Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 3343 раза

Библиографическое описание:

Свечникова, О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре / О. Б. Свечникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 338-341. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4271/ (дата обращения: 27.10.2024).



Цель: развитие всех компонентов устной речи.

Задачи: закреплять умения подбирать родственные слова и слова антонимы.

Совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

Воспитывать доброжелательные отношения к героям сказок.

Приобщать к художественной литературе на примере сказок.

Развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова.

Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость.

Методы и приемы: беседа, дыхательная гимнастика, вопросы, физкультминутка, дидактическая игра, рассматривание, рассказ, инсценировка сказки, поощрение.

Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме» Сказки»

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «В гостях у сказки», два шнура, шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетные картины, медали.

Ход занятия:

Ребята вы любите сказки? (ответы детей)

Какие вы знаете сказки? (название сказок)

А какие бывают сказки? (народные, авторские)

Ребята, а почему сказки называют народными? (потому что, сказки сочинил народ)

А почему сказки называют авторскими? (их сочинил и написал один человек, автор). А как начинаются сказки (жили- были), (в некотором царстве, в некотором государстве). Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, побывать в стране сказок, там нас ждет много загадок и заданий. А на чем как вы думаете можно отправиться в путешествие? Я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Ну, прежде чем нам полететь, надо его надуть.

(дыхательная гимнастика) Сделаем большой вдох через нос, выдыхаем через рот (Ш-ш-ш) Руками будем изображать шар, и полетели.

А теперь нам надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться.

Сделаем вдох и выдох (с-с-с)

Вот мы ребята и попали в сказочную страну.

Ребята, посмотрите, что это?

Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слова наоборот:

(дидактическое упражнение» Слова — антонимы)

Добрый- злой

Мудрый- глупый

Смелый — трусливый

Веселый — грустный

Жадный — щедрый

Правда — ложь

Друг — враг

Трудолюбивый –ленивый

(перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащие на полу)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием

А теперь посмотрите на экран, в нем спрятались сказочные герои, давайте отгадайте их.

Просмотр слайдов:

Слушаем загадку:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке

Три там стула, и три кружки,

Три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

Да, правильно «Три медведя»

Ребята назовите всю медвежью семью: папа медведь, мама медведица, сынок медвежонок. А как их звали?

А кто еще герой этой сказки? (Машенька)

А Машенька, когда увидела трех медведей, испугалась?

Да, конечно, испугалась.

А почему ребята Машенька испугалась?

Медведи были очень большие, с огромными лапами, глазищами.

А медвежонок был маленький. (как ласково сказать, глаза- глазки, лапы- лапки, нос- носик).

Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей)

Слушаем следующую загадку:

С зеркалом вела беседу

Королева до обеда,

А оно правдиво было,

Красоту ее хвалило.

Но принцесса стала краше,

Всех красавец лучше даже……

И тогда принцессу эту

Мачеха сжила со свету.

Что случилось — каждый знает,

Сказку быстро отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»

Просмотр слайдов этой сказки.

А как вы думаете ребята эти сказки какие, народные или авторские?

Да, хорошо «Три медведя» -народная сказка.

А «Белоснежка и семь гномов «- авторская. (Братья Гримм)

Ребята вы, наверное, устали?

Давайте немножко от сказок сделаем отдых, проведем физминутку:

«Любимые сказки»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь.

Вот Дюймовочки слова: чтоб спина была пряма.

Поднимайтесь на носочках, словно тянетесь к цветочкам.

Нам советует Мальвина: Станет талия осиной, если будем наклоняться,

Влево, вправо десять раз.

Красной Шапочки совет, проживешь ты много лет, если будешь приседать 1,2,3,4,5

Дала нам сказка отдохнут

Отдохнули снова в путь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите мы с вами попали на цветочную поляну сказок.

Сколько тут много цветов, а вот какой-то не обычный цветок, он очень большой, а в нем спрятаны как вы думаете кто?

Правильно, герои сказок.

Давайте оторвем по одному лепестку и назовем название сказок.

