В статье автор выделяет общие проблемы криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности, которые возникают в практической деятельности.
Ключевые слова: должностные преступления коррупционной направленности, коррупция, должностные лица.
В общепринятом понимании коррупция трактуется как общественно опасное деяние, то есть проявление некоторой противозаконной деятельности, раскрывающее в себе использование лицом властных полномочий вопреки законным интересам службы в целях удовлетворения собственных нужд.
Следует уделить отдельное внимание статистике, формирующейся ежегодно МВД РФ. Согласно такой статистике за период с января по ноябрь 2021 года зарегистрировано 26 232 преступления коррупционной направленности, предварительное следствие по которым обязательно, далее в 2020 году количество преступлений данной направленности составило 25 229, в 2019 году — 25 230, в 2018 году — 23 234, в 2017 году — 21 948, в 2016 году — 27 050, в 2015 году — 30 143. Исходя из указанных в статистике данных, в 2018 году произошел резкий скачок выявленных преступлений коррупционной направленности. [1]
Однако стоит дополнительно отметить, что в настоящее время большинство должностных преступлений коррупционной направленности носят латентный характер, а также можно выделить отдельно естественную и искусственную латентность. Как следует из указанного, официальная статистика не способна отразить в себе истинности происходящего в стране.
На практике при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности возникает масса проблем, поскольку необходимо доказать сначала сам факт наличия преступления в отличие от общеуголовных дел. Соответственно, необходимо установить статус должностного лица, перечень его полномочий, далее на основании этого производить квалификацию, что порой бывает затруднительно.
К сожалению, в действующем законодательстве не выработано четкое определение «должностные преступления коррупционной направленности», в связи с чем на доктринальном уровне это достаточно обсуждаемая тематика среди научных деятелей. Следует отметить и тот факт, что разработанность данной сферы достаточно неоднозначна, данное явление определяется многообразными подходами со стороны научных деятелей к разрешению проблем в данной сфере, при этом отдельно следует отметить, что их подходы зачастую приходятся противоречивыми.
Законодателем раскрыто определение «коррупции» в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» [2]. Однако данное понятие по своей сути не раскрывает содержания коррупции, а лишь приводит ограниченные законодателем примеры проявления коррупции. Таким образом, в перечень коррупции законодатель отнес:
1) Злоупотребление служебным положением. Однако следует дифференцировать должностное лицо от лица, использовавшее служебное положение. При проведении анализа двух указанных субъектов следует особенно отметить, что лицо, использующее служебное положение, включает в себя и должностных лиц и лиц, которые не являются должностными, а также иные лица, отвечающие требованиям норм Особенной части УК РФ.
Было бы более справедливым включить в качестве квалифицированных составов преступлений злоупотребление должностными полномочиями, как это сделано со служебным положением, то есть в диспозициях статей Особенной части УК РФ указывать «совершенная с использованием своего служебного, в том числе должностного, положения». Либо законодателю следует вывести квалифицированные составы преступлений, связанных с использованием лицом своего служебного положения, в отдельную общую норму по отношению к статье 285 УК РФ. [3]
2) Дача взятки. В качестве предмета преступного посягательства выделяют денежные средства в российской или иностранной валюте, ценные бумаги, другое имущество, а также в этот перечень включаются противоправные действия в виде оказания услуг имущественного характера либо предоставление имущественных прав. [4] И вновь законодатель и в Пленум Верховного суда РФ не раскрывает полноценно объективную сторону преступления.
3) Получение взятки — состав преступления, закрепленный в статье 290 УК РФ, который аналогично предыдущему составу преступления не раскрывается ни в диспозиции УК РФ, ни в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Указанный состав преступления подразумевает, что объективная сторона преступления выражается в обязательном порядке последующими действиями должностного лица. Соответственно, из этого выходит, что получение должностным лицом имущественной выгоды еще не свидетельствует о факте получения им взятки. Следует отметить, что последующие действия должностного лица могут выражаться в следующих формах:
а) Совершения действий, входящих в должностные полномочия, а также бездействий.
б) Совершения действий, не входящих в должностные полномочия лица. Важным нюансом в данной форме является использование отношений служебного характера, а не личного, поскольку последнее не будет свидетельствовать об использовании служебного положения.
в) Служебного покровительства или попустительства по службе.
В перечисленных первых трех формах возникает сложность в процессе доказывания.
