Статья посвящена коррупционным и иным служебным правонарушениям. Автор исследует понятие коррупционных и иных служебных правонарушений и дает их краткую характеристику. Обозначаются проблемы, связанные с определением данных дефиниций.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные правонарушения, иные служебные правонарушения.
Проблема коррупции в современном мире приобретает характер глобальной проблемы. Коррупционные отношения давно переросли национальные границы, и исходящая от них опасность несет угрозу не только общественным отношениям в отдельных государствах, но и отрицательно влияет на межгосударственные и международные отношения. Именно этим объясняется стремление международного сообщества выработать общие антикоррупционные стандарты и содействовать их реализации [3, c. 96].
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] коррупция — это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, от имени или в интересах юридического лица.
Коррупция — сложное социальное и правовое явление и понятие. Многие исследователи подчеркивают комплексный, системный характер этого явления и понятия. Справедливо связывают его со всеми социальными процессами данного общества, с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических и этнических особенностей конкретной страны или государства [2, c. 207].
Следует указать, что в действующем российском законодательстве отсутствует определение «коррупционное правонарушение», а кроме того, не выработан и единый подход к определению его квалифицирующих принципов. В среде ученых-правоведов и практикующих юристов единого мнения по данном вопросу не сложилось, что не позволяет установить четкие границы его правового регулирования. В итоге все мероприятия направленные на противодействие коррупции в большей степени носят «лоскутный», а не системный характер.
Понятие «коррупционное правонарушение» было введено Законом «О противодействии коррупции», однако Закон не дал его определения, а лишь установил в части 1 статьи 13 меры юридической ответственности за его совершение.
На наш взгляд, коррупционные правонарушения следует определить, как виновные, противоправные деяния, выразившиеся в нарушении норм антикоррупционного законодательства, а в зависимости от вида юридической ответственности за совершенное правонарушение — к комплексным. На наш взгляд было бы верным закрепить на законодательном уровне понятие «правонарушение коррупционного законодательства» и исключить понятие «правонарушение, создающее условия для совершения коррупционных правонарушений».
Что касается термина «иное правонарушение», его мы встречаем в уголовном праве, где оно использовано лишь для выделения основных критериев, отграничивающих преступление от иных правонарушений [4, c. 110].
Понятия «коррупционное правонарушение» и «иное правонарушение» появились в правовом поле в процессе реформирования государственной службы и профилактики коррупции, однако и их содержание законодательно не было урегулировано.
Одним из последствий этого стала низкая эффективность деятельности созданных в государственных и муниципальных органах управления комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые фактически отстранились от исполнения законодательно предписанных им функций обеспечения соблюдения требований к служебному поведению и ограничились решением лишь одной из двух стоящих перед ними задач, вытекающих из их названия, а именно урегулированием конфликта интересов. Попытки бороться с последствиями конфликта интересов, игнорируя их причину несоблюдение требований к служебному поведению, лишили данные структуры возможности стать эффективным инструментом противодействия коррупции.
Иное правонарушение может трактоваться как «несоблюдение требований к служебному поведению», что тесно увязывает понятия «несоблюдение требований к служебному поведению» и «иное правонарушение», как синонимы.
Таким образом, в настоящее время коррупция представляется как чрезвычайно многогранное, отрицательное явление, не имеющее однозначного и всеобъемлющего определения. Целесообразно выделить основные признаки коррупции: это явление необходимо рассматривать во взаимосвязи социального и правового аспекта; оно ведет к распаду общества и государства; установлен круг субъектов коррупционных правонарушений (государственные должностные лица; лица, приравненные к государственным должностным лицам; иностранные должностные лица; лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц); использование данными субъектами своей должности и своего авторитета против интересов службы, норм морали и права; деятельность названных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц, а также корпоративных интересов.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- Мазурин А. А. Понятие и социальная сущность коррупции // В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако. Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор В. Ю. Стромов. 2019. С. 206–210.
- Нурализода В. Д., Селезнева Е. А. Понятие и признаки коррупционных правонарушений // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2019. № 1 (52). С. 96–99.
- Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В. П. Ревина. — М., 2016. — 496 с.