(Дети угадывают название сказки по сюжетной картинке)

Воспитатель: Молодцы все сказки знаете. Справились с заданием.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

Волшебная палочка, а кто же ее забыл? Волшебная фея.

А вы бы хотели превратиться в сказочных героев? (да)

Тогда я сейчас взмахну палочкой и превращу одних ребят в героев, а других в зрителей(превращение).

А в каких героев из какой сказки вы хотите превратиться?

Сестрица «Аленушка и братец Иванушка»

Воспитатель: Тогда, ребята, те, которые зрители, рассаживаются по удобнее, а ребята-герои из этой сказки покажут нам сказку, а мы будем внимательно смотреть и слушать. (показ сказки детьми).

Воспитатель: На лесной опушке в бревенчатой избушке, жила Аленушка и братец Иванушка. Пошла Аленушка на луг и братца с собой взяла.

Шли- шли они долго и Иванушка очень захотел пить, а солнце было так высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Видит Иванушка стоит коровье копытца, полное водицы.

Иванушка: Аленушка сестрица, хлебну я из копытца.

Аленушка: Не пей, братец, теленочком станешь.

Воспитатель: вздохнул Иванушка и пошли они дальше.

Идут, идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Видит Иванушка стоит лошадиное копытце, полное водицы.

Иванушка: Сестрица Аленушка напьюсь я из копытца.

Аленушка: не пей, братец, жеребеночком станешь.

Воспитатель: Опять вздохнул Иванушка и пошли они дальше.

Идут, идут- солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце полное водицы.

Иванушка: сестрица моя милая сил нет больше терпеть, напьюсь я из копытца козьего.

Аленушка: Не пей, братец, козленочком станешь.

Воспитатель: Не послушал больше Иванушка Аленушку и напился из козьего копытца.

Закружился волчком и стал козленочком.

Видит Аленушка, что вместо Иванушки возле нее бегает.

Залилась Аленушка слезами, села на пенек и горько плаче.

В ту пору мимо ехал царь, остановился возле Аленушки

Царь: что ты так плачешь красна девица?

Аленушка: Как же мне не плакать, не послушал меня братец напился водицы из козьего копытца, стал козленочком.

Царь: Продай его мне.

Аленушка: о, как же я могу продать своего любимого братца.

Царь: Тогда не плачь, поехали со мной во дворец.

Воспитатель: Аленушка согласилась.

Так и стали они жить. Жили они жили, добрые радовались за них, а злые завидовали.

Один раз царя не было дома, неподалеку с ними жила вредная ведьма.

Узнала, что, царя нет дома, пришла во дворец, к Аленушкиному окошку, и так жалобно стала звать Аленушку купаться на речку.

Аленушка, недолго думая, согласилась.

Пришли они на речку, ведьма накинула на Аленушку. Привязала большой камень ей на шею и бросила в речку. Козленочек все это видел.

Сама ведьма быстро обернулась Аленушкой и пришла в царские хоромы, ее никто даже не распознал.

И даже сам царь тоже не распознал.

Одному только козленочку было все известно.

Каждый день он бегал до речки, ходил по бережку. Увидела ведьма, что козленок бегает на речку и стала настойчива просить царя зарезать козленка.

Царь был очень удивлен такому решению, говорит он Аленке (прев. Ведьме)

Царь: Почему такое вдруг решение, то любимый братец, а то зарезать просит.

Воспитатель: А царю так стало жалко козленка, привязался он к нему, ну делать было не чего.

Приказал царь ножи точить, узнал об этом козленок и попросил царя пойти на речку в последний раз, водицы испить, царь охотно его отпустил.

А ведьма видит такое дело, отправляет своего слугу следить за козленком, а, козленок прибежал на речку бегает во круг по бережку и просит о помощи.

Аленушка сестрица моя, меня хотят зарезать, помоги мне.

А Аленушка ему из воды отвечает

Аленушка: камень тяжел на груди у меня лежит, не могу я тебе помочь.

Воспитатель: А в это время ведьма отправила слугу следить за козленком, и он все слышал. Прибежал к царю все рассказал, что слышал и видел, как козленок просил о помощи, а с воды ему отвечали, что не могут помочь.