г) Совершения незаконных деяний должностным лицом, предусмотренная ч. 3 ст. 290 УК РФ. [5, С. 561]
4) Злоупотребление полномочиями. В данном случае играют важное значение непосредственно само общественно опасное деяние и его последствия, а также играют важную роль причинно-следственная связь в данном составе преступления. [6]
5) Коммерческий подкуп. В данном составе преступления следует отдельно выделить субъективную сторону, которая раскрывается в виде прямого умысла, а также с наличием специальной цели, выражающейся в побуждении лица, наделенного управленческой функцией, совершить деяния, определенными его служебными полномочиями, в интересах дающего или иных лиц.
6) А также иные действия путем использования своего должностного положения против интересов службы, законных интересов общества и государства в целом [7, С.165]. Например, посредничество в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ).
Следует акцентировать проблему с отсутствием законодательно закрепленного понятия «коррупция», а также отсутствие законодательно регламентированного перечня коррупционных деяний, которые, в свою очередь, соответствовали уголовно-правовому кругу деяний. Указанный аспект в последующем порождает проблемы в отношении предмета доказывания по определенному уголовному делу.
Перечень обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, отражен в ст. 73 Уголовно-процессуальном кодексе РФ [8], применительно к расследованию должностных преступлений коррупционной направленности, согласно которому:
1) Событие преступления. В данном случае место совершения должностных преступлений коррупционной направленности в своем большинстве состоит из нескольких фактических мест, которые иногда бывает достаточно проблематично установить. Время совершения такого рода преступления выражается, как правило, в промежутке времени. Данный временной аспект обусловлен тем, что приоритетно должностные преступления коррупционной направленности носят продолжаемый либо длящийся характер. [9, С. 497]
Способ совершения преступления имеет свою специфику, которая заключается в двух взаимосвязанных нюансах, а именно в совершении должностного действия и получении незаконной выгоды в целях удовлетворения личных интересов. Как показывает практика, должностные лица предпринимают попытки скрыть противоправный характер их деяний посредством создания законного вида.
2) Виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.
3) Обстоятельства, характеризующие личность субъекта преступления, среди которых следует выделить обязательность установления статуса должностного лица и его компетенцию.
4) Характер и размер вреда, причиненного преступлением, имеют правовое значение для квалификации преступлений. Квалификация причиненного вреда осуществляется в совокупности обстоятельств дела, имеющихся последствий, а также количества потерпевших. [10, С. 95–96]
5) Обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, установлены УК РФ в главе 8, а также глава 12 в некоторых статьях указывает на освобождение от наказания.
6) Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, требуются для справедливого рассмотрения и принятия решения по уголовному делу в суде.
7) Обстоятельства, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Глава 11 УК РФ закрепила в себе общие нормы, регламентирующие освобождение от уголовной ответственности, однако в некоторых статьях Особенной части находятся специальные нормы. Например, в примечании к статьям УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за коммерческий подкуп и дачу взятки, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности при активном содействии с органами расследования по раскрытию преступления, а также обязательный критерий в данном случае — лицо должно добровольно передать соответствующую информацию в правоохранительные органы сведения.
8) Факты, свидетельствующие, что имущество, подлежащее конфискации по статье 104.1 УК РФ, было получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве совершения деяния, либо для финансирования терроризма, экстремизма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества.
Согласно ч.2 ст.73 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предмет доказывания — это также и иные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Данный перечень не является исчерпывающим и не имеет строго ограничения со стороны законодателя. Все вышеописанные обстоятельства подлежат доказыванию вне зависимости от специфики уголовных дел.
Литература:
- Состояние преступности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports/1/ (дата обращения 15.10.2020).
- О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ: по сост. на 05 мая 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (часть I). Ст.6228.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ: по сост. на 11 августа 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
- О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2013 г. № 24 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 9. 2013.
- Рарог А. И. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ // Москва: Эксмо. 2018. 704 с.
- О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 12. 2009.
- Боровиков В. Б., Боровикова В. В. Уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции в современных условиях // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 163–166.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174–ФЗ: по сост. на 11августа 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
- Иванов К. Г. Криминалистика: учебник // Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2018. 652 с.
- Бабаева Э. У., Уваров В. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию при расследовании преступлений коррупционной направленности // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2017. № 5. С. 90–98.