влияют этические воззрения. Именно вопросу обязательн...

Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина

В данной статье рассматриваются особенности формирования прав и свобод человека и гражданина, которое представляет собой долгий и сложный путь, полный различных вызовов и угроз. Стремление человека к нормальной жизни и преодолению этих угроз является...

Воля личности в современной психологии

В статье исследуются воля и волевая регуляция личности. Используя научные наработки современных ученых, авторы выделяют механизмы волевых процессов. Отмечается, что волевые качества личности в рамках профессиональной деятельности проявляются по-разно...

Роль волевых процессов в формировании личности

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В...

Целостное восприятие душевного и телесного в человеке на основе учения Ибн Сины (Авиценны)

Автор, рассматривая некоторые аспекты определения души в философии Ибн Сины, подчеркивает необходимость переосмысления части подходов в разных научных дисциплинах. Взгляд на человека как на интегральную сущность, где материальное и духовное, телесное...

Ответственность в системе управления образовательными организациями и определение лидерства в образовании

Управление образованием и понятие лидера в образовании являются центральными понятиями в понимании организации в образовательных учреждениях, но их значение, разница между ними и их ценность в образовательной организации остаются предметом дискуссий....

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый и...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Идеи деятельности и идеи социальных отношений в трудах Л. С. Выготского и его последователей

Статья анализирует восприятие идей деятельности и идей социальных отношений Л. С. Выготского в современной педагогике. Рассматриваются как государственные ресурсы, так и мнения отдельных ученых и деятелей о роли Л. С. Выготского в гуманитарном знании...

Задать вопрос