Тогда царь быстро приказал собрать народ, пришли на речку, закинули сети и вытащили Аленушку.

А Аленушка еще краше стала, обняла она козленка, поцеловала и он опять стал Иванушкой.

А ведьму царь приказал привязать к конскому хвосту и пустить в чистое поле.

Царь женился на Аленушке, так и стали они жить. Царь, Аленушка, и Иванушка.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! (Все действия выполняю дети в костюмах)

Воспитатель: А теперь ребята нам же нужно превратиться в обычных детей и вернуться в свой детский сад.

Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и мы опять превратимся в ребят.

И нам пора возвращаться в свой сад.

Мы возьмем свой воздушный шар немного его надуем и полетим обратно.

Вот уже я вижу наш садик, спускаемся, что делать будем (сдуем шар).

Все вот мы в своей группе, скажите ребята, что вам больше всего запомнилось?

(ответы детей).

Мне тоже очень понравилось путешествие, а вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии, я вам подарю медальки «Знатоки сказок».

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, сценарная драматургия, сценарная драматургия праздника, представление, сценарий, массовый праздник, народный театр, русская народная праздничная культура, строгая последовательность, театрализованное праздничное действие.


Похожие статьи

Мелизматика в церковном действии древности — первоисточник вокальной импровизации

В данной статье приводятся общие данные, которые свидетельствуют о существовании параллелей между духовной музыкой древности с её первоначальной речевой, литературной и устно-декламационной основой и современными вокальными приемами. Основная часть с...

Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками

В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школа...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Жанр литературной сказки в творчестве Людмилы Петрушевской

Сказки Л. Петрушевской, с одной стороны, сохраняют генетическую связь с фольклорной волшебной сказкой, которой обязана своим происхождением сказка литературная, что проявляется в сохранении функций сказочных героев, в использовании структуры фольклор...

«Белорусская гиперболизация»: национальная символика в художественном решении театрализованных представлений

В данной статье на примере реконструкций и анализов действ по случаю государственных праздников рассматриваются основные принципы и тенденций художественно-выразительных решений в зрелищной культуре Беларуси. Основное внимание в работе автор акценти...

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках

В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Народный эпистолярий в научном осмыслении Г. Нудьги

Статья посвящена анализу труда Г. Нудьги «Переписка запорожцев с турецким султаном». Автор рассматривает основные характеристики казацкого послания как жанровой разновидности фольклора, среди которых конвенциональность, вариативность и анонимность. В...

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество

В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Похожие статьи

Мелизматика в церковном действии древности — первоисточник вокальной импровизации

В данной статье приводятся общие данные, которые свидетельствуют о существовании параллелей между духовной музыкой древности с её первоначальной речевой, литературной и устно-декламационной основой и современными вокальными приемами. Основная часть с...

Развитие культуры речи у дошкольников и младших школьников посредством использования словесной игры со скороговорками

В статье рассматривается использование словесной игры со скороговорками для развития артикуляционного аппарата у дошкольников и младших школьников и формирования культуры речи при реализации дополнительных общеобразовательных программ в детских школа...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Жанр литературной сказки в творчестве Людмилы Петрушевской

Сказки Л. Петрушевской, с одной стороны, сохраняют генетическую связь с фольклорной волшебной сказкой, которой обязана своим происхождением сказка литературная, что проявляется в сохранении функций сказочных героев, в использовании структуры фольклор...

«Белорусская гиперболизация»: национальная символика в художественном решении театрализованных представлений

В данной статье на примере реконструкций и анализов действ по случаю государственных праздников рассматриваются основные принципы и тенденций художественно-выразительных решений в зрелищной культуре Беларуси. Основное внимание в работе автор акценти...

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках

В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Народный эпистолярий в научном осмыслении Г. Нудьги

Статья посвящена анализу труда Г. Нудьги «Переписка запорожцев с турецким султаном». Автор рассматривает основные характеристики казацкого послания как жанровой разновидности фольклора, среди которых конвенциональность, вариативность и анонимность. В...

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество

В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Задать вопрос